Троеборье, по которому мы скучаем

История: Троеборье, по которому мы скучаем

Автор: Екатерина ШТАТНОВА/equestrian.ru
Номер журнала: GM №3(226)2025
Фото: Сергей Субботин / РИА новости

Когда говорят о «Золотом веке» отечественного конного спорта, чаще всего имеют в виду период олимпийских успехов в выездке. И это абсолютно справедливо: результаты Сергея Филатова, Ивана Калиты, Ивана Кизимова, Елены Петушковой до сих пор остаются недосягаемыми для наших соотечественников. Однако в их тени как будто остаются троеборцы – выдающиеся мастера этой дисциплины, входившие без преувеличения в элиту мирового конного спорта. В их погоне за олимпийским золотом, растянувшейся на 28 лет, было место для триумфов и трагедий, удач и фатального невезения, высочайшего профессионализма и поразительной воли к победе.

Олимпиада 1952 года стала первой Олимпиадой для советских спортсменов. Дебют обернулся триумфом, СССР занял второе место в неофициальном медальном зачете, но конники не смогли сделать свой вклад в копилку медалей. Предстояло наверстать упущенное за 40 лет изоляции от мирового конного спорта.
 
Месть олимпийцев
 
Олимпиада в Хельсинки 1952 года стала для советских спортсменов-конников «выходом в свет» – первым крупным международным турниром. В мире без интернета и телевидения (которое на тот момент еще не было широко распространено), эти старты стали настоящим прыжком в неизвестность. Но и для всего мира Олимпиада в Хельсинки стала исторической вехой – впервые женщинам разрешили стартовать в соревнованиях по конному спорту. Пока запрет был снят только для выездки. Троеборье по-прежнему оставалось закрытым клубом мужчин-военнослужащих. 
 
Советская команда в Хельсинки состояла из трех человек – Валериана Куйбышева на Перекопе, Юрия Андреева на Луговом и Бориса Лилова на Загибе. В те времена самой значимой частью программы, которая и определяла победителей, были полевые испытания. Кросс (8 км/30 препятствий), стипль-чез (4 км/12 препятствий), «большие» и «малые» дороги были действительно серьезным испытанием выносливости лошадей и всадников. Единственным спортсменом из нашей сборной, кому удалось финишировать в соревновании, стал Валериан Куйбышев. На стипль-чезе Перекоп потерял подкову, и часть «дорог» спорт­смен бежал рядом с лошадью. 5-летний чистокровный жеребец Перекоп был горяч, но смел и вынослив. Олимпийский дебют оказался успешным – 10-е место из 59 участников, и это было немалым достижением. 
 
СССР впервые участвует в Олимпийских играх. На фото – троеборная сборная 1952 г. в Хельсинки (слева направо): В. Куйбышев с Перекопом, Н. Шеленков, ветеринарный врач Б. Обухов, Ю. Андреев с Луговым и Б. Лилов (фото: FEI)
 
Всесоюзные соревнования по конному спорту 1952 года современники метко окрестили «Местью олимпийцев». И троеборный кросс, и конкурный Гран-при были построены по точному подобию хельсинских. На старт полевых испытаний вышли 32 спортсмена, а закончили их всего четверо (олимпийцы в соревнованиях не участвовали). 
 
После Олимпиады начали перестраивать систему подготовки спортсменов и лошадей, а также систему проведения соревнований, чтобы привести их к международным стандартам. Можно подумать, что лошади работали на износ, но это не совсем так. Встречались примеры выдающегося спортивного долголетия. Куйбышев на Перекопе через четыре года после Хельсинки был включен в состав олимпийской сборной в 1956 году, а его товарищем по команде был Николай Шеленков на Сатрапе. На тот момент 7-летний Сатрап примет участие еще в двух Олимпиадах – 1960 и 1964 гг. Сатрап выступал на всех трех Играх под седлом разных спортсменов. Перерас­пределение лошадей между спортсменами было обычной практикой в советские времена. 
 
На Олимпиаде 1956 года полевые испытания проходили в пригороде Стокгольма. Больше всех повезло Льву Баклышкину на Гимнасте. Он стартовал до того, как начался проливной дождь, и финишировал на кроссе без штрафных очков. Перекоп у Валериана Куйбышева поскользнулся и упал на третьем препятствии кросса вместе с всадником, но тогда можно было продолжать соревнование после падения. Еще несколько падений, и пара все-таки закончила кросс. Иначе результат команды не был бы засчитан. Наши спорт­смены заняли седьмое место в командном зачете, а всего стартовало 19 команд. Лев Баклышкин на Гимнасте подобрался ближе всех к пьедесталу – 4-е место в личном зачете. Впечатляющий прогресс был достигнут всего за 4 года, и результат личного зачета, достигнутый на той Олимпиаде, удалось улучшить только через 24 года, на Олимпиаде в Москве!
 
