Ватага Василия Сталина
Военно-воздушными силами Московского военного округа с 1948 по 1952 год командовал молодой генерал-лейтенант авиации Василий Иосифович Сталин, сын вождя всех народов. Обладая влиянием, доступом к большим деньгам и преданной любовью к спорту, буквально за пять лет он создал мощную команду ВВС МВО. Спортсменов называли «летчиками», хотя к авиации мало кто имел отношение – набирались они преимущественно из других спортивных обществ. После смерти отца Василий Сталин ожидаемо потерял свое могущество и оказался под следствием. Вот выдержка из его дела:
«Стремясь к популяризации своего имени, Сталин В. И. добился создания при ВВС МВО 8 штатных спортивных команд численностью до 300 человек, на содержание которых ежегодно расходовалось свыше 5 миллионов рублей. Эти спортивные команды комплектовались из числа спортсменов-профессионалов, которые переманивались из других спортивных обществ».
Сталин-младший курировал футбол, хоккей, баскетбол, мотогонки, велоспорт, водное поло, плавание и – внимание – конный спорт. Он, кстати, был первым президентом Федерации конного спорта СССР, хотя приписывать ему какую-то особенную любовь к этому виду, пожалуй, было бы неправильно – хоккей и футбол явно интересовали его сильнее. Возле центрального Московского аэродрома на Ленинском проспекте Василий Сталин выстроил колоссальный по тем временам спортивный комплекс. Старые авиационные ангары перестраивались под тренировочные и игровые залы, манеж и спортивную конюшню. Совсем немного не хватило ему, чтобы достроить первый в Москве крытый плавательный бассейн (это произошло уже после его отстранения).
Это наследие не пропало. 30 сентября 1953 года министр обороны СССР Николай Булганин подписал приказ о создании Центрального спортивного клуба Министерства Обороны (ЦСК МО). Официально это было объединение ЦДСА и ВВС МВО, фактически – армейский клуб поглотил обезглавленную, но ценную команду со всеми ее спортивными сооружениями. В результате клуб стал самым крупным и сильным спортивным обществом в стране, производившим профессиональных атлетов буквально в промышленном масштабе. В 1960 году он получил свое окончательное имя – Центральный спортивный клуб армии (ЦСКА).
Поговорим о конном спорте
Конноспортивная команда пришла в армейский клуб вместе со всей «ватагой Василия Сталина» (так болельщики шутливо расшифровывали ВВС). До 1953 года конный спорт не входил в число дисциплин, которые развивались в организации, впоследствии ставшей называться ЦСКА. При этом в самой армии, в кавалерии, спортивной подготовке уделялось большое значение, проводились всесоюзные соревнования. Традиции русской школы верховой езды хранились и даже культивировались в рамках Краснознаменных Кавалерийских курсов усовершенствования командного состава (ККУКС) в Новочеркасске, а после – в Краснознаменной Высшей офицерской кавалерийской школе (КВОКШ), расположенной в легендарных хамовнических конюшнях в Москве.
Кавалерия как отдельный род войск доживала свои последние годы. В 1952 году парад на Красной площади последний раз принимался верхом. Пересев в автомобили, генералитет больше не нуждался в идеально выезженных парадных лошадях, поэтому в 1953 году была расформирована и КВОКШ – здесь, собственно, этих лошадей готовили. Комплекс хамовнических конюшен, прилегающий к Фрунзенскому плацу, был передан ЦСКА (тогда ЦСК МО). Часть зданий переоборудовали под спортзалы, но остался манеж и конюшня, а берейторы и тренеры перешли на службу в конноспортивный эскадрон ЦСКА, который в Хамовниках обрел свой новый дом на ближайшую четверть века.
В уютном, но тесном манеже с площадкой всего 68 х 20 м проходили тренировки и соревнования, в конкуре ставились маршруты из 15 барьеров высотой до 160 см. Если бы не кадры спортивной хроники, в такое сегодня вряд ли кто-нибудь поверил. Впрочем, в теплое время года спортсмены переезжали на загородную тренировочную базу в Ватутинках (в настоящее время – территория «новой Москвы») и тренировались там.
