Для Спортивного Пользования

Конный спорт: Для Спортивного Пользования

Автор: к. с-х. н. Марина ПОЛИТОВА
Номер журнала: GM №8(184)2018

Уходящий год стал знаковым для студбука, принадлежность к которому обозначается тремя буквами – DSP. Золото DSP Алисе и Симоны Блум в конкуре на Всемирных конных играх в Трионе, свежий титул чемпионки мира среди 7-летних троеборных лошадей кобылы DSP Аши под седлом Ингрид Климке, 6-е место в мировом рейтинге студбуков WBFSH, благодаря заслугам Сэмми Девиса Jr, выступающего с Доротеей Шнайдер… Всех их объединяет студбук Немецкой спортивной лошади (Deutsches Sportpferd). 

Аеще темой для разговоров были успехи непобедимой троеборной Фишер Роканы Михаэля Юнга, чемпиона Германии по конкуру под седлом Дениса Нильсена DSP Кешмокера. В актуальном рейтинге студбуков WBFSH по итогам 2017–2018 гг. немецкая спортивная смогла выйти на 6-е место в выездке, на 9-е – в троеборье и на 12-е – в конкуре. А ведь десять лет назад каждый из регионов, выращивающих теперь лошадей под брендом DSP, не мог вскарабкаться выше 9-го места… 
 
Восточная коллективизация
 
Пять лет назад мы рассказывали о процессах «слияния и поглощения», происходящих в немецком полукровном коневодстве (GM №9 (133) 2013). Начало этому было положено в 2003 году, когда Евросоюз ввел рамочные условия: все популяции должны быть привязаны к определенному «исходному» студбуку-правообладателю. Кроме этого, для эффективной племенной работы количество зарегистрированных маток не должно было быть ниже 3 тысяч. В том же году заводчики восточных провинций Германии основали общий племенной союз – Немецкой спортивной лошади, и с этого года все жеребята стали получать документы этого студбука. В первой же ставке появился на свет знаменитый Квотербек.
 
Это сотрудничество началось не вдруг: еще с 1991 года восточногерманские союзы проводили общие керунги, выводки кобыл и чемпионаты жеребят. Сначала в состав «головного объединения» вошли союзы Саксонии-Ангальта, Берлина-Бранденбурга, Саксонии и Тюрингии. На 2003 год объединенная популяция насчитывала около 6,5 тысяч маток. Объединение в DSP не требовало полного отказа от самостоятельности региональных союзов, но решать административные задачи проще там, где собирается больше членских взносов. Поэтому в 2005 году произошло слияние объединений Саксонии и Тюрингии, а в 2007-м – заводчиков Бранденбурга и Саксонии-Ангальт. 
 
В качестве тавра было решено оставить стрелу с обвившейся вокруг нее змеей: это тавро Нойштадт-Доссе, одной из старейших госконюшен Германии. Именно в этом бранденбургском хозяйстве стационирован давший Ашу и Алису жеребец Аскари, родились знаменитая чемпионка мира среди молодых лошадей Поэтин и известный производитель Квотербек. 
 
Тем временем на юге
 
Параллельно процессы кооперации шли в южнонемецких землях. Бавария и Баден-Вюртемберг – самые богатые регионы Германии, но они никогда не могли похвастаться сильным верховым коневодством: природные условия здесь благоприятствуют разведению рабочих лошадей (например, для трелевки леса). И даже после роста популярности конного спорта достичь масштабов Севера и Запада Германии южные земли не могли. Выход был один – объединить усилия. В 1993 году племенные союзы Баден-Вюртемберга, Баварии и Рейнланда-Пфальца/Заара объединились в Консорциум южногерманских союзов (AGS).
 