Между Римом и Токио
 
На Олимпиаде в Риме 1960 года советские конники были как никогда близки к серебряной медали. Сайбаттал Мурсалимов на опытном Сатрапе занял 5-е место  в личном зачете, а Лев Баклышкин на Базисе – 7-е. Но, к сожалению, ни Юрий Смыслов на Регистрации, ни Борис Коньков на Опере не смогли закончить полевые испытания. Кросс в Риме отличался препятствиями огромного размера и их сложной конфигурацией. Из 73 всадников до финиша добрались 43.
 
Сайбаттал Мурсалимов – двукратный участник Олимпийских игр, двукратный чемпион Европы в командном зачете (фото: Рудольф Алфимов / РИА новости)
 
Наша команда осталась без зачета, но всего через два года, в 1962-м, сборная СССР выиграла командное золото на чемпионате Европы. Чемпионат проходил в Бергли (Великобритании), и на тот момент лидерами европейского трое­борья считались англичане. Они были фаворитами турнира. Обыграть англичан у них же дома могла только исключительно сильная команда. Советская сборная была именно такой! В ее состав входили Герман Газюмов (чистокровная верховая Грань), Павел Деев (Сатрап тракененской породы), Борис Коньков (чистокровной верховой Румб) и Лев Баклышкин (Хирург чистокровной верховой породы). Герман Газюмов привез с того чемпионата личное серебро в дополнение к командному золоту.
 
После такого успеха на Олимпиаду в Токио 1964 года советская команда отправлялась с надеждой на медали. Кросс проходил в пригороде Токио, и, по свидетельствам очевидцев, не отличался особой сложностью. Проблемы были две – трудная дорога и проливные дожди. Лошадей везли морем, и они прибыли на Игры не в лучшем состоянии. Тем не менее, советская команда в полном составе финишировала и заняла 5-е командное место. 
 
Европейское троеборье в гости к нам
 
В 1960-е годы советское троеборье прочно утвердилось среди элиты мирового спорта. Дважды чемпионаты Европы проводились на территории СССР – уникальный случай среди конноспортивных дисциплин. В 1965 году турнир принимала Москва. Манежная езда и конкур проходили на Центральном Московском ипподроме, а полевые испытания – на Планерной. В 1952 году здесь была построена троеборная трасса. Кстати, с ней знакомы и современное поколение троеборцев. Конечно, барьеры много раз перестраивались, но на одном и том же историческом месте. На Планерной проводились крупные соревнования по троеборью, в том числе и международные, до 2019 года. К сожалению, сейчас этой трассы не существует. 
 
Герцог Эдинбургский принц Филипп награждает чемпиона Европы 1973 года Александра ЕВДОКИМОВА (фото: Виктор БУДАН / ITAR-TASS)
 
Но вернемся на 60 лет назад. В Москву тогда приехали команды из семи стран, в том числе из Ирландии, Великобритании и ФРГ.  С неоспоримым преимуществом чемпионами Европы стала команда СССР. В ее составе выступали Лев Баклышкин (Рулон), Валентин Горелкин (Приход), Александр Евдокимов (Подарок), Сайбаттал Мурсалимов (Джигит). Лев Баклышкин всего один балл проиграл поляку Марьяну Баберецкому, и стал серебряным призером в личном зачете. 
 
Александр ЕВДОКИМОВ на ЭГЕРЕ – тот же кросс в Киеве преодолел  благополучно (фото: Виктор БУДАН, Юзеф Мосежник, Александр Яковлев / ТАСС)
 
Хотя олимпийские медали все еще не давались в руки нашим спортсменам, количество наград чемпионатов Европы росло. В 1973 году чемпионат Европы проходил в Киеве, и он стал значительной вехой в истории развития советского троеборья. Впервые золотым призером чемпионата стал советский спорт­смен – Александр Евдокимов. Он выступал на чистокровном Эгере. Московский спортсмен представлял ДСО «Спартак». Сенсацией чемпионата стало падение принцессы Анны, дочери Елизаветы II и чемпионки Европы по троеборью 1971 года, на втором препятствии – огромном оксере над канавой. И этот факт много говорит о сложности кросса, который Александр Евдокимов преодолел блестяще.
 
