Цена кавалерийской романтики

История: Цена кавалерийской романтики

Автор: Тимур МУМИНОВ
Номер журнала: GM №1(224)2025
Фото: ЕРА/YURI KOCHETKOV

Говорят, в дореволюционной военной среде ходила шутливая поговорка: «Щеголь в кавалерии, умный в артиллерии, пьяница во флоте, а дурак в пехоте». Кавалерия издавна была элитой армии, а «корпоративная культура» этого рода войск отличалась повышенными требованиями к внешнему виду офицеров, солдат и, конечно, строевых лошадей. Особенно, если речь идет про XIX век, поистине золотой для кавалерии Российской империи.
 
 
 
Вы побеждали и любили
Любовь и сабли острие –
И весело переходили
В небытие.
Марина Цветаева
 
Элитные спецподразделения
 
«Элита элит» – конная Гвардия, отборные войска. В ее составе были формирования всех видов регулярной кавалерии: гусаров, улан, драгун и кирасиров. Последних первоначально представляли Кавалергардский и лейб-гвардии Конный полки. 
 
Слово «кавалергард» образовано французскими cavalier – всадник и garde – охрана.  В 1724 году Петр I перед официальной коронацией супруги – императрицы Екатерины I, сформировал особую кавалергардскую роту для охраны мероприятия, самолично ее возглавив. Офицерами почетной роты числились генералы и полковники, капралами – подполковники, а рядовые были набраны из младших офицеров приятной наружности. Предпочтение отдавалось светловолосым молодцам ростом не ниже 190 см, государю под стать.
 
Конная рота петровских кавалергардов облачилась в особую праздничную форму, но по окончании коронационных торжеств была расформирована. Впоследствии подразделения кавалергардов неоднократно формировались заново и распускались. Длительное время служить кавалергардами, даже рядовыми, могли только дворяне. Они несли караульную службу в покоях членов императорской семьи, как в столице, так и в загородных резиденциях.
 
Наконец, в 1800 году Павлом I был сформирован Кавалергардский полк кирасирского типа, который вошел в состав Гвардии на одинаковых правах с прочими гвардейскими полками и без сохранения привилегии комплектования только дворянами. Нижние чины Кавалергардского полка набирались из высоких голубоглазых и сероглазых безбородых блондинов. Характерные предметы кирасирской униформы – мундир (колет) из белой кирзы (род плотного сукна) и черная кожаная каска с медным налобником и гребнем с щетиной из конского волоса. При парадной форме надевали белые кожаные (лосиные) штаны и высокие сапоги-ботфорты, в походе – серые рейтузы, подшитые черными кожаными леями. У кавалергардов воротник и обшлага мундира были красные, имелись и другие нюансы из разряда «дорого-богато». В романе Льва Толстого «Война и мир»  место службы Андрея Болконского как таковое не указано, но в экранизации Сергея Бондарчука, судя по костюму, молодой князь определенно причис­лен к кавалергардам.
 
В армейских кирасирских полках рост лошадей колебался в пределах 151-160 см, в гвардейских – 156-164 см. При этом предпочитали лошадей темных мастей, поскольку считалось, что такие на поле боя выглядят более крупными и мощными, чем они есть на самом деле. Это правило даже было узаконено в 1815 году, когда кирасирам запретили брать под седло серых лошадей. Исключение составляли трубачи и музыканты, у которых кони были исключительно светло-серыми.
 
При Александре I Кавалергардский полк насчитывал около тысячи человек разделенных на пять эскадронов. В битве под Аустерлицем (1805 год) состоялось их боевое крещение. В героической атаке и неистовой рубке с превосходящим противником кавалергарды потеряли почти половину своего состава, заслужив искреннее восхищение самого Наполеона! «Это было не просто смело...», говоря словами нашего современника. Но само сражение австро-русские войска, несмотря на численное превосходство, проиграли.
 
Виктор Мазуровский. Атака лейб-гвардии Конного полка на французских кирасир в сражении под Фридландом 2 июня 1807 года
 
_________________________
 
Кавалерийский дайджест
 
Регулярная кавалерия России в начале XIX века подразделялась на легкую (гусары и уланы) и тяжелую (драгуны и кирасиры). 
 