Однако сдержать лавину сокращения поголовья в полукровном коневодстве было невозможно. Конечно, численность кобыл и жеребят – не самоцель, но, чем больше поголовье, тем больше членских взносов, а от бюджета союза напрямую зависит, сколько он сможет сделать в сфере маркетинга – от организации выводок до финансовой поддержки самых успешных спортивных лошадей. Поэтому в 2009 году состоялась «смычка» Востока и Юга: восточногерманские союзы подключились к Консорциуму AGS, и в 2010 году он включал пять региональных союзов: Баварский, Баден-Вюртембергский, Бранденбург-Ангальтский, Саксонско-Тюрингский и Рейнланд-Пфальц-Заарский. 
 
Все в одной лодке
 
«Большое слияние» позволило Консорциуму DSP вплотную приблизиться по численности маток к ведущему по этому показателю союзу Германии – Ганноверскому. 
 
Однако тенденцию переломить сложно – происходит общее сокращение поголовья племенных кобыл. Несмотря на объединение Ганноверского союза с Рейнландским и Гессенским, с 2010 года численность маток в них сократилась на 13 %, на столько же сократилось поголовье в Голштинском союзе. Остальные объединения пострадали еще сильнее: в среднем племенные объединения потеряли от 35 (Вестфальский) до 55 (Мекленбургский) процентов маток. Единственным «растущим» в абсолютном выражении союзом оставался Ольденбургский с его сателлитом – Ольденбургским конкурным: +9,6 % к 2010 году. 
 
Все ради сбыта
 
Сегодня в племенную книгу немецкой спортивной породы – в нее в 2013 году объединились популяции входящих в Консорциум земель – внесено 12 024 полукровных кобыл и 581 жеребец. Этого вполне достаточно, чтобы вести селекцию, и примерно в десять раз больше, чем, скажем, совокупное маточное поголовье спортивных пород в России. Не последней целью объединения, по заявлению самих «основателей», было усовершенствование сбыта. Для этого ежегодно организуются: «Витрина лучших» – керунг и аукцион верховых лошадей в Нойштадт-Доссе в середине ноября, «Дни жеребцов» в Мюнхен-Риме в январе (главный керунг и аукцион), «Марбахский уикэнд» в Госконюшне земли Баден-Вюртемберг с аукционом и керунгом под седлом в начале ноября. 
 
Цены на лошадей DSP вполне демократичные, как и сам союз. Так, средняя цена на лицензированных жеребцов на керунге в Нойштадт-Доссе в 2017 году составила 44,3 тыс. евро, а максимальная – 82 тыс., на главном керунге в Мюнхене собирается более богатая публика: максимум в 2018-м составил 210 тыс., а средняя цена – 60,7 тыс. Нелицензированные еще дешевле: 10,9 и 24,9 тыс. евро соответственно. 
Сравните: в октябре 2018 на ганноверском керунге был установлен рекорд аукционной цены на 2,5-летнего жеребца – 2 млн 10 тыс. евро. 
 
Для всадников имеет смысл посетить и другие аукционы верховых лошадей: да, коллекция здесь не такая обширная, как в том же Ганноверском союзе, и сами аукционы проходят реже, но цены привлекательные: средняя – 14,2 тыс., а в Марбахе, где представляется много высококровных лошадей – 24 тысячи евро. 
 
Звезды DSP
 
Благодаря довольно большому генетическому разнообразию в породе, выраженной специализации у породы нет – ее представители есть во всех трех олимпийских дисциплинах. 
 
Первый же яркий представитель нового студбука был получен в год его основания. Рыжий Квотербек в 2006 году стал чемпионом Германии среди 3-летних лошадей. Квотербек без ограничений используется и «старыми» союзами – уже в трехлетнем возрасте его признали и в Ганновере, и в Ольденбурге. Сегодня у жеребца около 900 потомков в спорте, 41 из них выступает в выездке на уровне S-класса, а два – в конкуре от 140 см. 
 