Принцесса Анна за секунду до своего падения на втором препятствии кросса чемпионата Европы 1973 г. в Киеве (фото: Виктор БУДАН, Юзеф Мосежник, Александр Яковлев / ТАСС)
 
Вперед, к олимпийскому золоту!
 
Игры в Мехико в 1968 году стали одними из самых драматических для советской команды. Сильнейшие дожди привели к разливу реки, которую нужно было преодолевать во время полевых испытаний. Лошадь Светозара Глушкова, Балерина, не смогла справиться с этой преградой и погибла. В зачет шли три результата из четырех, поэтому команда еще надеялась на достаточно высокое место. Но во время конкура Павел Деев на Пакете забыл маршрут и был снят. А перед конкуром он занимал третье место! Команда осталась без зачета. 
 
Церемония открытия Олимпийских игр в Мехико 1968 г. На этом же стадионе «Олимпико Университарио» прошли и конноспортивные соревнования (фото: Сергей Преображенский, Виктор Шандрин/ ТАСС)
 
Через четыре года, в Мюнхене, команда СССР реабилитировалась после неудачи в Мехико. Сергей Мухин (Рейсфедер), Валентин Горелкин (Рок), Владимир Ланюгин (Зимар) и Мамаджан Исмаилов (Трест) заняли седьмое место в общекомандном зачете, в котором участвовало 18 стран. Сейчас это звучит как труднодостижимая мечта, но в те времена результат был признан «средним».
 
Светозар ГЛУШКОВ – участник Олимпиады 1968 г. в Мехико (фото: Рудольф Алфимов / РИА новости)
 
В 1975 году наши спортсмены отправились на чемпионат Европы в Люмюллене (Германия), и привезли оттуда еще одно (третье в истории) командное золото. В составе команды выступали Владимир Ланюгин (Рефлекс), Владимир Тишкин (Флот), Виктор Калинин (Аракс) и Петр Горнушко (Гусар). Петр Горнушко стал бронзовым призером в личном зачете, а команда обыграла в том числе британцев. Снова расстановка препятствий на кроссе и их комбинации стали сюрпризом для советских спортсменов, но уровень подготовки позволил успешно финишировать в полевых испытаниях.
 
Пятое командное место на Олимпиаде в Монреале в 1976 году было шагом вперед относительно Игр в Мюнхене, но старший тренер сборной Николай Шеленков писал, что результат был признан неудовлетворительным. Олимпийские медали по-прежнему ускользали. 
 
Их лебединая песнь
 
Перед Олимпиадой–1980 тренерский штаб сосредоточился на подготовке к главному старту. К сожалению, по политическим причинам в Москву приехали только шесть команд. По результатам манежной езды неожиданно в лидеры вышли поляки. Но в те времена в троеборье все решали полевые испытания. 
 
Трасса была проложена по битцевскому лесопарку. Стипль-чез проходил на стипль-чезном кругу, который сохранился до нашего времени, что касается кроссовых препятствий, то сейчас их уже нет. Впрочем, старожилы окрестных районов помнят времена, когда их можно было увидеть в лесу. В этом году троеборье вернулось в «Битцу» после многолетнего перерыва, но теперь трасса кросса уложена внутрь стипль-чезного круга. 
 
Александр БЛИНОВ и ГАЛЗУН на кроссе московской Олимпиады (КСК «Битца») (фото: FEI)
 
В олимпийских полевых испытаниях стартовали 28 спортсменов, но до финиша добрались 18. Александр Блинов (Галзун), Юрий Сальников (Пинцет), Валерий Волков (Цхети), Сергей Рогожкин (Геллеспонт) наконец-то добились олимпийского золота. В личном зачете Блинов стал серебряным призером, а Сальников – бронзовым.
 
Юрий САЛЬНИКОВ – победитель в командном и бронзовый призер – в личном зачете на Олимпийских играх в Москве (фото: Алексей ШТОРХ / РИА новости)
 
В далеком 1952 году вряд ли кто-то верил, что советское троеборье достигнет таких высот. Но цель была поставлена, и цель была достигнута. За 28 лет три командных и одно личное золото чемпионатов Европы, и олимпийское командное золото – именно так выглядела золотая эра советского троеборья. Многие попытки повторить успехи советских спортсменов пока не увенчались успехом в современном российском конном спорте. В 60-70-х годах прошлого века сошлись много факторов: щедрое государственное финансирование, централизованное управление сборными, доступ спорт-сменов к большому количеству качественных лошадей с возможностью выбора, грамотные тренеры «старой школы» и упорство самих спортсменов. В одну и ту же реку нельзя войти дважды, и в новых реалиях нужно искать новые пути на Олимп.