Сидит, как на картине

История: Сидит, как на картине

Автор: Максим Звягинцев
Номер журнала: GM №3(205)2021

Сокровищница мировой живописи хранит тысячи конных портретов герцогов, королей, генералов и императоров. Искусствоведы защищают диссертации о художественных особенностях этих произведений, подробно разбирая манеру того или иного мастера. Мы же посмотрим на классические шедевры с конкретной и понятной конникам целью: на чем и как все эти люди ездили верхом, с помощью чего управляли лошадьми. А заодно совершим путешествие во времени (почти на 400 лет), и в пространстве – ведь мы посетим представителей почти всей благородной Европы: от Испании до России.

Максим Звягинцев – эксперт по истории классической выездки, кавалерии и кавалерийского оружия, автор группы Vk «Классическая выездка – Ренессанс, Барокко».

 
Альбрехт Дюрер. «Рыцарь, смерть и дьявол». 
1513 г. Гравюра на меди
 
Железо:  ранняя форма пеляма (без подбородной цепочки), с короткими нижними рычагами. Снабжен двумя парами поводьев.
 
Седло: позднее рыцарское с задней лукой-спинкой с «ушами». 
 
Стиль посадки: «Браванте». 
 
Сапоги: ботфорты из мягкой кожи, в развернутом виде доходившие до середины бедра и скатывавшиеся при необходимости вниз (как и показано). 
 
Новаторством на этой картине является вертикальное положение кисти левой руки, вместо обычного в Средние века горизонтального. Сам тип разбора без разделения на нижний и верхний повод с каждой стороны, по существу, все еще остается средневековым. Нащечные ремни усилены цепочкой, нижний повод, контроль над которым критически важен в бою, – отдельными железными кольцами для защиты от перерубания. 
 
Изображенное седло было незаменимой составляющей рыцарского способа боя с таранным уколом копьем, зажатым под мышкой. Задняя лука анатомической формы, поддерживала ягодицы рыцаря снизу-сзади. Анатомичность для коня седел такого типа остается непревзойденной до сих пор. Под крылом, ниже задней луки, мы видим контур длинных выступов – «концов», расширяющих опорную поверхность полок и распределявших вес конника и ударную нагрузку на максимальную площадь – и именно в той области, на которую она в наибольшей степени приходилась. 
 
Использование нагрудника важно с точки зрения дополнительного крепления, предотвращающего смещение седла назад от отдачи при таранном уколе. Развитый накрупник также типичен для этого периода.
 
 
Франсуа Клуэ «Генрих II (1519-1559), Король Франции». 
Ок. 1547 г. Холст, масло
 
 
Железо: пелям c умеренно длинными S-образными нижними рычагами и очень короткими верхними – достаточно мягкое железо по сравнению с предыдущим примером. Нижние рычаги соединены двумя цепочками.
 
Седло: барочного типа (сегодня часто именуемого «португальским», несмотря на его долгую общеевропейскую популярность). Пришло на смену рыцарскому, вероятно, в связи с быстрым выходом из употребления тяжелых копий, начиная с середины XVI века.
 
Стиль посадки: классическая посадка для второй половины XVI–XVIII веков, прямой наследник стиля «Браванте».
 
Сапоги: ботфорты из мягкой кожи с подобием раструба сверху, все еще без каблука.
 
За три года до публикации в 1550 году первого современного выездкового трактата Федерико Гризоне, мы видим признаки сложившейся традиции выездки. Об этом свидетельствуют такие детали, как: занятие выездкой в некоем замкнутом пространстве; в правой руке – не символ власти, а хлыст, удерживаемый концом вверх. Левая кисть вертикальная, поводья разделены мизинцем. Единственной средневековой чертой остается небольшая длина повода – он берется за самый конец, то есть одна фиксированная длина, с изменением контакта и рамки только за счет перемещения руки. 
 
Сохранив общую концепцию рыцарского седла по форме полок с четырьмя концами, барочное седло стало более «облегающим» всадника. Изменилась задняя лука: она приобрела прямоугольную форму вместо спинки  с «ушами» у рыцарского; добавилась обивка обеих лук с внутренней стороны и бедренные валики. Если «Браванте» в Средние века и Ренессансе было только одним из многих стилей посадки, то начиная с середины XVI века посадка с выпрямленной и выдвинутой вперед ногой стала универсальной.
 
