Однако сдержать лавину сокращения поголовья в полукровном коневодстве было невозможно. Конечно, численность кобыл и жеребят – не самоцель, но, чем больше поголовье, тем больше членских взносов, а от бюджета союза напрямую зависит, сколько он сможет сделать в сфере маркетинга – от организации выводок до финансовой поддержки самых успешных спортивных лошадей. Поэтому в 2009 году состоялась «смычка» Востока и Юга: восточногерманские союзы подключились к Консорциуму AGS, и в 2010 году он включал пять региональных союзов: Баварский, Баден-Вюртембергский, Бранденбург-Ангальтский, Саксонско-Тюрингский и Рейнланд-Пфальц-Заарский.
Все в одной лодке
«Большое слияние» позволило Консорциуму DSP вплотную приблизиться по численности маток к ведущему по этому показателю союзу Германии – Ганноверскому.
Однако тенденцию переломить сложно – происходит общее сокращение поголовья племенных кобыл. Несмотря на объединение Ганноверского союза с Рейнландским и Гессенским, с 2010 года численность маток в них сократилась на 13 %, на столько же сократилось поголовье в Голштинском союзе. Остальные объединения пострадали еще сильнее: в среднем племенные объединения потеряли от 35 (Вестфальский) до 55 (Мекленбургский) процентов маток. Единственным «растущим» в абсолютном выражении союзом оставался Ольденбургский с его сателлитом – Ольденбургским конкурным: +9,6 % к 2010 году.
Все ради сбыта
Сегодня в племенную книгу немецкой спортивной породы – в нее в 2013 году объединились популяции входящих в Консорциум земель – внесено 12 024 полукровных кобыл и 581 жеребец. Этого вполне достаточно, чтобы вести селекцию, и примерно в десять раз больше, чем, скажем, совокупное маточное поголовье спортивных пород в России. Не последней целью объединения, по заявлению самих «основателей», было усовершенствование сбыта. Для этого ежегодно организуются: «Витрина лучших» – керунг и аукцион верховых лошадей в Нойштадт-Доссе в середине ноября, «Дни жеребцов» в Мюнхен-Риме в январе (главный керунг и аукцион), «Марбахский уикэнд» в Госконюшне земли Баден-Вюртемберг с аукционом и керунгом под седлом в начале ноября.
Цены на лошадей DSP вполне демократичные, как и сам союз. Так, средняя цена на лицензированных жеребцов на керунге в Нойштадт-Доссе в 2017 году составила 44,3 тыс. евро, а максимальная – 82 тыс., на главном керунге в Мюнхене собирается более богатая публика: максимум в 2018-м составил 210 тыс., а средняя цена – 60,7 тыс. Нелицензированные еще дешевле: 10,9 и 24,9 тыс. евро соответственно.
Сравните: в октябре 2018 на ганноверском керунге был установлен рекорд аукционной цены на 2,5-летнего жеребца – 2 млн 10 тыс. евро.
Для всадников имеет смысл посетить и другие аукционы верховых лошадей: да, коллекция здесь не такая обширная, как в том же Ганноверском союзе, и сами аукционы проходят реже, но цены привлекательные: средняя – 14,2 тыс., а в Марбахе, где представляется много высококровных лошадей – 24 тысячи евро.
Звезды DSP
Благодаря довольно большому генетическому разнообразию в породе, выраженной специализации у породы нет – ее представители есть во всех трех олимпийских дисциплинах.
Первый же яркий представитель нового студбука был получен в год его основания. Рыжий Квотербек в 2006 году стал чемпионом Германии среди 3-летних лошадей. Квотербек без ограничений используется и «старыми» союзами – уже в трехлетнем возрасте его признали и в Ганновере, и в Ольденбурге. Сегодня у жеребца около 900 потомков в спорте, 41 из них выступает в выездке на уровне S-класса, а два – в конкуре от 140 см.
