Конструктор для маршрута

Конный спорт: Конструктор для маршрута

Автор: Владислава СМИРНОВА
Номер журнала: ЗМ №6(62)2007
Фото: Артем МАКЕЕВ

 Создание маршрута для соревнований по конкуру многие считают искусством. Точнее – назвать этот процесс сплавом творчества и точной науки – настолько много скрупулезных расчетов и научных подходов существуют в этом простом на первый взгляд деле. Обо всех тонкостях создания маршрутов разной сложности рассказал в своей фундаментальной книге «Course Design» известный курс-дизайнер Арно Гего. 
    Из этой статьи вы узнаете, как создать маршрут шаг за шагом.

Размышления о конкурном стадионе

      Конкурный стадион – будь то просто травяное поле, или специальная площадка или, наконец, закрытая арена – это то место, где не просто соревнуются всадники. Здесь проходит несколько дней спортивного праздника – соревнования, светские мероприятия, шоу-программы. Поэтому выбор места для поведения турнира нужно начинать с общей оценки предложенных объектов. По мнению ведущих дизайнеров, хороший стадион должен удовлетворить потребности и участников, и зрителей, и спонсоров. Для этого стадион (площадка) должен быть достаточно большим, просторным, иметь удачное расположение на местности (в частности, удобный подъезд). В идеале территория стадиона (клуба) должна быть оформлена ландшафтным дизайнером и безукоризненно ухожена.
     Как бы то ни было, главным объектом на стадионе (в клубе) остается конкурное поле – то место, где будут состязаться всадники. Предварительный детальный осмотр конкурного поля является первым шагом в разработке маршрутов.
    Следующие требования к конкурному полю следует учитывать вне зависимости от уровня турнира. Во-первых, размер поля. От этого зависит количество препятствий, которые можно установить на маршруте. 
    Важна форма и пропорции конкурного поля. При этом ширина поля должна быть не менее половины длины. Как говорят известные дизайнеры, чем шире поле, тем лучше – больше возможностей для составления маршрута. Классическая форма конкурного поля прямоугольная, однако многие знаменитые конкурные поля – места проведения традиционных турниров – имеют неправильную, присущую только им форму.  
     Приветствуется наличие на конкурном поле естественных препятствий и собственного ландшафтного дизайна, которые можно превратить в часть маршрута.
      Однако размеры стадиона и, в частности, конкурного поля влияют на уровень турнира, который можно на нем провести, а также на целый ряд организационных моментов. Если еще раз обратиться к таблице, то вы увидите, что конкурные поля по размерам подразделяют на четыре вида – маленькие, средние, большие и очень большие. Международные турниры, в принципе, проводят на любых полях, однако размер имеет значение. Курс-дизайнеры и организаторы недолюбливают маленькие поля. С одной стороны, меньше возможностей для дизайна, с другой – больше организационных проблем. Главная проблема, как считают европейские дизайнеры, в том, что на маленьком поле трудно провести масштабный турнир. То есть такой турнир, в котором есть маршруты разного класса. Маршрут Гран-при безусловно должен кардинально отличаться от маршрута для молодых всадников. Если же поле маленькое, то после каждого конкура маршрут нужно полностью разбирать и устанавливать новый. Совсем плохо, если в программу турнира на маленьком поле включено шоу – тогда в перерыве между конкурами поле придется полностью освобождать. Еще один существенный недостаток маленьких полей – при больших турнирах нагрузка на 1 квадратный метр газона намного больше, чем на больших аренах. Следовательно, грунт будет сильнее изнашиваться и впоследствии раньше потребуется его восстановление. Отсюда вывод – маленькие поля лучше использовать для тренировок и небольших соревнований местного масштаба, а крупные мероприятия проводить на аренах соответствующих размеров.