 
Антонис ван Дейк «Принц Томмазо Франческо де Савойя-Кариньян». 
1634-1635 гг.  Холст, масло
 
 
Железо:  аналогично предыдущему примеру, однако с более длинными нижними рычагами. 
 
Седло: барочного типа. 
 
Стиль посадки: классический.
 
Сапоги: ботфорты из мягкой кожи с каблуком (вошел в моду в начале XVII века) и «бабочкой», закрывают колено.  
 
Как писал столетием позже Гериньер: «Короткие нижние рычаги жестче и грубее, чем длинные, так как сила их воздействия ощущается лошадью скорее, чем если бы они действовали с большей дистанции, и… ограничивают рот очень строго». Длинные рычаги позволяют добиться необходимого усилия воздействия меньшим давлением и меньшим движением. Разбор повода через мизинец или безымянный палец. Теперь он имеет большую длину, позволяющую регулировать набор/отдачу в значительных пределах; любопытно, что его свободный конец переброшен назад, а не вперед. Посадка ничем не отличается от школьной.
 
 
Диего Веласкес «Конный портрет герцога де Оливареса». 
1638 г. Холст, масло
 
 
Железо:  аналогично предыдущему примеру, но с несколько более короткими нижними рычагами. Учитывая, что этот пелям имеет довольно длинные верхние рычаги, по степени рычажного воздействия это железо строже, чем показанное у ван Дейка.
 
Седло: барочного типа. 
 
Стиль посадки: классический. 
 
Сапоги: ботфорты как в предыдущем примере, но без «бабочки». При спешивании могли сворачиваться вниз.
 
Положение руки и разбор не видны, но мы опять можем призвать к помощи портрет Томаса Савойя-Кариньяно, исполненный ван Дейком: кисть левой руки примерно на высоте локтя или чуть выше, поводья разделены мизинцем. Частично видны бедренные валики и задняя лука (как и в старых рыцарских седлах), поддерживающая ягодицы. Кулет – деталь доспеха – нависает над задней лукой – сама лука недостаточно высока и не усилена сталью, для того, чтобы служить защитой от пистолетных выстрелов в упор и уколов мечом. Барочное седло в это время плотно фиксировало всадника и при наличии латной защиты ног не оставляло открытых мест между седлом и латами. Вероятно, эта особенность позволяла точнее работать посадкой при поворотах/пируэтах в рукопашной и выдерживать кавалерийские сшибки. 
 
 
Давид Клёкер Эренстраль «Карл XI (1655 – 1697), Король Швеции». 
1676 г. Холст, масло
 
 
Железо:  аналогичное двум предыдущим примерам, соотношение длин рычагов 1:3. Хорошо видна подбородная цепочка.
 
Седло: барочного типа.
 
Стиль посадки: классический. На общем фоне выделяется то, что при распрямленном колене нога практически не выдвинута вперед.
 
Сапоги: новый тип ботфорт – тяжелые, из толстой и твердой кожи, без возможности сворачивать их вниз. 
 
Карл лично водил свою кавалерию в атаку, поэтому портрет представляет собой крайне детальное изображение того, как выглядел монарх в день сражения при Лунде в 1676 году. Облаченный в защитный камзол из бычьей кожи и пулестойкую кирасу, Карл на несколько темпов перевел Бриллианта (так звали его коня – прим. ред.) на тер-а-тер, чтобы, оценив обстановку, возглавить своих кавалеристов.  
 
Такой пелям позволял снизить частоту и степень воздействия руки, когда железо служит не столько для активного воздействия, сколько для создания рукой пассивной рамки для поддержания требуемой степени сбора; в боевых условия такие рычаги, имеющие значительный свободный ход, оберегали рот коня на случай нечаянных перемещений левой руки. Обратите внимание на контакт на слегка провисшем поводе. 
 
