Конный спорт: Маршрут как высокое искусство

Многие виды спорта, такие как гольф, гонки Формула 1, горные лыжи нуждаются в специальных трассах, разработкой которых занимаются специалисты-дизайнеры. К таким видам спорта относится и конкур. Курс-дизайнер или составитель маршрута – необычайно важная фигура в конкуре. О принципах и практике создания маршрута в конкуре пойдет речь в нашей статье.

Если возвращаться к сравнению с другими видами спорта, роль курс-дизайнера в конкуре гораздо более сложная и многообразная, чем, скажем, в гольфе. Там дизайнер устраивает поле один раз и надолго. В конкуре существует лишь базовая составляющая – стадион или конкурное поле, а сам маршрут всегда индивидуален. Конечно, существуют схемы и принципы составления маршрутов, однако на каждом новом турнире с учетом условий грунта и погоды, а также многих других факторов, курс-дизайнер создает новый маршрут. Именно поэтому спортивные романтики называют курс-дизайнеров «хореографами конкура».

Из истории курс-дизайна

Курс-дизайн как искусство составления маршрута в конкуре, оформился не раньше середины ХХ века. В первой половине ХХ века, когда конный спорт только зарождался в современном виде, составлению маршрутов в конкуре не уделяли столько внимания. Если посмотреть на маршруты крупных турниров 20-30-х годов ХХ века, мы увидим, что их маршруты просты и лишены изысков. Маршрут по большей части включал движение по прямой линии или по периметру конкурного поля. Дистанции больших конкуров были очень длинными, они включали в себя более 20 препятствий высотой от 130 до 150 см (редко 160 см) и шириной до 220 см. Дизайном маршрута как таковым, никто не занимался – должности курс-дизайнера не было вообще. Например, на международном турнире в Аахене в 1939 году из 39 членов судейской коллегии только один человек имел должность «ответственный за препятствия».

Аскетизм и минимализм в конкуре диктовала принадлежность конного спорта к армии. После того, как кавалерия в большинстве стран потихоньку ушла с арены, а конный спорт стал превращаться в гражданский, отношение к дизайну маршрутов стало изменяться. Правда, происходило это очень медленно.

Однако понятие курс-дизайна в конный спорт ввели все-таки офицеры. Первыми специалистами стали итальянец генерал Ломбарди (победитель Гран-при Аахена 1930 года), полковник Бринкхмен из Германии, американец доктор де Немети, полковник Хамон (Франция), британский полковник Ансельм. Они создавали и продвигали принципы курс-дизайна в период с 1950 по 1955 годы. Главными идеями в создании маршрутов стали: больше движения и оживление (цветы, музыка) на конкурном поле; новые идеи в оформлении препятствий и разнообразие самих препятствий; использование большого травяного поля для соревнований; превращение конкура в шоу.

Развитие курс-дизайна с тех лет до сегодняшних дней отражает изменения, происходящие в маршрутах. В конкурах появилось больше индивидуальности, отражающей личность каждого курс-дизайнера. Появилось больше сложных линий, динамики и зрелищности. Одновременно конкур стал красивее благодаря широкому использованию цветов и прочих декоративных элементов в облике маршрутов.

Курс-дизайнер – это большая ответственность

Курс-дизайнер – это большая ответственность. Он является персоной, которая во многом определяет качество турнира, его индивидуальность, безопасность для участников и зрелищность для гостей. При составлении маршрута курс-дизайнер несет ответственность за соблюдение всех технических, физических и эмоциональных аспектов соревнования. Он должен правильно оценить размеры поля, рассчитать количество препятствий, их цвет, прочность и расположение, скорость движения на маршруте и многое другое.

Задачи, которые ставит перед собой курс-дизайнер при составлении маршрута, во многом зависят от характеристик турнира. Под характеристиками здесь подразумевается исторический статус или имидж турнира; статус турнира с точки зрения ФЕИ или национальной федерации; значимость (влиятельность) соревнований; размер призового фонда; место проведения турнира – открытое поле или манеж; состояние и качество конкретного конкурного поля, на котором предполагается проводить соревнования.

Особенным маршрутом для курс-дизайнера всегда является Гран-при. Гран-при, или Большой приз, недаром носит столь гордое наименование. Зачастую это главное событие турнира, самая сложная, но и самая желанная победа.

Некоторые состязания, как например Гран-при Аахена, по своему статусу если не превосходят, то и не уступают Олимпийскому финалу. Поэтому многие известные курс-дизайнеры пытаются сформулировать базовые требования к маршруту Гран-при. Первая группа требований касается скорее общих вопросов организации. В частности, по сложившейся традиции Гран-при проходит в конце турнира (в последний день). Количество участников Гран-при ограничено – в этот конкур допускают всадников высокого уровня с лучшими лошадьми. Как правило, отбор всадников для участия в Гран-при проводится в предварительном квалификационном конкуре (это широко распространенная практика на Олимпиадах и чемпионатах).

Другие требования касаются непосредственно схемы и сложности маршрута. Одно из главных правил (оно касается не только Гран-при) – курс-дизайнер не должен закладывать в маршрут «штрафные баллы», то есть проектировать такие ситуации, когда ритм движения правильно подготовленной лошади будет сбиваться и приводить к ошибкам. Маршрут Гран-при должен быть максимально выверенным, ведь он особенно сложен для всадника и лошади, поскольку в нем участники состязаются с самими сильными конкурентами. При составлении маршрута всегда нужно помнить, что самый лучший прыжок у лошади получается после трех темпов галопа.

