Война и мир, кино и кони

История: Война и мир, кино и кони

Автор: Тимур МУМИНОВ
Номер журнала: GM №1(221)2024
Фото: Александр Коньков/ТАСС

Экранизация романа «Война и мир» режиссером Сергеем Бондарчуком – один из самых грандиозных проектов советской и мировой кинематографии. В эпическом кинополотне, работа над которым продолжалась 6 лет, огромное место заняли масштабные батальные сцены. Бондарчуку для их воплощения на экране пришлось применить новаторскую технологию панорамной съемки, задействовать тысячи военнослужащих и даже возродить в Советской армии кавалерию, полностью расформированную к середине 1950‑х.
Весной 1961 года, едва началась работа над сценарием, министр культуры Екатерина Фурцева обратилась к министру обороны СССР маршалу Родиону Малиновскому с просьбой помочь в съемках. Назначенные им военные консультанты с большими звездами на погонах составили подробные расчеты необходимого количества войск и техники. Курировать постановку конных сцен поручили Герою Советского Союза Николаю Сергеевичу Осликовскому. Кавалерийская дивизия под его командованием в ноябре 1941 года одной из первых удостоилась звания гвардейской. Командуя корпусом, он стал одним из самых прославленных кавалерийских военачальников «войны моторов». Символично, что летом 1944 года конногвардейцы Осликовского в ходе стратегической операции «Багратион» форсировали Березину, на берегах которой была когда-то разбита армия Наполеона. Великую Отечественную войну «последний романтик конницы», как называли Осликовского за пылкую преданность своим войскам, закончил в звании гвардии генерал-лейтенанта.
 
Генерал Н. С. ОСЛИКОВСКИЙ – военный консультант и куратор съемок конных сцен
 
Возродить кавалерию
 
Сразу после Победы начинается сокращение кавалерии. Но еще десять лет она продолжала существовать как самостоятельный род войск и даже имела собственные учебные заведения. С 1947 года Краснознаменной Высшей офицерской кавалерийской школой (КВОКШ), где свой путь к олимпийским вершинам начинали многие тренеры и спортсмены «золотого века» отечественного конного спорта, руководил именно генерал Осликовский. А затем Николай Сергеевич и вовсе возглавил Федерацию конного спорта СССР, сменив на этом посту самого «сына отца народов» Василия Сталина, который стал первым президентом Федерации. Но миллионам советских граждан имя генерала стало известно, в первую очередь, благодаря его работе военным консультантом в таких хрестоматийных кинокартинах, как «Тихий Дон», «Война и мир», «Неуловимые мстители», «Бег» и многих-многих других.
 
Кадр из фильма в эпизоде про Бородинское сражение
 
Оценив масштаб экранизации, Осликовский пришел к выводу, что привлечением на съемки всадников из конноспортивных клубов, цирковых артистов и даже конной милиции не обойтись. В мае 1961 года генерал представил на киностудии и в Министерстве обороны доклады «По вопросу организации кавалерии для картины „Война и мир“». Он предложил два варианта, первый из которых предполагал использовать запасников кавалерии и лошадей из народного хозяйства на договорной основе, а второй – сформировать на все время съемок настоящую кавалерийскую часть со строгой дисциплиной. В итоге был утвержден именно второй, «военный», вариант.
 
 
В марте 1962 года Екатерина Фурцева запросила у Министерства сельского хозяйства 900 голов лошадей нужных мастей. Наиболее подходящими для съемок были признаны лошади горных пород. Генерала Осликовского направили в Закавказский и Туркестанский военные округа «для определения годности лошадей горных батарей». Министерство обороны создало ремонтно-закупочную комиссию для приобретения лошадей у Министерства сельского хозяйства. Вообще, государственная бюрократическая работа над этой картиной велась едва ли не более масштабная, чем собственно киносъемочная.
 