Хотя некоторые авторы советовали «…сделать стремена короче, чем обычно.., чтобы найти в них опору, дабы ваши удары и уколы достигали дальше», укорачивание стремян пока не стало в кавалерии общим правилом, так как глубокая посадка с низким центром тяжести вполне удовлетворяла кавалеров не только в манеже, но и в бою. 
 
Изменение типа ботфорт скорее всего было связано с распространением сверхсомкнутого строя «колено за коленом», когда потребовалось защитить ноги от сдавливания конями товарищей по шеренге.
 
 
Иоганн Георг де Гамильтон «Жеребец кладрубской породы Церберо, выполняющий каприоль». 
1721 г. Холст, масло
 
 
Железо: как в предыдущих примерах, соотношение длин рычагов 1:2,5. 
 
Седло – барочное. Характерно большое количество подпруг (здесь три).
 
Наступает XVIII век, но мы по-прежнему не видим столь привычного нам сегодня двойного оголовья: признаком мастерства всадника и выезженности коня все еще является использование одного рычажного железа (чаще всего именно пеляма), в помощь которому при школьной работе мог быть привлечен кавессон. Длина нижних рычагов вернулась к обычным для XVI – началу XVII века пропорциям. 
 
«Концы» седла, расширяющие опорную площадь ленчика, стали еще короче. Вместо бедренных валиков мы видим удлинение вниз задней луки седла. Название военных барочных седел selle à piquer отсылает нас к по-прежнему важной роли задней луки, помогающей кавалеристу выдерживать укол, который он наносит мечом (фр.: piquer – колоть). Анатомичность седла позволяет обходиться пришиваемыми к седлу двумя подушками, набитыми соломой – этим обусловлено отсутствие вальтрапов/потников под барочными (как и под рыцарскими) седлами.
  
Стремена с  вертлужной проушиной – вероятно, для дополнительного удобства в поддержании нужного угла между площадкой и стопой. Это изобретение также позволяло избегать скручивания путлища, которое протягивалось таким образом, чтобы пряжка оставалась ниже кромки крыла. Видна застежка, к которой пристегиваются стремена после спешивания.
 
 
Давид Морье «Фредерик, принц Уэльский (1707 – 1751)». 
Между 1750 и 1760 г. Холст, масло
 
 
Железо: мундштук и трензель в составе двойного оголовья. 
 
Седло: схоже с предыдущим примером, но с простой отделкой, менее широкой задней лукой и коротким крылом. 
 
Стиль посадки: классический. Ноги в такой посадке могли двигаться вперед-назад на переходах, боковых движениях и так далее.
 
Сапоги: как у Карла XI Шведского на картине Клёкера Эренстраля, однако менее массивные, так как офицер мог находиться вне строя, и защита от сдавливания соседями по шеренге для него была не актуальна. 
 
Двойное оголовье стало распространяться примерно с 1720‑х годов: падение уровня подготовки кавалеристов заставляло дать в дополнение к мундштуку тот инструмент (трензель), который позволит не использовать в небоевой обстановке мундштук и в наименьшей степени навредит лошади при неумелом использовании. Двойное оголовье включает строгий S-образный мундштук (нижние рычаги относительно короткие, точка крепления мундштучного повода – перед линией верхнего рычага), и трензель. То, что левой рукой разобраны и равномерно набраны все четыре повода, является необычной чертой (сравните со следующим примером). 
 
Под седлом появляется вальтрап, вначале едва заходивший сзади под седло, чтобы длинные полы мундира не собирали с поясницы лошади пыль и волосы. Стремена XVI–XVIII веков, как правило, имеют широкие площадки, что, вероятно, связано с использованием легкого нажима на стремя как полуодержки. 
 
 
Антуан Жан-Гро «Бонапарт вручает Сабли почета». 
1803 г. Холст, масло
 
 
Железо: мундштук и трензель в составе двойного оголовья.
 
Седло: вероятнее всего, так называемый «деми-пик» (demi-pique). 
 
Стиль посадки: натуральная.  
 
Сапоги: «гессенские», схожи с теми, которые до этого носила только легкая кавалерия. 
 