А вот для полноценных успехов в «прыгающих» дисциплинах главной удачей союза стало приобретение в 2007 году голштинского жеребца Аскари. Завершивший испытания в Нойштадт-Доссе победой среди конкурных жеребцов (индекс прыжковых качеств – 144), он дважды становился финалистом Бундесчемпионата, в 2002 году став вице-чемпионом под седлом Дирка Альмана. К сегодняшнему дню потомство Аскари заработало в спорте около 1,6 млн евро (из них на долю Алисе – чемпионки мира по конкуру – приходится 250 тыс.), его индекс племенной ценности по прыжковым качествам потомства превышает 140 пунктов. Среди 11 его лицензированных сыновей – вице-чемпион страны среди 5-летних конкурных лошадей Аральдик и выступающие под Кристианом Альманом Аска Зет и Арагон.
Среди троеборных лошадей в нынешнем году на чемпионате мира для молодых лошадей в Лион д’Анжере отличился Табриз от Квотербека под седлом бельгийского всадника – он стал шестым среди 6-летних лошадей.
Немного о родословных
Какие же ингридиенты входят в DSP-коктейль? Если посмотреть родословную «посла» породы Квотербека, она представляет собой классический пример «поглотительного скрещивания» восточногерманских лошадей с проверенными «западными жеребцами»: восточные корни имеют только бабка и прабабка.
Алиса, Аша и ее родной брат Аскальдик: отцы с обеих сторон родословной – известные в Европе производители, материнская часть – восточногерманские (саксонско-ангальтские крови). Если у Квотербека восточная кровь приходила и с материнской стороны отца, то у конкурных и троеборных звезд саксонско-ангальтская ветка – только по материнской стороне.
А что в России?
Есть лошади немецкой спортивной породы и под седлом российских всадников. Здесь, правда, стоит сделать поправку на то, что в стартовых протоколах наших турниров порода этих лошадей, скорее всего, будет указана как «баварская» или «вюртембергская» соответственно, поскольку животные были рождены до 2012 года (когда южные студбуки примкнули к DSP), и в российских базах данных они до сих пор имеют устаревшую трактовку породной идентификации. Например, один такой «баварец» очень неплохо выступает под седлом Михаила Сафронова. 8-летний Ландпринц Джуниор, сын ольденбургского Ландпринца, только в 2018 году стартовал на 11 турнирах по высотам до 135 см, а в прошлом году стал серебряным призером чемпионата России в группе «С».
А вот его 11-летний полубрат по отцу Ларри Карлтон, проявивший себя в троеборье CIC3* в паре с Никитой Сотсковым и в выездке на уровне Среднего приза № 1 под Александрой Березкиной, несколько лет назад в Баварском союзе прошел 30-дневный тест и получил пожизненную лицензию на племенное использование. Впрочем, сейчас это не имеет никакого значения – Ларри Карлтон стал мерином и теперь принадлежит Санкт-Петербургской спортивной школе по конному спорту и современному пятиборью.
Касскаре от Кассини II, мощный серый жеребец, тоже лицензирован, только уже в бывшем Баден-Вюртембергском союзе. На лошади выступали несколько известных всадников: Кларисса Кротта, Джамал Рахимов, Кристапс Неретникс. С 2016 года Касскаре принадлежит Карине Ротенберг, в паре с которой и выступает в конкуре до 140 см.
Еще одна успешная лошадь немецкой спортивной породы – родившаяся в первый год существования студбука, Катания, выступавшая под седлом Татьяны Бурлаченко в маршрутах до 150 см. Ее родословная – чисто голштинская.
В следующем эшелоне выступает 7-летний Крабат (отец – Cellestial), под седлом Сергея Хомашко он стартовал на двухзвездочном турнире по конкуру в испанской Oliva Nova. Кобыла Корминтс Леди от Корминта (также чистопородная голштинка по родословной) выступала в конкурах 130 см под седлом Ивана Кошкина.