А вот для полноценных успехов в «прыгающих» дисциплинах главной удачей союза стало приобретение в 2007 году голштинского жеребца Аскари. Завершивший испытания в Нойштадт-Доссе победой среди конкурных жеребцов (индекс прыжковых качеств – 144), он дважды становился финалистом Бундесчемпионата, в 2002 году став вице-чемпионом под седлом Дирка Альмана. К сегодняшнему дню потомство Аскари заработало в спорте около 1,6 млн евро (из них на долю Алисе – чемпионки мира по конкуру – приходится 250 тыс.), его индекс племенной ценности по прыжковым качествам потомства превышает 140 пунктов. Среди 11 его лицензированных сыновей – вице-чемпион страны среди 5-летних конкурных лошадей Аральдик и выступающие под Кристианом Альманом Аска Зет и Арагон. 
 
Среди троеборных лошадей в нынешнем году на чемпионате мира для молодых лошадей в Лион д’Анжере отличился Табриз от Квотербека под седлом бельгийского всадника – он стал шестым среди 6-летних лошадей. 
Немного о родословных
 
Какие же ингридиенты входят в DSP-коктейль? Если посмотреть родословную «посла» породы Квотербека, она представляет собой классический пример «поглотительного скрещивания» восточногерманских лошадей с проверенными «западными жеребцами»: восточные корни имеют только бабка и прабабка. 
 
Алиса, Аша и ее родной брат Аскальдик: отцы с обеих сторон родословной – известные в Европе производители, материнская часть – восточногерманские (саксонско-ангальтские крови). Если у Квотербека восточная кровь приходила и с материнской стороны отца, то у конкурных и троеборных звезд саксонско-ангальтская ветка – только по материнской стороне. 
 
А что в России?
 
Есть лошади немецкой спортивной породы и под седлом российских всадников. Здесь, правда, стоит сделать поправку на то, что в стартовых протоколах наших турниров порода этих лошадей, скорее всего, будет указана как «баварская» или «вюртембергская» соответственно, поскольку животные были рождены до 2012 года (когда южные студбуки примкнули к DSP), и в российских базах данных они до сих пор имеют устаревшую трактовку породной идентификации. Например, один такой «баварец» очень неплохо выступает под седлом Михаила Сафронова. 8-летний Ландпринц Джуниор, сын ольденбургского Ландпринца, только в 2018 году стартовал на 11 турнирах по высотам до 135 см, а в прошлом году стал серебряным призером чемпионата России в группе «С». 
 
А вот его 11-летний полубрат по отцу Ларри Карлтон, проявивший себя в троеборье CIC3* в паре с Никитой Сотсковым и в выездке на уровне Среднего приза № 1 под Александрой Березкиной, несколько лет назад в Баварском союзе прошел 30-дневный тест и получил пожизненную лицензию на племенное использование. Впрочем, сейчас это не имеет никакого значения – Ларри Карлтон стал мерином и теперь принадлежит Санкт-Петербургской спортивной школе по конному спорту и современному пятиборью.
 
Касскаре от Кассини II, мощный серый жеребец, тоже лицензирован, только уже в бывшем Баден-Вюртембергском союзе. На лошади выступали несколько известных всадников: Кларисса Кротта, Джамал Рахимов, Кристапс Неретникс. С 2016 года Касскаре принадлежит Карине Ротенберг, в паре с которой и выступает в конкуре до 140 см. 
 
Еще одна успешная лошадь немецкой спортивной породы – родившаяся в первый год существования студбука, Катания, выступавшая под седлом Татьяны Бурлаченко в маршрутах до 150 см. Ее родословная – чисто голштинская. 
 
В следующем эшелоне выступает 7-летний Крабат (отец – Cellestial), под седлом Сергея Хомашко он стартовал на двухзвездочном турнире по конкуру в испанской Oliva Nova. Кобыла Корминтс Леди от Корминта (также чистопородная голштинка по родословной) выступала в конкурах 130 см под седлом Ивана Кошкина. 
 
Но что еще интереснее – на территории России есть крупное хозяйство, разводящее немецкую спортивную породу. Это хорошо известный поклонникам тракененской породы Кировский конный завод. Для регистрации предприятие выбрало Саксонско-Тюрингское подразделение DSP – вероятно потому, что один из купленных в хозяйство в начале 2000-х жеребец уже имел тюрингскую лицензию.
 
