второе дыхание «бывших» спортсменов

Конный спорт: второе дыхание «бывших» спортсменов

Автор: Екатерина ШТАТНОВА
Номер журнала: ЗМ №6(130)2013

Тренировки, соревнования и снова тренировки… Привычный уклад спортивной жизни не оставляет времени на размышления о будущем. Отвечая на вопрос о планах по окончании спортивной карьеры, большинство спортсменов говорят о тренерской работе и лишь немногие планируют работать по специальности, не связанной с конным спортом, или получать дополнительное высшее образование.
Выбор будущего
Родители, записывающие своих детей в клуб верховой езды, редко мечтают о том, чтобы их сын или дочь посвятили свою жизнь конному спорту. Вместе со спортивным талантом у ребенка появляется необходимость непростого выбора, который, как правило, делают за него родители. Профессиональный спорт предъявляет высокие требования начиная с первых лет обучения, и совмещение высоких нагрузок в спортивной и общеобразовательной школах вы­­держивают немногие. Тем не менее окончательный выбор между карьерой и спортом делается после окончания школы.
За рубежом существует практика ученичества, когда молодые люди, чувствующие в себе талант к спорту, поступают на работу на успешные спортивные конюшни, к профессиональным спортсменам или дилерам по продаже лошадей. Там они получают возможность накопить практический опыт, обзавестись полезными знакомствами и обратить на себя внимание тренеров и менеджеров национальных команд. Если спортивная карьера молодых людей складывается удачно, у них практически нет возможности получить «не конное» образование, так как все их время занято тренировками, выступлениями, переездами между турнирами.
Тем не менее многие родители настаивают на том, чтобы их ребенок сначала получил образование, а только потом делал выбор в пользу спортивной карьеры. В этом случае молодым людям приходится совмещать обучение в университете и занятия спортом. Нередки случаи, когда спортсменам приходится по несколько лет работать по специальности, таким образом финансируя свое «конное хобби». Ведь успех не приходит сразу, ученических мест на конюшнях на всех не хватает, а богатые родственники, готовые покупать дорогих лошадей и арендовать конюшни, – явление редкое.
 
Новый поворот – падение или взлет?
Несмотря на то что конный спорт в Европе вместе с экономикой начал постепенно выходить из рецессии, официальная статистика неумолима. Всего 3–5% спортсменов зарабатывают себе на жизнь исключительно за счет спорта. 83% респондентов опроса, проведенного в нескольких европейских странах среди спортсменов, выступающих в различных видах, ответили, что заниматься еще чем-то, помимо тренировок и выступлений, для них очень сложно. 43% спортсменов, завершающих свою спортивную карьеру, не имеют профессии.
В отличие от художественной гимнастики или легкой атлетики в конном спорте не редки случаи, когда на пьедестал почета поднимаются люди, разменявшие пятый десяток. Среди участников Олим­пийских игр был 72-летний японец Хироши Хокетцу, который выступал в выездке.  Австрийский конкурист Хуго Симон продолжает выступать на международных турнирах, несмотря на свой возраст – в этом году ему исполнился 71 год. Тем не менее это скорее исключения, чем правило, и большинство спорт-
сменов так или иначе заканчивают свою спортивную карьеру задолго до выхода на пенсию. Это может случиться запланированно или неожиданно, например из-за травмы.
Какой выбор остается у спортсменов-конников? Вокруг конного спорта существует достаточно профессий, которые могут стать источником существования. Можно попробовать реализовать свой потенциал и на административных должностях в национальных федерациях, спортивных клубах и командах. Но зачастую бывшим спортсменам приходится бороться за рабочие места с более подготовленными и, может быть, даже более молодыми людьми, ориентированными на строительство карьеры с юности.
Смена сферы деятельности на кардинально новую не является чем-то необычным или свойственным только спортсменам. Как в Европе, так и в России, набирает силу движение «дауншифтеров», людей, меняющих успешные бизнес-карьеры на более простые и неторопливые занятия. В учебниках по бизнесу можно прочитать рекомендации каждые семь лет менять сферу деятельности, что позволяет найти лучшее применение своим силам и талантам, испробовав многое.
Для бывших спортсменов-конников, как и для других профессионалов, решивших кардинально поменять свою жизнь добровольно или по стечению обстоятельств, важно ставить перед собой реалистичную цель и последовательно добиваться ее выполнения. Дополнительные навыки (например, знание иностранных языков) и широкая сеть контактов помогут в поиске новой работы.
 
