Птенцы дворянских гнезд в стенах манежа

История: Птенцы дворянских гнезд в стенах манежа

Автор: Анна ИЛЬЯСОВА
Номер журнала: ЗМ №4(106)2011
Фото: Карл Брюллов. «Портрет А.Н.Демидова»

Были времена, когда без лошади невозможно было представить свою жизнь ни крестьянину, ни князю. Крестьянские дети с раннего возраста гоняли лошадей купать и «в ночное», сидя на их теплых спинах без седел. Великим счастьем считал юный дворянин возможность тайком ускользнуть от надзора родителей и присоединиться к этим забавам, однако основное общение барских детей с лошадьми проходило в стенах специальных школ и манежей, ведь требования к искусству верховой езды для малолетних дворян были весьма высоки.

В XVIII веке обучение искусству верховой езды было привилегией дворянства и начиналось с малолетства. Оно было неотъемлемой частью образования того времени, которое включало в себя изучение живописи, фехтования, музыки, истории, философии, математики, литературы и военного искусства, в том числе стратегии. У юных княжичей, сыновей дворян и бояр обучение верховой езде было одной из важнейших частей подготовки и воспитания.
 
Потешные полки Петра I
 
Еще юный Петр I положил своеобразное начало обучению детей конным премудростям, создавая свои «потешные» полки, состоявшие из мальчиков подмосковных сел Преображенского и Семеновского.
 
«Его императорское величество, – сообщает один из участников «потех», – повелел набрать из разных чинов людей молодых и учить их пехотного и конного упражнения во всем» (а «его императорскому величеству» было тогда 11-12 лет). Упражнения эти, или, как их тогда называли, «экзерциции» состояли из верховой езды (в том числе и элементов манежных езд), строевой подготовки в пешем и конном строю, стрельбы из луков и мушкетов с земли и на скаку, преодоления полевых препятствий и других конных военных игр.
 
Обязательный предмет
 
Именно в эпоху реформ Петра I верховая езда вводится как учебная дисциплина в Московской школе математических и навигационных наук, Сухопутном шляхетском корпусе, Морском шляхетском корпусе, а позднее и в кадетских корпусах, воспитанниками которых в ХVIII веке были А.П.Сумароков, М.М.Херасков. Также в начале XVIII века по указанию Петра I была создана частная гимназия немецкого пастора Э.Глюка. В «Каталоге учителей и наук», преподаваемых в ней, содержится и такая запись: «Иоанн Штурмевель, конский учитель, охотников научает кавалерийским чином ехати и лошадей во всяких школах и маневрах умудрити». Сама идея об обязательном обучении детей представителей высших сословий искусству верховой езды была закреплена в таком каноническом своде правил по воспитанию детей, как знаменитое «Юности честное зерцало» (полное название «Юности честное зерцало, или Показание к житейскому обхождению, собранное от разных авторов»).
 
Мастерство Лермонтова
 
В XIX веке искусство верховой езды осваивали уже и девушки-дворянки, ездившие «амазонками», то есть, сидя в дамском седле. В Петербурге и Москве создавались манежи-школы, а в парках – дорожки для верховой езды, резво проскакать по которым любил всякий – и мечтающий о будущих победах и подвигах юнец, и известный русский и французский меценат А.Н.Демидов, периодически оставлявший Европу, чтобы навестить «Северную Венецию». Широко известен тот факт, что оттачиваемое с малолетства высшее мастерство в этом виде спортивных занятий спасло жизнь Михаилу Юрьевичу Лермонтову на Кавказе, когда он сумел, будучи верхом, уйти от погони трех черкесских джигитов.
 
Поэт, пловец, конник 
 
Образцово велось преподавание искусства верховой езды в рамках физического воспитания в закрытых учебных заведениях для детей дворян – лицеях, и в частности, в Царско­сельском, где воспитывался юный Александр Сергеевич Пушкин. Лицеист Иван Пущин свидетельствует: «…Вслед за открытием начались правильные занятия. Прогулки три раза в день, во всякую погоду. Вечером в зале – мячик и беготня. Вставали по звонку в шесть часов. По середам и субботам – танцеванье, езда в манеже и фехтованье…» Еще в 1816 году Николай I утвердил в лицейской программе обучение верховой езде и плаванию. Великий русский поэт А.С.Пушкин, как утверждают историки, преуспевал и в том, и в другом.
 
Воспитание благородства
 
Помимо средств управления и правильных команд, юных дворян обучали еще и уважению и бережному отношению к такому благородному животному как лошадь. 
 
Воспитанники кадетских корпусов и училищ должны были не только грациозно смотреться в седле, но и уметь ухаживать за своим конем и амуницией, достойно вести себя во время верховых прогулок. В свете подобных фактов приятно отметить, что и сегодня большинство спортсменов и тренеров стараются предъявлять те же требования к своим ученикам и воспитанникам, продолжая благородное дело обучения детей искусству верховой езды.