Гусары и уланы использовались для разведки, боевого охранения, рейдов и отчасти партизанских действий. Вооружены они были саблями, пистолетами и карабинами (короткое ружье), а уланы еще и пиками с цветными флюгерами. 
 
Драгуны (иногда их выделяют как среднюю кавалерию) должны были сражаться как в конном, так и пешем строю, для чего кроме сабли (или палаша) и пары пистолетов вооружались ружьями (мушкетами) со штыками. 
 
Кирасиры атаковали вражеские боевые порядки в сомкнутом строю и наносили сокрушающий удар, способный решить исход баталии. Их вооружение – палаш, пистолеты, карабин, а туловище защищала железная кираса (отсюда и название), которая весила до 10 кг.
 
Комплектование кавалерии в то время рядовым составом, как и всей армии, проводилось на основе рекрутской повинности, в основном – из крестьян. Солдатская служба продолжалась 25 лет. Офицерский состав конницы комплектовался из дворян, срок службы не устанавливался.
_________________________
 
 
Знак солдатской доблести 
 
В 1807 году под Фридландом вновь отличились гвардейские кирасиры, которые, как ни странно, с середины 1801 до середины 1812 года вовсе кирас не носили. Кавалергарды основательно потрепали корпус маршала Нея. Кровавую баню французской кавалерии устроил лейб-гвардии Конный полк, старейший из регулярных. Это проигранное сражение знаменито в том числе тем, что за мужество и героизм, проявленные в нем русскими солдатами, они впервые были награждены «Знаком отличия Военного ордена». Впоследствии его стали называть «Георгиевский крест». Знак под номером 1 получил унтер-офицер Кавалергардского полка Егор Иванович Митрохин. Несколько награжденных солдат из драгунских полков были переведены в кавалергарды.
 
Кавалерийская палитра
 
Гвардейская кавалерия Александра I ко времени вторжения Наполеона состояла из шести полков: Конного, Кавалергардского, Драгунского, Гусарского, Уланского и Казачьего. Несмотря на привилегированное положение, гвардейцы не раз оказывались в самой гуще кровопролитных сражений. Армейская кавалерия насчитывала 8 кирасирских, 36 драгунских, 11 гусарских, 5 уланских полков. Русская кавалерия в целом была подготовлена лучше, чем наполеоновская, и сыграла выдающуюся роль в разгроме «великой армии».
 
После изгнания Наполеона была проведена реорганизация кавалерии. Большое количество драгунских полков себя не оправдало, зато ощущалась нехватка легкой конницы. В декабре 1812 года часть драгунских полков была преобразована: 2 за боевые заслуги – в кирасирские, 1 – в гусарский, и сразу 8 стали уланскими. Кроме того, были сформированы полки нового типа – конные егеря (стрелки), в том числе лейб-гвардии Конно-егерский полк. Ряды Гвардии также пополнились Кирасирским Его Величества полком, прозванным «желтые кирасиры». Возможно, из-за того, что набирали в него рыжих солдат, которые ездили на рыжих лошадях. Или из-за желтого цвета обшлагов, воротничков, погон, выпушек, кантов, околышей фуражек и суконных чепраков под седлом.
 
В Заграничных походах русская кавалерия проявила себя с самой лучшей стороны  в сражении у Кульма и Битве народов у Лейпцига. А полным ее триумфом стало сражение у Фер-Шампенуазе в марте 1814 года, которое вообще может считаться одной из самых блистательных побед кавалерии за всю историю войн. Русские всадники вместе с немногочисленными союзниками без отставшей пехоты и при содействии лишь конной артиллерии на голову разгромили превосходящие силы французов и открыли дорогу на Париж!
 
Драгуны Российской армии. Военная реконструкция Бородинского сражения, 2024 год (фото: Тамара АНТИПИНА)
 
Усы гусара в бой ведут!
 
Но самыми известными частями кавалерии в войне с Наполеоном, безусловно, стали гусары. Их воспел настоящий герой той войны гусар и поэт Денис Давыдов:
 
Я люблю кровавый бой,
Я рожден для службы царской!
Сабля, водка, конь гусарской,
С вами век мне золотой!
 