Кадры со съемок
 
В ноябре 1962 года в Прикарпатском военном округе для съемок Аустерлицкого и Шенграбенского сражений был сформирован Отдельный кавалерийский дивизион, примерно 200 всадников. Готовя съемки Бородинского сражения, в котором, как известно, «смешались в кучу кони, люди», киностудия «Мосфильм» увеличила численность кавалерии до «900 сабель при двух батареях», дивизион был развернут в кавалерийский полк. По настоянию Министерства обороны съемки Бородинской битвы проводились в окрестностях города Дорогобуж Смоленской области.
 
(фото: Александр Коньков/ТАСС)
 
Это решение дорого обошлось киностудии не только из-за грандиозных хозяйственно-технических работ, не предусмотренных первоначальной сметой. Район был известен своей неблагополучной эпизоотической обстановкой. В сентябре 1963 года полковые лошади заразились стригущим лишаем, для борьбы с которым потребовался двухнедельный карантин и срочные меры по дезинфекции сооружений и имущества киногруппы. Сама группа на протяжении всего времени съемок терзалась конфликтами режиссера-постановщика и других участников кинопроцесса. Беспрецедентная по сложности постановочная работа, разочарование в коллегах, высокая ответственность и нервное перенапряжение к концу съемок Бородинского сражения отправили Бондарчука на больничную койку, а немного позже привели 45‑летнего Народного артиста СССР к двум инфарктам.
 
Сергей БОНДАРЧУК в образе Пьера Безухова
 
Главная звезда советского кино того времени Вячеслав ТИХОНОВ в роли Андрея Болконского
 
Новые звезды
 
В 1964–1966 гг. параллельно съемкам в киноэпопее «Война и мир», кавалеристы, воссозданные специально для нее, успели поучаствовать в производстве более 20 других картин, причем не только «Мосфильма», но и других киностудий страны. Уже в ходе работы над экранизацией романа Льва Толстого кинематографисты поставили вопрос о сохранении кавполка как постоянного формирования. Эту идею резко отвергал Главнокомандующий Сухопутными войсками Маршал Советского Союза В. И. Чуйков. Он и так выступал с критикой решений по отвлечению войск на хозяйственные работы, а теперь предлагалось содержать специальную войсковую часть для непрофильной деятельности. В ответ на возражения главного военного консультанта киноэпопеи генерала В. В. Курасова, профессора Академии Генштаба, Чуйков предложил «прописать» этот полк в Академии под видом кафедры кавалерии. Проблему улаживала министр культуры Фурцева на уровне ЦК партии и министра обороны.
 
Съемка панорамы Бородинского сражения велась с вертолета (фото: Александр Коньков/ТАСС)
 
Предложение кинематографистов приняли, и в подмосковном гарнизоне Алабино был выделен участок под строительство военного городка с конюшнями. В ноябре 1967 года, когда Страна Советов готовилась с размахом отметить 50‑летие революции, состоялась премьера четвертой, заключительной, серии «Войны и мира» Сергея Бондарчука. А 7 ноября по Красной площади впервые после смерти Сталина промчались кавалерийские эскадроны, пулеметные тачанки и артиллерия на конной тяге. Вскоре 11‑му отдельному кавалерийскому полку было вручено Боевое Красное Знамя, что окончательно закрепило его статус. После «Войны и мира» полк принял участие в съемках более 900 отечественных и зарубежных фильмов.
 
Оскар 1969 года за «Войну и мир» в номинации «За лучший фильм на иностранном языке» стоил режиссеру Сергею БОНДАРЧУКУ двух инфарктов во время съемок
 
Последствия экранизации
 
Организационно единственный кавалерийский полк Советской армии эпохи «развитого социализма» состоял из трех сабельных и пулеметного эскадрона, пушечной артиллерийской батареи на конной тяге и танковой роты, оснащенной легендарными Т‑34. В составе 1‑го эскадрона находился ремонтный взвод, занимавшийся подготовкой к службе четвероногих новобранцев. Пулеметный эскадрон запрягал в тачанки в основном лошадей серой масти. В полк закупались буденновцы и дончаки, а 3‑й эскадрон комплектовался лошадьми темных мастей, преимущественно горских пород. В воспоминаниях ветеранов части он проходит как «Кабарда».
 