Снова в школу
В 2005 году Международный олимпийский комитет (МОК) запустил специальную программу под­держ­ки спортсменов, закончивших свою карьеру, в рамках которой помощь уже получили более 10 тысяч человек из 100 стран мира. По этой программе не только предоставляются гранты на обучение, но и производится сбор данных о компаниях, готовых принять на работу бывших спортсменов. Часто бывшим спорт-
сменам нужна не просто финансовая поддержка, но и психологическая помощь, и консультационные услуги, которые также оказываются участникам проекта. В настоящее время программа МОК действует в 25 европейских странах, а также проводятся разовые акции в некоторых странах Африки и Южной Америки. Россия, к сожалению, не участвует в данном проекте.
Международная федерация конного спорта стала одной из первых среди спортивных организаций, обративших внимание на проблемы бывших спортсменов. В настоящее время идет разработка специального раздела в рамках сайта FEI, который получил условное название FEI Campus. В Европе быстрыми темпами развивается дистанционное обучение, которое доказало свою эффективность в разных областях, и именно дистанционные курсы станут основой нового веб-сайта. Идея дистанционного обучения судей и прочих официальных лиц родилась в FEI достаточно давно, и разработка курсов, доступ к которым будет осуществляться через Интернет, ведется уже несколько лет. Используя новый сайт как универсальную образовательную платформу, FEI планирует предоставлять консультации и полезную информацию для спортсменов, завершающих свою спортивную карьеру.
В России дистанционное обучение пока распространено не так широко, как в Европе, но на заочные и вечерние формы обучения в вузах принимают без ограничений по возрасту, а в большинстве институтов таких ограничений нет и для дневной очной формы обучения.
 
Спорт или профессия?
Как правило, в своих анкетах всадники топ-класса указывают свою профессию как «спортсмен» или «тренер», а в графе «образование» и вовсе ставят прочерк. Тем не менее, чем дальше от первой сотни во всемирном рейтинге находится спортсмен, тем большее разнообразие профессий встречается в его биографии. Впрочем, исключения есть и среди топ-всадников.
Мередит Майклс-Бербаум окончила курс политологии в университете Принстона. Родители швейцарской спортсменки Клариссы Кротта, владеющие крупным конноспортивным центром, настояли на том, чтобы дочь получила «не конное» образование, и Кларисса окончила школу коммерции. Молодая испан­ская спортсменка Морган Барбанкон закончила международную бизнес-школу в Женеве, и это не помешало ей в прошлом году стать членом олимпийской сборной Испании на Играх в Лондоне.
В среде спортсменов по выездке одной из самых популярных профессий является юрист. Юридическое образование получила в молодости Изабель Верт, по словам спортсменки, она планирует вернуться к этой профессии по окончании спортивной карьеры. Легендарный немецкий спортсмен Райнер Климке успешно совмещал юридическую и спортивную карьеру. Он был доктором права и продолжал работать по специальности всю свою жизнь.
 
Известный новозеландский троеборец 
Марк Тодд закончил сельскохозяй­ственный факультет технического института в Гамильтоне (Новая Зелан­дия). Никола Уилсон из олимпийской команды Великобритании получила специальность «спортивный менеджер» в Манчестерском университете.
Тем не менее даже при наличии «не конного» образования немногие спортсмены спешат ставить свои сапоги в угол и уходить в бизнес. Смена карьеры – это всегда ответственный шаг, на который трудно решиться. 
Томас Батлинер (Лихтенштейн) начал заниматься верховой ездой в семь лет. По настоянию родителей совмещал обучение по специальности «бизнес-управление» в Инсбруке с тренировками на конюшне Хуго Симона (Австрия). По окончании университета он вернулся на родину, где несколько лет проработал в офисе своего отца и окончательно расстался с сидячей работой перед Олим­пийскими играми в Сеуле. Спортсмену удалось квалифицироваться к участию в Играх, где он занял 43-е место в личном зачете. В 1999 году Батлинер достиг своего максимального результата – 69-е место во всемирном рейтинге FEI. После этого он принял решение уйти из спорта, но выбрал для себя очередное «конное» занятие. Батлинер стал владельцем конюшни, а затем и организатором турниров. По прошествии еще нескольких лет Томас Батлинер основал фирму про продаже и монтажу оборудования для кондиционирования и вентиляции, владельцем которой и является по настоящее время. Кстати, наставник Томаса, Хуго Симон, также является владельцем успешного бизнеса, которым он занимался на протяжении всей спортивной карьеры.
 
Профессиональная карьера – это прежде всего личный выбор каждого человека. Обеспечивая себе «запасной аэродром» и стабильный заработок по окончании спортивной карьеры, спортсмен должен быть готов к дополнительным временным и денежным затратам. Планировать свою жизнь после спорта лучше начинать заранее, но никто не может дать гарантий, что жизнь не внесет существенные коррективы в эти планы. Тем не менее дополнительные навыки никогда не помешают спортсменам-конникам.