Толстой сделал гусаром одного из главных героев «Войны и мира» Николая Ростова. В советское время гусарский образ окончательно канонизировали в кинематографе и пикантных анекдотах про вымышленного поручика Ржевского.
 
В России гусары упоминаются с XVII века, а впервые они появились в Венгрии как конные отряды дворянского ополчения. Русские гусары прошли замысловатый путь к всенародной известности. До конца XVIII века гусарские полки в Российской империи были скорее иррегулярными формированиями и комплектовались выходцами из соседних стран: сербами, венграми, молдаванами, а также казаками расформированного украинского Слободского казачьего войска. Гусарским офицерам были позволены усы, которые в регулярной армии того времени были «привилегией» исключительно нижних чинов. Только при Николае I в 1830-х разрешение носить усы получают все офицеры – и кавалеристы, и пехотинцы, и флотские.
 
Знаменитое яркое гусарское обмундирование (своей расцветки в каждом полку) повторяло венгерский народный костюм и включало расшитый шнурами на груди доломан (короткая куртка для всех чинов), аналогичного кроя ментик (зимняя куртка, отделанная мехом, носилась в рукава или на левом плече), обтягивающие штаны-чакчиры (в походе – серые рейтузы). На левом боку у гусара висела сумка с императорским вензелем, которая называлась ташка. В ней хранились принадлежности для ухода за оружием.
 
От гусарского коня требовался рост 150-155 см, неприхотливость и выносливость. Закупали таковых в первую очередь на Дону. В 1802 году казна выделяла 50 рублей, в 1813 – 70, а в 1819 году – уже 100 рублей, чтобы приобрести одну солдатскую лошадь. Офицеры обзаводились лошадьми за свой счет. Поручик лейб-гвардии Гусарского полка Михаил Лермонтов отдал за своего коня Парадера 1580 рублей, имея годовое жалованье 780.
 
Товарищи уланы 
 
Уланы (как считается, от тюркского «юноша») – еще один вид иностранной конницы, нашедшей спрос в Российской империи. Первоначально (XVI век) уланы появились в Литве и Польше как иррегулярные части из переселившихся сюда золотоордынских татар. За пару веков проворные всадники с пиками получили прописку в армиях Австрии, Пруссии и Франции. В России первые регулярные уланские части формируются при Павле I. В 1812 году было 6 полков улан (включая один гвардейский), к 1827 году – 19.  Вооружение улан мы уже упоминали, а особенностью их формы был высокий головной убор с квадратным верхом (происходивший от татарской шапки), который называют уланка или «конфедератка».
 
В старейшем Литовском уланском полку между солдатами было принято обращение «товарищ». Так именовался рядовой, а каждый прибывший в полк новобранец назывался «кандидат в товарищи». Незадолго до начала Отечественной войны в Литовский полк переводится из гусар бравый корнет А.А. Александров, награжденный Георгиевским крестом. В Бородинском сражении литовские «товарищи» мужественно защищали Семеновские флеши, а поручик Александров был контужен и ранен. Много позже, при активном содействии А.С. Пушкина, отставной штаб-ротмистр Александров издаст мемуары «Записки кавалерист-девицы», в которых впервые за много лет назовет свое настоящее имя – Надежда Дурова. 
 
Уланы Российской армии. Военная реконструкция Бородинского сражения, 2024 год (фото: ITAR-TASS/Владимир Астапкович)
 
_________________________
 
Профессия – ремонтер
 
Верховые лошади со времен Екатерины II приобретались каждым полком самостоятельно за казенные деньги. Их выбором, покупкой и доставкой до места службы занимались ремонтеры – пара офицеров, которые, по мнению командира полка, знали толк в лошадях. В помощь им выделялось несколько солдат. Назначение ремонтером сулило как приятную «смену картинки» на несколько месяцев и увлекательное путешествие по российским весям, так и немалые хлопоты: все непредус­мотренные расходы ремонтер покрывал из собственного кармана. Кроме того, сам выбор подходящих лошадей, особенно крупных кирасирских, в тех реалиях был непростой задачей. Не зря опытные ремонтеры поговаривали, что «лошадей в России много, но лошадей в России нет». При девятилетнем сроке службы коня в армии и восьмилетнем – в гвардии, российской кавалерии каждый год требовалось около шести тысяч лошадей в возрасте от 4 до 6 лет.
_________________________
 
 
Как долог век Кавалергарда?
 