Мундштук с прямыми рычагами. Видны маленькие кольца трензеля. Эволюция классической посадки привела к так называемой «натуральной» посадке. Нога теперь всегда заметно согнута в колене, всадник сидит не «на разрезе», а в большей степени на ягодицах. Эта посадка также родственна охотничьей. 
 
Левая кисть теперь держится еще ближе к корпусу. Вероятно, это связано с необходимостью как можно больше обезопасить ее (как очень уязвимую из-за неподвижности цель) от ударов саблей, поскольку в этот период она ничем не защищена. Трензельный повод здесь просто брошен на шею, и не участвует в управлении, поскольку трензель играет исключительно вспомогательную роль.
 
 
Иоганн Петер Крафт «Эрцгерцог Карл во время сражения при Асперне». 
Ок. 1812 г. Холст, масло
 
 
Железо: мундштук с одинарным изгибом вперед нижних рычагов, трензель. 
 
Седло: деми-пик.  
 
Стиль посадки: натуральная.  
 
Сапоги: «гессенские». 
 
В разборе, во-первых, необычно, что трензельный повод не брошен на шею. А во-вторых, – все четыре повода (без разделения как на левый и правый, так и на мундштучные и трензельные) входят в кисть снизу и прижаты большим пальцем. 
 
Полки с небольшими закругленными «концами» выдают происхождение седел деми-пик от барочных, но форма лук, крыла и сиденья уже напоминают нам спортивные седла. Что интересно, современники не признавали каких-либо существенных преимуществ деми-пик перед барочными седлами, которые продолжали еще какое-то время  использоваться в тяжелой кавалерии. Под седлом – вальтрап, здесь выполняющий скорее декоративную функцию.
 
 
Франц Крюгер «Портрет Александра I верхом на коне». 
1837 г. Холст, масло
 
 
Железо: как в предыдущем примере.
 
Седло: деми-пик. 
 
Стиль посадки: среднее между натуральной/охотничьей, и посадкой «на разрезе», но ближе скорее к первой. 
 
Сапоги: ближе к ботфортам тяжелой кавалерии, хотя и не такие массивные, как в конце XVII–XVIII веках.
 
Хотя все четыре повода разобраны в одну руку, вторичная роль трензеля видна в том, что трензельный повод только придерживается и провисает, мундштучный – коротко набран (разобран через безымянный палец). 
 
Для дополнительной фиксации седла широко стал использоваться трок, проходивший поверх сиденья. Портрет интересен одним из первых достоверных изображений галопа. При этом на асимметрию посадки на галопе (в данном случае с отведением назад левой ноги на галопе с правой ноги) впервые в начале XIX века обращается внимание именно в русской выездке.
 
 
Альфред Франк де Прадес «Генерал-майор Джеймс Томас Браднелл (1797 – 1868), 7-й граф Кардиган». 
1854 г. Холст, масло
 
 
Железо: S-образный мундштук, трензель. 
 
Седло: венгерского типа (легко представить его конструкцию, взглянув на современное строевое седло). Вальтрап поверх седла. В качестве потника под седлом либо сложенная попона, либо набивные подушки, как у барочных седел. Заметьте, что пряжка путлища, как и в XVIII веке, остается снаружи, над стременем.
 
Стиль посадки: «на разрезе», в длинном стремени.
 
Сапоги – «гессенские», но с рейтузами поверх них.
 
Увлечение парадами между 1815 и 1854 годами не прошло зря для британской кавалерии. Преобладание внешнего лоска над эффективностью – вот их кредо в данный период. Всадник сидит «на разрезе» с неестественно выпрямленными по отвесу вниз ногами (у графа пример некоторой уступки, так как нога чуть согнута), без возможности полевой и облегченной посадки. Натянутая посадка заставляет больше, чем следует, полагаться на руку – а грубая рука с опущенной ниже локтя кистью влечет незнакомое классической традиции принужденное (что видно по наряженным коротким мышцам шеи) положение лба коня по вертикали, а не перед ней. 
 
Стоит отметить, что Граф Кардиган верхом на коне Роланде возглавлял знаменитую атаку легкой бригады англичан на русские позиции под Балаклавой 13 октября 1854 года в Крымской войне.