Евразийские итоги Ассамблеи FEI

Конный спорт: Евразийские итоги Ассамблеи FEI

Номер журнала: GM №1(216)2023
Фото: Наталья АЛЕКСЕЕВА

Что мешает вернуть Россию в международный конный спорт? Как попасть в Париж через Барселону? Почему III Региональная группа FEI уходит в историю? В Кейптауне на Генеральной Ассамблее FEI были даны ответы на эти и многие другие вопросы, касающиеся нашей страны. О самых интересных новостях главного конноспортивного саммита рассказывает его участник Сергей Буйкевич. 

Сергей Буйкевич – опытный конноспортивный функционер, в прошлом – председатель III региональной группы FEI, судья международной категории по конкуру, генеральный секретарь Евразийской Ассоциации конного спорта
 
Спортивная жизнь сегодня – это часть большой политики, и ключевые слова здесь – «ограничения» и «санкции», но ничто не мешает нам искать решения внутри страны, внутри нашего спортивного сообщества. Соб­ственно, такое решение у нас уже существует и хорошо отработано. Это различные форматы и проекты международной спортивной работы, включая крупнейшие региональные соревнования и образовательные программы, проводимые под эгидой Евразийской Ассоциации конного спорта (ЕЕА). Накануне Генеральной ассамблеи Международной федерации конного спорта мы обратились к президенту и Бюро этой организации с предложением логически обоснованного решения и выхода из ситуации, вызванной ограничениями, наложенными на российских и белорусских спортсменов и официальных лиц. 
 
11 ноября во время заседания ЕЕА в рамках Генассамблеи было озвучено наше обращение о допуске российских спортсменов и официальных лиц к участию в соревнованиях в рамках Евразийской лиги, прежде всего соревнований Кубка Наций FEI, Кубка мира FEI, Евразийских игр. Данный формат формально позволил бы избежать пресловутых «опасений случайных конфликтов во время проведения соревнований», являющихся одним из главных предлогов наложенных ограничений. В то же время это решение могло гарантировать поступательное развитие спорта на нашей территории и частично обеспечить участие наших спортсменов в квалификационных соревнованиях к предстоящим Олимпийским играм. 
 
Наше обращение было представлено Совету для обсуждения. Решение было принято большинством не в нашу пользу, тем не менее нам удалось еще раз представить наши аргументы, основанные на принципах Олимпийской Хартии, в том числе не только спортивных, но и общечеловеческих, гуманитарных правилах и нормах. Кроме заседания Совета FEI, обращение подробно обсуждалось во время работы нашей региональной группы (Евразийской Ассоциации), на котором присутствовал президент FEI Игмар Де Вос и другие официальные лица. Наша позиция была услышана и поддержана странами Азиатской Федерации конного спорта и прежде всего региональной группой VII (арабские страны).
 
Доводы FEI
 
Очевидно, мы не одиноки, и с нашими аргументами согласны, наше мнение разделяют и поддерживают не только страны, являющиеся нашими политическими и экономическими союзниками, но, в принципе, с нами согласно и руководство FEI. Но решение, со слов Президента, «по-прежнему отложено».
 
Главный аргумент Президента FEI прост. Уже не первый олимпийский цикл конный спорт балансирует в программе Игр «на грани», и каждая Олимпиада может быть последней для конного спорта. Со слов Игмара Де Воса, «руководитель международной федерации прежде всего должен заботиться о всем мировом сообществе. Россия и Беларусь в любом случае вернутся в международный спорт». Рисковать будущим конного спорта в олимпийском движении, идти на конфликт с Международным олимпийским комитетом Ингмар Де Вос, как член МОК, накануне Олимпийских игр не готов.
 
Барселонская лазейка
 
Россия своевременно подала заявку на проведение специальных квалификационных командных соревнований олимпийской группы «С» в Москве. Возможность проведения Special Event еще на стадии подготовки к Генеральной ассамблее во время заседания Совета FEI сразу была исключена из обсуждения, так как международные соревнования, запланированные на территории России и Белоруссии на 2023 год, пока исключены из календаря FEI. Мы предполагали эту ситуацию и предусмотрели альтернативный вариант. Федерация конного спорта Узбекистана подала заявку на проведение квалификационных командных соревнований по конкуру в Ташкенте. Во время Ассамблеи была представлена презентация строящегося суперсовременного конноспортивного центра в Ташкенте. В рамках дискуссии по этому непростому вопросу, как и в прошлый раз в 2018 году в Бахрейне, нам пришлось провести непростые переговоры с европейской частью олимпийской группы «С». 
 