Призванные в мирное время охранять российских монархов, придворные кирасиры к событиям 14 декабря 1825 года имели самое непосредственное отношение. Без особого энтузиазма, как отмечали некоторые очевидцы, разгонял восставших на Сенатской площади лейб-гвардии Конный полк под командованием Алексея Федоровича Орлова, племянника знаменитого графа-коннозаводчика. В кавалергардах в разное время служили и почти все главные декабристы: Волконский, Лопухин, Пестель, Муравьев или, например, Михаил Федорович Орлов – родной брат командира конногвардейцев. Алексей Федорович как защитник трона заслужил признательность императора Николая I и смог добиться для брата самых мягких последствий после не­удав­шегося мятежа.
 
В Петербургской группе Южного общества состояли 12 молодых офицеров-кавалергардов, включая Ивана Анненкова, которого в кинокартине «Звезда пленительного счастья» блистательно сыграл любимец советских зрительниц Игорь Костылевский. А теперь давайте внимательно послушаем знаменитую песню из этого фильма!
 
Или загляните, пожалуйста, в оригинальный текст Булата Окуджавы: «КавалергардЫ, век недолог...». Это обращение, пожалуй, не имеет такого фатального звучания как из раза в раз нам слышащийся «кавалергардА век». Но в любом случае, действительно, молодому дворянину, избравшему военную карьеру, не имело смысла связывать всю жизнь с Кавалергардским полком. В его рядах уже годам к 25-ти он мог дослужится до полковника и командовать эскадроном. Далее, при отсутствии мощной протекции, надо было покидать гвардию и переходить в армейские части, откуда лежала прямая дорога к получению генеральского чина.
 
Кроме того, служба в конной гвардии была весьма накладна даже для аристократа. К затратам на особое обмундирование (как минимум, 7 комплектов формы на разные случаи) добавлялись расходы в буквальном смысле по «конскому ценнику». На службу в гвардейскую кавалерию каждый офицер поступал с двумя собственными строевыми лошадьми, и далеко не абы какими. В армейской кавалерии офицер имел одну свою лошадь и вторую – казенную. Попытка поправить дела за счет выгодной женитьбы на купеческой дочке вела к выходу из Гвардии, щепетильной к сословной чистоте своего офицерского корпуса.
 
Некоторые кавалергарды прожили довольно долгую жизнь, но прославились не на поле брани или борьбой с самодержавием. Они запомнились как виновники главных трагедий золотого века нашей словесности.
 
Роковые выстрелы
Все лица на один покрой,
И статен тот, как и другой.
Вся амуниция с иголки,
У лошадей надменный вид,
И от хвоста, до самой челки,
Шерсть одинаково блестит.
Любой солдат – краса природы,
Любая лошадь – тип породы.
Что офицеры – ряд картин,
И все, как будто бы один.
В посадках – идеал равенства,
В равненье – просто совершенство.
 
Эти строки принадлежат кавалергарду Николаю Мартынову, который летом 1841 года на дуэли около Пятигорска застрелил великого русского поэта и лейб-гусара Михаила Лермонтова. Что же послужило причиной ссоры двух, некогда находившихся в приятельских отношениях, кавалеристов? Пушкин, как известно, защищал честь жены, и вызвал на дуэль Жоржа Дантеса (между прочим, тоже кавалергарда). Лермонтова же вызвали на дуэль: Мартынов был оскорблен постоянными едкими насмешками опального стихотворца над его внешним видом. Участвуя в войне на Кавказе добровольцем, перейдя для этого на службу из придворного полка в обычную казачью часть, Мартынов, как и многие участники той кампании, стал носить колоритный горский костюм и оружие, но, видимо, слегка переусердствовал с количеством и размером кинжалов. Автор «Героя нашего времени» не оставил это без внимания и поплатился...
 