Но что еще интереснее – на территории России есть крупное хозяйство, разводящее немецкую спортивную породу. Это хорошо известный поклонникам тракененской породы Кировский конный завод. Для регистрации предприятие выбрало Саксонско-Тюрингское подразделение DSP – вероятно потому, что один из купленных в хозяйство в начале 2000-х жеребец уже имел тюрингскую лицензию.
Впрочем, на сайте хозяйства речь идет не столько о сотрудничестве с союзом, сколько о совместной работе с хозяйством Stall Ramsbrock с 2014 года. Хайнрих Рамсброк – действительно один из крупнейших заводчиков в Германии – ежегодно в его хозяйстве рождаются более 200 жеребят.
Впрочем, это не первый контакт Кировского с известным конеторговцем: в начале 2000-х при его посредничестве в завод были куплены пять жеребцов 2002 г. р., которые используются и поныне: два ольденбургских – Домбай от Де Ниро и Лексус от Лорданоса, и три вестфальских – Конкорд от Коллина, Эквадор от Эренворта и Кондор от Кордобеса. Лицензированы были лишь Кондор (Вестфальский союз) и Эквадор (Саксония-Тюрингия). Испытаний жеребцы не прошли, но в России стартовали в конкуре.
История сотрудничества получила продолжение – были приобретены 12 лошадей, включая жеребцов-производителей: вестфальского Кронпринца (Корнет Оболенский – Полидор – Вайнберг, 2011 г. р.), лицензированного Саксонско-Тюрингским союзом в декабре 2015 года под кличкой Кронпринц Стар, «вестфала» Кандинского (Катанос – Фабриано – Лоурес Крусейдор ХХ, 2011 г. р.), лицензированного на стандартном керунге в Нойштадт-Доссе, и Альпачино (А'Ли Спринг Пауэр – Кандилло – Ландграф I, 2011 г. р.).
Все три жеребца стартуют в конкуре под седлом Хейрадина Нуриева преимущественно на высотах до 130-135 см. Для получения пожизненной лицензии через спорт они должны завоевать не менее пяти призовых мест в маршрутах выше 140 см.
Все трое куплены также у Рамсброка. Кроме этого, используется замороженное семя жеребцов известного депо Шпрее. Судя по техническим результатам выводки-экспертизы «Открытый чемпионат ЮФО среди лошадей верховых спортивных пород по типу, экстерьеру и рабочим качествам», в ставке 2016 года были также дети от Куп Д'Ора – представителя Ольденбургского международного (конкурного) союза, который был лицензирован Ольденбургским союзом и союзами-членами студбука Немецкой спортивной.
Еще одним «поставщиком» семени для хозяйства в 2018 году стал голландский VDL Stud. Результат от использования семени Чин Чина, Карденто и Дугласа будет виден только в следующем году.
Пусть пока далеко не все потомство Кировского завода получается строго «по немецкому рецепту» – по крайней мере, на территории России у Ганноверского, Ольденбургского, KWPN и Вестфальского союзов, регистрирующих родившихся в стране жеребят, появился конкурент.
Станет ли он достойным конкурентом ведущим европейским союзам на их территории – покажет только время. Но заявка сделана серьезная.
Араб из Хреновского
В ноябре прошлого года на осеннем керунге жеребцов-производителей в Нойштадт-Доссе Союзом заводчиков немецких спортивных лошадей был лицензирован 10-летний жеребец чистокровной арабской породы Пагур, рожденный в Хреновском конном заводе.
До этого рыжий сын Гепарда и Попсы уже пять лет использовался в разведении лошадей австрийской полукровной породы, а его потомство хорошо зарекомендовало себя в спорте. Также до этого он в течение двух лет успешно продуцировал в тракененской породе в Германии. Его жеребята были премированы на чемпионате жеребят в Градице в 2017 году.
Пагур, в активе которого первое место в скачке третьей группы в Абу-Даби, приз Асуана на ЦМИ, а также третье место в Большом всероссийском призе (Дерби) на Пятигорском ипподроме, в 2010 году был приобретен австрийской владелицей.