«Лошадиная песня» в Новом Арт-театре

Конный спорт: «Лошадиная песня» в Новом Арт-театре

Автор: Анна ИЛЬЯСОВА
Номер журнала: ЗМ №1(114)2012
Фото: Константин Бенедиктов

Традиционным местом встреч и общения конников являются крупные турниры, форумы, выставки. Редко когда удается выбраться в гости к друзьям на конюшню – ведь свои лошади тоже требуют внимания. А где еще встречаться? Ведь конный мир столь замкнут и специфичен, что редко кому удается понять его и предложить что-то интересное коннику в плане развлечений. Подобную попытку предпринял один из московских театров, осмелившись создать постановку, призванную приоткрыть завесу тайны над хитросплетениями мира конного спорта.

Спорт тоже искусство

В отличие от кино, театр «начинается с вешалки» – и эти слова как нигде удачнее воплотились в стенах Нового Арт-театра. Только войдя в по-семейному тесный и уютный холл, начинаешь проникаться атмосферой будущего спектакля благодаря тематическому оформлению и дружественной атмосфере. Предвзятое отношение зрителя-конника, со скептицизмом встречающего очередную попытку далеких от конного мира людей понять, чем живут всадник и лошадь (конюх, коневладелец, тренер), и воплотить это в форме искусства, возрастет до уровня открытого недоумения при виде декораций. «Так по вашему выглядит конюшня?» – немой возглас во взглядах оглядывающихся друг на друга зрителей. Тем не менее за неполных 4 часа театрального действа игра актеров и сценические решения автора отметают все сомнения и вызовы зрителя. Музыка, хореография, акробатика, вокал и актерское мастерство погружают зрителя в кому-то знакомый, а кому-то откровенноновый мир конного спорта, а смелый выбор декораций открывает множество технических решений, обыгрывающих интерьеры конюшни, дома, трибун и самого боевого поля турнира.

О чем песня?

Всадники повсеместно трактуют и воспевают верность лошади человеку, но даже не помышляют о том, сколь сильно эти честные животные могут быть преданы друг другу. Сложная романтическая история разворачивается на фоне спортивного азарта конкурентной борьбы на боевом поле, давая зрителю понять, что спорт – не предел мечтания лошади, а лишь одна из возможностей раскрыть все таланты этих сильных грациозных лошадей, тем не менее не лишенная своих легенд и мистических страхов. Одновременно автор ставит пришедших в зал конников в несколько неловкое (однако многим очень полезное) положение, заставляя взглянуть на себя со стороны. Согласитесь, взаимоотношения на конюшне зачастую становятся причинами разговоров и сплетен. Эти сложные для непосвященных взаимные обязательства коноводов, тренеров, спортсменов, владельцев лошадей зачастую в силу сложных характеров и жизненных позиций всех участников этих отношений превращаются в лучшем случае в фарс. В ряде случаев, многие из которых на слуху мировой конной общественности, нередки и скандалы, трагедии и даже настоящие детективы в духе Дика Фрэнсиса. Эти сюжеты, безусловно, захватывают и «щекочут нервы», но авторы пьесы «Лошадиная песня» решили оставить эти неприятные эмоции за бортом, ведь в жизни и так хватает поводов для беспокойств, а дать возможность нам, конникам, удачной постановкой найти в комических персонажах пьесы себя и от души над собой посмеяться – задача, по-моему, до недавних пор остававшаяся неразрешенной.

Хотя само название пьесы (по аналогии с «Лебединой песней») несет оттенок трагизма, по мере развития сюжета в душе смущенно проклевывается критическая нотка – неужели все закончится «слащавым» хэппи-эндом? Автор не разочаровал. Финальное многоточие отзывается в сердце каждого по-своему и задевает до глубины души.

Другим не понять?

Придя в зал с заданием предельно критично отнестись к постановке и написать честную, возможно, в чем-то обезоруживающе правдивую рецензию, я не смогла найти ни одного повода для критики. Последним доказательством успеха постановки стал тот факт, что мой восторг опытного всадника равно разделяла подруга – заядлая театралка, чрезвычайно далекая от конного мира. Ее реакция была для меня как самая непредвзятая «лакмусовая бумажка». Театральные постановки классиков жанра мы считаем обязательным досмотреть до конца, даже если игра безобразная, а действо скучно до зевоты, но надо же отдать дань уважения классике! Но выдержать более 3 часов авторского действа на малопонятную (моей подруге) тему, будучи в интересном положении, и в конце аплодировать стоя – вот та самая чистая и искренняя оценка артистам, которая выше всяких похвал!

Если у вас еще остались сомнения, то отметайте их смело – столь уникальное театральное действо поистине стоит потраченного времени. А чтобы оставить место интриге, рекомендую: как бы не впечатлил вас спектакль, непременно загляните в буфет в антракте – там вас ждет еще один повод улыбнуться и очередной раз убедиться в том, сколь полно сотрудники театра погрузились в загадочный мир лошади.