Лермонтов в ментике лейб-гвардии Гусарского полка. Петр Заболотский, 1837 год
 
Конец прекрасной эпохи
 
Неудачная для России Крымская война показала необходимость коренных преобразований в общественно-экономическом устройстве государства и реформ в армии. В результате облик победоносной русской кавалерии стал меняться. Например, с 1857 года в армейских полках уже не требовался одномастный конский состав, который в Гвардии сохранился вплоть до Первой Мировой. В 1856 году к гвардейским был причислен Кирасирский Ея Величества полк («синие кирасиры»), который получил от Кирасирского Его Величества лошадей рыжей масти. Отныне «желтые кирасиры» ездили на караковых. Общая масть лошадей Кавалергардского полка была гнедая, которая становилась как бы темнее от эскадрона к эскадрону: в первом – светло-гнедые без отметин, 2-й эскадрон – гнедые с отметинами, третий – гнедые без отметин, 4-й эскадрон – темно-гнедые без отметин. Лейб-гвардии Конный полк из высоких жгучих брюнетов восседал на вороных. 
 
Золотая каска с орлом являлась, наверное, самым эффектным элементом парадной формы гвардейских кирасир. У кирасирского Его Величества и Кавалергардского полков – орлы и чешуйчатые ремешки были серебряного цвета, а у Кирасирского Ее Величества и лейб-гвардии Конного орлы и металлические элементы были вызолочены.
 
Кирасиров всегда легко отличить благодаря нагрудному «доспеху» – кирасе (фото: Holly Madchen)
 
До реформ Александра II офицерский корпус армейских кавалерийских и пехотных частей на 2/3 пополнялся из числа военнослужащих, не имевших специального военного образования. Для удовлетворения потребностей армии в обер-офицерах были открыты юнкерские училища. С 1865 года начинают действовать кавалерийские юнкерские училища в Твери и Елисаветграде. Офицеров Гвардии с 1823 года готовила Школа гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров в Петербурге. Именно в ней учились М.Ю. Лермонтов и его убийца Н.С. Мартынов. В 1864 году это учебное заведение стало именоваться Николаевское кавалерийское училище.
 
В 1874 году на смену рекрутской системе пришла всеобщая воинская повинность, срок службы сократился кратно. А в Красном Селе под Петербургом господа офицеры начинают ежегодно состязаться в многоверстных и опасных стипль-чезах, положив начало конному спорту. 
В 1882 году в столице открывается Офицерская кавалерийская школа (ОКШ) для совершенствования командиров гвардии, армии и казачьих войск. В «лошадиной академии», как прозвали ОКШ остряки,  учились  и  нижние чины, из которых готовили наездников (т.е. берейторов) и кузнецов. Преподаватели ОКШ популяризируют парфорсные охоты и ратуют за ремонт кавалерии заводскими высококровными лошадьми. Войсковые энтузиасты пускаются в сверхдальние переходы на строевых лошадях скромного происхождения. Корнет Асеев с англо-донской Дианой и сотник Пешков с амурским Серко становятся национальными героями. В конце века в петербургских манежах начинают осваивать выездку «по Филлису».
 
Николай II в форме лейб-гвардии Конного Его Величества полка
 
В тоже время Александр III унифицировал кавалерию – преобразовал все ее полки, кроме гвардейских, в драгунские. Армейских кирасир в драгуны превратил еще Александр II в 1860-м. После Русско-японской войны и предгрозовых раскатов революции 1905 года Николай II восстановил исторические наименования и особую форму бывших гусарских и уланских полков, стремясь возродить боевые традиции и дух победителей Наполеона, рыцарей Веры, Царя и Отечества. Накануне Первой Мировой русская кавалерия была самой многочисленной и признавалась сильнейшей в Европе, однако так и не сыграла решающей роли, как столетием ранее, в условиях затянувшегося позиционного противостояния.
 
Император Николай II и командир Лейб-гвардии гусарского полка генерал-майор В.Н. Воейков на полковом смотре (фото: К. Булла)

 






qwe