«В середине 1960-х Виктор Матвеев, наш спортсмен, начал заниматься с дочерью Хрущева, – вспоминает Владимир Жуковский, командир конноспортивного эскадрона, а потом дивизиона ЦСКА. – Вся работа в манеже была расписана по часам: конкур, выездка, троеборцы, школа и прочее, и начинающей всаднице Раде Хрущевой (в то время она уже была замужем и имела фамилию Аджубей – прим. ред.) было очень непросто. После нескольких таких тренировок она обратилась к отцу с просьбой построить большой отапливаемый манеж, где можно было бы тренироваться в зимнее время. В тот же год по просьбе Рады Хрущевой и в подарок всем конникам началось строительство огромного (по тем временам) манежа по адресу: улица Дыбенко, дом 5. Это была одна из самых продолжительных строек того времени. Но к Олимпиаде 1980 года в Москве объект все-таки был готов, и стал резервной базой для проведения Игр».
Золотой век ЦСКА
Новая база ЦСКА была построена в 1979 году и стала вторым по масштабу конноспортивным объектом в Москве после Битцы. Владимир Жуковский пришел в ЦСКА сразу после переезда эскадрона из Хамовников на улицу Дыбенко и прослужил до 1998 года. «Там было 165 денников и 6 отделений: команды выездки, конкура, троеборья, команда современного пятиборья, учебно-спортивное отделение и детско-юношеская спортивная школа. Лошадей, которые по той или иной причине не пошли в большой спорт, можно было отдать в пятиборье или детское отделение. Было замещение поголовья, и плохие лошади не занимали место хороших. Еще когда ЦСКА был на Фрунзенской, в отделении выездки находилось не менее 11 голов, стартующих по Большому призу, в конкуре не менее 10 голов, выступающих по высоте 160 см», – вспоминает Жуковский.
Ростислав Макаров, живая легенда советского конного спорта – настоящий старожил армейского клуба. Он пришел еще в ВВС МВО и застал все реорганизации и переезды команды. Вот, что он рассказывает о том, как строилась работа в ЦСКА: «Мы отличались тем, что всегда достигали результатов. Не было слова "не могу", было "могу, хочу, побеждаю". У каждой команды было по 3 часа, например, в выездке у каждого всадника – по 3 лошади: большепризная, малопризная и молодая. Больше считалось нерентабельно, меньше тоже. Если малопризная лошадь оказывалась перспективнее большепризной, то их меняли местами, а ту, что не тянула нагрузки, отдавали в детскую школу».
Между прочим, с именем Ростислава Павловича и связано появление той самой детской школы. Сейчас она уже воспринимается как нечто естественное, но изначально в структуре военной организации не предполагалась работа с детьми. Школа появилась в 1983 году, и вплоть до 1992 ее возглавлял Ростислав Макаров. Некоторых учеников, как только они начинали показывать достойные результаты, приглашали в дальнейшем продолжить выступать за ЦСКА уже в качестве военнослужащих.
Впрочем, талантливую молодежь внимательно выслеживали и в других спортивных обществах. Когда у наиболее способных парней приближался призывной возраст, тренеры ЦСКА звали их к себе. На каждый призыв шла отдельная директива, с заранее отобранными по стране людьми. Когда ребята попадали на службу к армейцам, им выпадал шанс пробиться в большой спорт. Сначала они выполняли функции конюхов и коноводов, затем им разрешали подсаживаться на лошадей. После срочной службы им предлагали остаться и развиваться в спорте, делая воинскую карьеру. Некоторые, уже взрослые и состоявшиеся спортсмены, поступали в ряды армейцев из других команд по приглашению, минуя срочную службу.