Впрочем, на сайте хозяйства речь идет не столько о сотрудничестве с союзом, сколько о совместной работе с хозяйством Stall Ramsbrock с 2014 года. Хайнрих Рамсброк – действительно один из крупнейших заводчиков в Германии – ежегодно в его хозяйстве рождаются более 200 жеребят. 
 
Впрочем, это не первый контакт Кировского с известным конеторговцем: в начале 2000-х при его посредничестве в завод были куплены пять жеребцов 2002 г. р., которые используются и поныне: два ольденбургских – Домбай от Де Ниро и Лексус от Лорданоса, и три вестфальских – Конкорд от Коллина, Эквадор от Эренворта и Кондор от Кордобеса. Лицензированы были лишь Кондор (Вестфальский союз) и Эквадор (Саксония-Тюрингия). Испытаний жеребцы не прошли, но в России стартовали в конкуре. 
 
История сотрудничества получила продолжение – были приобретены 12 лошадей, включая жеребцов-производителей: вестфальского Кронпринца (Корнет Оболенский – Полидор – Вайнберг, 2011 г. р.), лицензированного Саксонско-Тюрингским союзом в декабре 2015 года под кличкой Кронпринц Стар, «вестфала» Кандинского (Катанос – Фабриано – Лоурес Крусейдор ХХ, 2011 г. р.), лицензированного на стандартном керунге в Нойштадт-Доссе, и Альпачино (А'Ли Спринг Пауэр – Кандилло – Ландграф I, 2011 г. р.). 
 
Все три жеребца стартуют в конкуре под седлом Хейрадина Нуриева преимущественно на высотах до 130-135 см. Для получения пожизненной лицензии через спорт они должны завоевать не менее пяти призовых мест в маршрутах выше 140 см. 
 
Все трое куплены также у Рамсброка. Кроме этого, используется замороженное семя жеребцов известного депо Шпрее. Судя по техническим результатам выводки-экспертизы «Открытый чемпионат ЮФО среди лошадей верховых спортивных пород по типу, экстерьеру и рабочим качествам», в ставке 2016 года были также дети от Куп Д'Ора – представителя Ольденбургского международного (конкурного) союза, который был лицензирован Ольденбургским союзом и союзами-членами студбука Немецкой спортивной. 
 
Еще одним «поставщиком» семени для хозяйства в 2018 году стал голландский VDL Stud. Результат от использования семени Чин Чина, Карденто и Дугласа будет виден только в следующем году.
 
Пусть пока далеко не все потомство Кировского завода получается строго «по немецкому рецепту» – по крайней мере, на территории России у Ганноверского, Ольденбургского, KWPN и Вестфальского союзов, регистрирующих родившихся в стране жеребят, появился конкурент. 
 
Станет ли он достойным конкурентом ведущим европейским союзам на их территории – покажет только время. Но заявка сделана серьезная.
 
Араб из Хреновского
 
 
В ноябре прошлого года на осеннем керунге жеребцов-производителей в Нойштадт-Доссе Союзом заводчиков немецких спортивных лошадей был лицензирован 10-летний жеребец чистокровной арабской породы Пагур, рожденный в Хреновском конном заводе. 
 
До этого рыжий сын Гепарда и Попсы уже пять лет использовался в разведении лошадей австрийской полукровной породы, а его потомство хорошо зарекомендовало себя в спорте. Также до этого он в течение двух лет успешно продуцировал в тракененской породе в Германии. Его жеребята были премированы на чемпионате жеребят в Градице в 2017 году.
 
Пагур, в активе которого первое место в скачке третьей группы в Абу-Даби, приз Асуана на ЦМИ, а также третье место в Большом всероссийском призе (Дерби) на Пятигорском ипподроме, в 2010 году был приобретен австрийской владелицей.