Несколько слов  о препятствиях

      Конный спорт – бесспорно «природный» спорт, а значит, при построении маршрута неизбежные искусственные материалы (металл и пластмасса) должны удачно сочетаться с натуральными. Если говорить об общем виде маршрута, то к нему относят грунт конкурного поля (трава, намного реже – песок), флористическое оформление препятствий, естественные объекты в пределах конкурного поля (канава с водой, пруд, крупные деревья и т.д.), и, наконец, сами препятствия.
     Какие типы препятствий и в каких сочетаниях ввести их в маршрут, решает курс-дизайнер. От его решения (дизайнерской фантазии) будет зависеть динамичность, безопасность, зрелищность и, по большому счету, весь ход турнира. К наиболее частым ошибкам при подборе типов и конструкций препятствий для маршрута относят чрезмерное использование жердей, отсутствие стенки, отсутствие канавы с водой. К сожалению, многие курс-дизайнеры прибегают к упрощенному дизайну и избегают известные типы сложных комбинированных препятствий, которые безусловно делают маршрут интереснее во всех отношениях. Отдельно хочется сказать о естественных препятствиях, в частности о водных. Небольшие препятствия такого типа желательны на любых маршрутах и совершенно обязательны в маршрутах Гран-при международных турниров.

Расчет маршрута

     Когда курс-дизайнер оценил размеры и прочие качества конкурного поля, выбрал препятствия для маршрута, встает вопрос, как разместить препятствия на конкурном поле. Какие связки и повороты внести в схему маршрута, решает творческая фантазия дизайнера. Однако расстояния между препятствия определяются в соответствии со строгими расчетами. В свою очередь, расстояние между препятствиями – это сумма дистанций отталкивания и приземления, плюс заложенное в маршрут количество темпов галопа между препятствиями. Все расстояния рассчитываются математически и потом переносятся на план маршрута.
     Как же определить, на каком расстоянии друг от друга ставить препятствия? Сначала пара слов о дистанциях (расстояниях) для отталкивания и приземления. Прыжок лошади через любое препятствие проходит по параболической траектории. То есть, в одной точке лошадь отталкивается, по дуге перемещается через препятствие и приземляется на некотором расстоянии от него. Конечно же дистанции отталкивания и приземления зависят от скорости лошади, ее прыжковых качеств, качества грунта и многих других аспектов. Но для расчета расстояний на конкурном маршруте используют усредненные математические значения, соответствующие качествам прыжка «правильно подготовленной» конкурной лошади. В специальной литературе по курс-дизайну приводятся формулы, специальные методики и формулы по расчету дистанций отталкивания и приземления для наиболее распространенных типов препятствий.  
     Расстояние между препятствиями от точки приземления до точки отталкивания в следующем прыжке часто считают в темпах галопа.  Сколько это будет в метрах? Эти данные также необходимы для расчета конкурного маршрута.
     Считают, что правильно тренированная лошадь с хорошими движениями делает около 100 темпов галопа в минуту. Расстояние, которое лошадь преодолевает за один темп, зависит от скорости движения лошади.
      Зная длину одного темпа галопа, количество темпов галопа между препятствиями, значение дистанций отталкивания и приземления, можно рассчитать расстояние между препятствиями – просто сложить все эти значения. 
       Когда рассчитаны все расстояния, известно количество препятствий и траектории движения между ними, можно рассчитать время прохождения маршрута. Эти расчеты исходят из того, что минимальная скорость движения на маршруте колеблется от 350 м/мин в обычных конурах до 400 м/мин в Гран-при. Путем простых расчетов курс-дизайнер определяет, какое время потребуется участнику, чтобы преодолеть созданный им маршрут. Усредненное значение становится «нормой времени на маршруте».

Мастер-план: маршрут на бумаге

       Когда все подсчитано и решено, курс-дизайнер составляет мастер-план. Мастер-план – это графическое отображение маршрута на бумаге, проще говоря, его подробная схема. В мастер-плане должны быть указаны размещение препятствий на поле; траектория движения всадника; подробно расписаны все расстояния между препятствиями, а также описаны и нарисованы все препятствия с указанием материалов, из которых они изготовлены; указаны (отображены) все декоративные элементы маршрута.
    Стоит упомянуть, что у европейских курс-дизайнеров принято описывать в мастер-плане и необходимую инфраструктуру. Вот перечень того, что должно быть у европейского составителя маршрутов: 1) офис курс-дизайнера – помещение  не менее 4х4 м, обеспеченное электричеством, туалетом, столами, стульями и письменными принадлежностями; 2) защищенное от непогоды место для хранения препятствий, их частей, а также декоративных элементов, в том числе живых растений; 3) техника: небольшой трактор с прицепом, а также различный инвентарь и оросительная установка.
     Имея в руках грамотно составленный мастер-план, остается собрать маршрут – как дети собирают конструктор по подробной инструкции.