_________________________
Самые известные армейцы-конники
• Николай СИТЬКО, выездка;
• Григорий ЧЕРЕДА, выездка;
• Иван КАЛИТА, выездка;
• Ростислав МАКАРОВ, конкур;
• Сергей ФИЛАТОВ, выездка;
• Валериан КУЙБЫШЕВ, троеборье;
• Виктор МАТВЕЕВ, конкур;
• Михаил КОПЕЙКИН, выездка;
• Эрнст Шабайло, конкур;
• Борис Лилов, конкур;
• Владимир Распопов, конкур;
• Андрей Фаворский, конкур;
• Лев БАКЛЫШКИН, троеборье;
• Борис КОНЬКОВ, троеборье;
• Александр ГРЕЧИШНИКОВ, выездка;
• Владимир ПАНЧЕНКО, конкур;
• Герман ГАЗЮМОВ, троеборье;
• Александр ХЛУДЕЕВ, троеборье;
• Юрий ГРЕХОВ, конкур;
• Владимир ЛАНЮГИН, троеборье;
• Сергей БАКЛЫШКИН, троеборье;
• Виктор ПРИХОДЬКО, выездка;
• Сергей ИРСЕЦКИЙ, троеборье;
• Светозар Глушков, троеборье;
• Андрей АЛЕУТДИНОВ, троеборье;
• Николай ШЕЛЕНКОВ, конкур;
• Геннадий ДРОБЫШЕВ, конкур;
• Василий ГУДЗЮК, конкур;
• Владимир ТИШКИН, троеборье;
• Татьяна КУЗЬМИНА, конкур;
• Ольга НОВОСАДОВА, конкур;
• Сергей КИРЬЯНОВ, выездка
• Дмитрий ГРИШЕНКОВ, выездка
• Татьяна СЛЕПЦОВА, выездка;
• Валерий ТИШКОВ, выездка;
• Эдуард ТИКОТ, конкур
• Анатолий Тимченко, конкур;
• Виктория ПИНТ, конкур;
• Ольга КАРПИНСКАЯ, выездка;
• Арсений ШПАКОВСКИЙ, конкур;
• Валентина СЕРГИЕНКО, выездка;
• Мария БУСЫГИНА, выездка;
• Михаил ЛЕВИН, выездка.
_________________________
Последние страницы
Каждый раз, когда мы говорим об историческом контексте нашего конного спорта, всегда неминуемо наступает печальная глава, которая начинается со слов вроде:«в 1990-е годы потрясения, охватившие страну, коснулись и конного спорта». Впрочем, ЦСКА первое время еще держался и даже мог громко заявить о себе на весь мир. В 1991 году конноспортивный дивизион, а точнее тренеры Г. Т. Череда и Н. А. Ситько, подготовили полуторачасовую программу из 9 показательных номеров, которая завершалась выездковым котильоном из 12 всадников во главе с командиром Владимиром Жуковским. В 1992 году это выступление произвело фурор в Брюсселе. Когда в конце заиграла мелодия Глинки, ставшая гимном нового государства – возможно, это произошло тогда, вообще, впервые за пределами нашей страны, первой встала королева Бельгии, а за ней и все переполненные трибуны. В новостях тогда говорили: «В столице НАТО русских ждали на танках, а они приехали на лошадях. Да еще на каких! И заставили весь Брюссель стоять смирно».
Спустя еще три года в Риме проходили Всемирные военные игры – аналог Олимпиады, только для военнослужащих. В ЦСКА все были военнослужащими, поэтому команда от России поехала полностью укомплектованная армейскими спортсменами. Министр обороны Павел Грачев проводил наших спортсменов напутствием-приказом: «Без медалей не возвращайтесь!». Тогда капитан Анатолий Тимченко выиграл в конкуре «золото», а прапорщик Татьяна Слепцова завоевала серебряную медаль в соревнованиях по выездке.
Около десяти лет назад в ЦСКА перестали нести срочную службу военные. Команды по конному спорту и по современному пятиборью здесь по-прежнему существуют – на соревнованиях спортсмены представляют свой клуб, хотя почти никто уже не выступает в военной форме. Однако, являясь частью большой структуры ФАУ МО РФ ЦСКА, комплекс по-прежнему получает субсидии от Министерства обороны. Порядка 50 голов лошадей здесь числятся на балансе у государства. Каждая из них – собственность Минобороны, как танк или вертолет.