В конюшнях полка лошади, за исключением командирских, содержались в станках. Чистка – три раза в день. Каждый день личный состав уделял как минимум два часа конной тренировке, остальное учебное время занимала боевая подготовка по профилю мотострелковых войск.
 
До начала 1990‑х годов расходы на содержание части оплачивала киностудия «Мосфильм». Затем средств стало не хватать, кавполк был лишен танкового подразделения и сокращен буквально в десять раз – до 457 человек и 124 лошадей, то есть по численности стал фактически равен эскадрону времен Великой Отечественной. Впрочем, Стивену Спилбергу 130 лошадей хватило для постановки батальных сцен в фильме «Боевой конь», имевшем шумный успех и шесть номинаций на премию «Оскар».
 
С 1998 года полк именовался «11‑й отдельный кавалерийский казачий полк». В 2002 год уникальную воинскую часть решено было расформировать. Одной из последних работ кавалеристов в кино стал фильм «Звезда» по одноименной пьесе фронтовика Эммануила Казакевича. Картина была прекрасно встречена публикой, удостоена Государственной премии Российской Федерации и ряда кинонаград. Но над конским составом, между тем, нависла безрадостная перспектива бойни. При непосредственном участии Председателя Государственной думы Геннадия Селезнева, известного своей любовью к лошадям и конному спорту, их удалось спасти! Как известно, Геннадий Николаевич параллельно с политической деятельностью несколько лет возглавлял Федерацию конного спорта России.
 
Гвардейцы роты специального караула Президентского полка (наследника того самого кавалерийского полка, который появился благодаря съемкам фильма «Война и мир») во время церемонии развода пеших и конных караулов на Соборной площади Кремля (фото: Вячеслав Прокофьев/ТАСС)
 
Указом Президента Российской Федерации от 2 сентября 2002 года на базе полка был создан Кавалерийский Почетный эскорт в составе Президентского полка Службы коменданта Московского Кремля Федеральной службы охраны Российской Федерации. Просуществовав без малого 40 лет, 11‑й отдельный кавполк стал абсолютным «долгожителем» среди всех кавалерийских частей и соединений Советского Союза.
 
Особенности службы привели в ряды кавалеристов многих известных впоследствии артистов и режиссеров. В «мосфильмовском» кавполку проходили срочную службу и параллельно снимались в кино Андрей Ростоцкий, Сергей Жигунов, Игорь Скляр, Владимир Гостюхин, Федор Бондарчук, Егор Кончаловский и многие другие отечественные знаменитости. В тоже время полк стал одним из центров профессионального роста и для многих специалистов конного дела. Свою карьеру в 11‑м кавалерийском начинал Владимир Исакович Жуковский, затем много лет командовавший конноспортивным дивизионом ЦСКА. Позже полковник Жуковский был директором Центрального московского ипподрома, а сейчас возглавляет ипподром в Казани. Многие новобранцы полка, снявшиеся за два года службы в нескольких фильмах, в итоге стали профессиональными конными каскадерами как, например, Орлан Монгуш. Молодой волгоградский конкурист Александр Щеглов, проходя службу в полку, познакомился с джигитовкой и теперь возглавляет одну из сильнейших в стране школ по этой конноспортивной дисциплине.
 
Алексей Лобузнов из Подмосковья оказался в числе тех, кто проходил срочную службу в полку в последние годы его существования. Он был призван… со своей лошадью, как и подобает настоящему казаку! Алексей непосредственно участвовал в подготовке конского состава для передачи в ФСО. Сейчас посетители его конно-туристической базы «Атаман» в Можайском районе могут услышать немало увлекательных и поучительных историй о кавалерийской службе на рубеже тысячелетий.