Куда пойти учиться

Достигнуть высот курс-дизайна можно только с годами и опытом. Однако начальные навыки и квалификацию получить не так-то просто, по крайней мере, у нас в России. До недавнего времени единственным органом, который помогал приобщиться к искусству составления маршрутов, была Федерация конного спорта России. Желающие могли закончить действующие при федерации курсы по судейству, получали категорию, к примеру, «судья республиканской категории» и дальше совершенствовались в меру своих способностей и находчивости. Конкретной специализации «составление маршрутов» в перечне по подготовке судей не существовало (и не существует до сих пор), категории или звания «курс-дизайнер» выпускники курсов не получают.

В последние годы ситуация несколько изменилась. В Украине и странах Балтии неоднократно проходили международные семинары по курс-дизайну под руководством всемирно известных курс-дизайнеров. Слушатели семинаров получали свидетельство об их окончании.

К сожалению, в России подобные семинары ни разу не проводились. Системы подготовки курс-дизанеров по-прежнему не существует, и шагов по ее созданию со стороны официальных органов (Федерации конного спорта России) практически не предпринимается. Некоторые специалисты возлагают надежду на частную инициативу. По имеющейся информации некоторые владельцы частных клубов планируют в конце этого года положить начало проведению международных семинаров по курс-дизайну в России.

Как ни странно, но аналогичным образом обстояло дело и в других странах. Специализированная подготовка курс-дизанеров не велась, знания и опыт составители маршрутов собирали годами по крупицам. Настоящим подарком для конного спорта стало открытие школы курс-дизайна в Аахене (Германия), которой руководит знаменитый Олаф Петерсен. Аналогов этому учебному заведению нет нигде в мире. Десятки слушателей из разных стран мира ежегодно оканчивают эту школу. Пару лет назад в стенах школы обучались трое россиян – Алексей Ермолаев, Игорь Пятало, Владимир Платов. Именно они теперь и составляют маршруты крупнейших национальных и международных турниров по конкуру в России.

Информация, необходимая составителю маршрута

Профессиональный курс-дизайнер – специалист очень широкого профиля. При разработке маршрута он должен учитывать огромное количество факторов, обладать широким кругозором и большим количеством дополнительной информации.

Как правило, работа начинается с оценки конкретного места проведения соревнований. Курс-дизайнер должен оценить размер и пропорции поля, наличие и расположение естественных препятствий (если они имеются). Далее начинаются почти геологические изыскания: необходимо определить тип почвы (грунта) и его характеристики при разном количестве воды (осадков); топографию, угол уклона поля; микроклимат на спортивной арене и погодные особенности данной местности в сезон проведения соревнований. Далее курс-дизайнер собирает информацию о расположении судейской, расположении зрительских трибун и их вместимости (максимальном количестве зрителей на турнире), угол обзора конкурного поля для зрителей; точках размещения видеокамер для прессы и угол их обзора. После приходит очередь оценки количества и качества материалов для изготовления препятствий, удаленность поля от склада препятствий и возможность использования подручного транспорта для установки маршрута. И только потом курс-дизайнер переходит непосредственно к разработке схемы и дизайна маршрута с учетом его безопасности.

На основании собранной информации разрабатывают мастер-план. Как правило, его рисуют карандашом и потом вносят необходимые изменения. На мастер-плане изображают расположение препятствий, траекторию движения всадника, траекторию движения при перепрыжке или второй фазе (если они есть); расстояния между препятствиями; тип препятствий, их главные цвета и материалы, из которых препятствия изготовлены; расположение и тип «спонсорских» препятствий.

При детальной разработке маршрута курс-дизайнер должен учитывать следующие аспекты. Маршрут должен получиться привлекательным и интересным для зрителей. Для этого нужно заложить в него интересные и динамичные связки, а также использовать эстетически привлекательные препятствия. При этом курс-дизайнер должен всегда помнить правило, о котором мы говорили выше: «самый лучший прыжок у лошади получается после трех темпов галопа», и тогда, отталкиваясь от этого правила, можно проектировать самые сложные прыжки. Нужно всегда учитывать уровень участников и не предлагать молодым лошадям или юным всадникам маршрут уровня Гран-при.

При составлении маршрута курс-дизайнер должен понимать и учитывать физические и психические возможности лошадей, их прыжковые качества, формат и стамину лошади; средние прыжковые возможности, а также усредненные возможности всадников (физическую и психологическую подготовку, опыт и так далее). В итоге сложность маршрута должна соответствовать способностям лошадей и всадников, которые примут в нем участие. Уже на этапе разработки маршрута курс-дизайнер должен предупредить возможность травм (при правильном прохождении маршрута). И, наконец то, в чем единодушны все ведущие курс-дизайнеры мира – маршрут не должен содержать «заложенных ошибок», то есть препятствий и связок, которые лошадь и всадник не могут преодолеть без ошибок. Правильно рассчитанный маршрут хорошо подготовленная лошадь проходит без ошибок – на этом основаны принципы составления маршрутов. Непреодолимые связки и неудобные дистанции, сбивающие лошадь с ритма, профессионалы называют не иначе как садизм по отношению к лошади.

И еще немного о подходе к составлению маршрутов. Считается, что лучше, если курс-дизайнер разрабатывает маршруты для турнира не в одиночку, а с командой ассистентов. Как говорится, одна голова хорошо, а несколько не помешает. Положительное влияние на маршрут оказывает присутствие в команде курс-дизайнеров женщины, что сказывается, прежде всего, на эстетических качествах маршрута. ЗМ