Остальные денники сдаются в аренду, поскольку без ведения собственной коммерческой деятельности база попросту не выживет. Крупные конноспортивные турниры не проводятся с тех пор, как десять лет назад здесь состоялся последний Весенний карнавал выездки – яркое ежегодное событие, организованное Лигой любительского конного спорта. Зато регулярно здесь проходят конкурные этапы соревнований по пятиборью. В частности, уже несколько лет манеж ЦСКА принимает престижный международный турнир Кубок Кремля по пятиборью.
Главная угроза, которая буквально нависла над конноспортивной базой ЦСКА – городская застройка. Жилой комплекс, построенный на прилегающей территории Министерства обороны, подобрался уже к самому забору, и жители даже иногда жалуются на соседство с лошадьми. Открытая в пяти минутах ходьбы станция метро Ховрино и автовокзал тоже недвусмысленно намекают на привлекательность этого участка земли с точки зрения жилой застройки. Сколько еще пройдет времени до тех пор, пока город окончательно проглотит этот живой кусочек нашей конноспортивной истории, неизвестно. Остается надеяться, что Министерство обороны найдет возможность ее сохранить. По крайней мере, раньше получалось.
Взгляд современного ученика
Елизавета Павлович – мастер спорта, выступает за команду ЦСКА в конкуре; автор Gold Mustang
Фасад бетонного здания конноспортивной базы ЦСКА, украшенный обновленным рисунком лошадей из разных дисциплин конного спорта, большой крытый манеж с деревянными трибунами, уникальный комплект препятствий, сделанный специально для армейцев – все это было празднично и очень красиво. До последних лет.
Сейчас КСБ переживает не лучший период. По большей части это выражается в том, что сама база вместе с ее обитателями морально устарела, она просит, требует реновации. Лошади, на которых учились ездить дети 10 лет назад, все также честно несут службу. Комнаты для учеников и раздевалки – это бывшие казармы, в которых еще в «нулевые» годы жили солдаты.
Сама по себе база, как привет из прошлого века. Такой добротный бетонный гигант, вроде бы сделанный на века, хотя крыша протекает здесь едва ли не с момента постройки. Уникальная фишка комплекса – бетонный подземный коридор-переход, который связывает манеж и конюшню. Мне не известен ни один КСК в России, чтобы лошадей из конюшен проводили в манеж по «лошадиному метро». Правда, платой за такой оригинальный архитектурный ход является ежесезонное наводнение. Любой сильный дождь превращает проход в водное препятствие, преодолеть которое готова не каждая лошадь.
ЦСКА – один из немногих конноспортивных комплексов Москвы, который имеет на своей базе Детско-юношескую спортивную школу. Клуб предоставляет спортсмену лошадь, время для тренировок, форму, оплачивает выезды на соревнования – берет на себя ответственность за результаты своего спортсмена. Для воспитанников ДЮСШ даже есть специальная спортивная общеобразовательная школа ЦСКА, где учителя имеют полное представление о том, сколько времени ребята должны уделять тренировкам, и что для них спорт приоритетнее учебы в школе.
Последние годы в КСБ все чаще ходят разговоры о том, что база готовится к сносу. Эти слухи возникли после начала строительства жилого квартала, фактически вплотную к территории КСБ. Всем было сразу понятно, что конная база и целый микрорайон, разделенные бетонным забором, как Берлинской стеной, не смогут долго соседствовать. После продолжительных дискуссий между ЦСКА и городом, был, кажется, найден компромисс. Базу не снесут, пока не будет построен новый комплекс, куда бы мог переехать клуб, его постояльцы и ученики. Так что, каждый год обитатели ЦСКА живут как последний, сидя на пороховой бочке.
Несмотря ни на что, ЦСКА – одна большая семья, все живут очень мирно. А ученики ДЮСШ – так и вовсе все лучшие друзья. Старшие всегда помогают младшим, каждый к каждому относится с добротой и пониманием.
____________________________________
Редакция GM выражет благодарность В. И. ЖУКОВСКОМУ, Р. П. МАКАРОВУ, Т. Р. СЛЕПЦОВОЙ, Э. В. ОСМАНОВУ, а также пресс-службе ФАО МО РФ ЦСКА за помощь в подготовке статьи.