Несмотря на то, что наши главные аргументы в этом пов­торяющемся предолимпийском споре о выборе места проведения специальных квалификационных соревнований, остаются по-прежнему весомыми и убедительными (прежде всего это логистика, ветеринарные барьеры, вопросы карантинирования и прочее), но в случае с Ташкентом они имеют обратную силу, то есть европейские страны, члены группы «С», должны иметь свободную возможность прибытия на соревнования и беспрепятственного возвращения в Европу. К сожалению, Узбекистан только в начале пути создания свободной ветеринарной зоны, и если со стороны узбекского правительства мы имеем гарантии скорого решения этого вопроса, то европейский бюрократический процесс растянут во времени, и вопрос может быть решен только к следующему олимпийскому циклу. Тем не менее важно, что нами сделан первый шаг в этом направлении, а это значит, что Узбекистан в будущем получит свободную ветеринарную зону, свой собственный международный ветеринарный сертификат, что гарантирует свободное перемещение лошадей этой страны – члена ЕЕА и, конечно, будет иметь большое значение для развития конного спорта в этом регионе.
 
Впрочем, есть и более выгодное для нас решение этого вопроса, на которое мы больше всего и рассчитывали. Согласно условиям олимпийской квалификации, в 2023 году участие в финале Кубка наций в Барселоне дает путевку на Олимпиаду лучшей команде, которая на момент финала еще не будет квалифицирована. Из восьми стран-участниц финала почти все команды будут иметь путевки по результатам чемпионатов мира и Европы, в этом случае шансы страны, представляющей Евразийскую лигу Кубка наций многократно возрастают. В связи с тем, что финал Евразийской лиги Кубка наций и Кубка мира, проводимый в России, из-за ограничений может не состояться, после сложных переговоров с комитетом по конкуру FEI, было принято решение о квалификации на финалы от нашей лиги по сумме очков, полученных в отборочных соревнованиях лиги. Это решение не только обеспечит одной из наших команд участие в финале в Барселоне, но и даст реальный шанс квалифицироваться на парижскую Олимпиаду. Это означает, что идея Евразийской лиги, Евразийские правила Кубка наций и Кубка мира не только обеспечивают устойчивость разработанной спортивной конструкции Евразии, но и гарантируют системное развитие спорта на нашей территории.
 
Президиум Генеральной ассамблеи FEI 2022 в Кейптауне (ЮАР). Во втором ряду второй справа – Садыр МАМЫТОВ (фото: FEI/Richard Juilliart)
 
Еще немного об олимпийской квалификации
 
Одна из стратегических задач создания ЕЕА – формирование собственной олимпийской группы с внутренним региональным чемпионатом, позволяющим иметь олимпийскую квалификацию по трем олимпийским дисциплинам. Мы не успели завершить этот процесс из-за возникших ограничений. Сегодня мы стоим накануне нового Олимпийского цикла, после Игр 2024 года начнутся обсуждения новой системы олимпийской квалификации, возможно формирование новых олимпийских групп. 
 
Одним из главных итогов прошедшей Генассамблеи можно считать начало переговорного процесса по этим вопросам. Мы приняли для себя решение, оно не противоречит принципам FЕI, и мы уже приступили к обсуждению перспективы формирования новой Олимпийской группы с центром в России и странами партнерами, прежде всего нашими соседями, имеющими общие с нами границы, близкий уровень развития спорта, аналогичные ветеринарные требования и, конечно, общие интересы. Как ни странно, даже Иран, будучи членом нашей региональной группы, членом ЕЕА, до сих пор не является членом общей с нами Олимпийской группы. Мы провели предварительные переговоры с Индией и Пакистаном, возможно, к нам смогут присоединиться прибалтийские страны. В случае создания новой группы на наших условиях Евразийские игры будут работать на 100 %, обеспечивая нашему региону прямую квалификацию на Олимпийские игры. Впереди у нас новый олимпийский цикл, очевидно, что нам предстоит хорошая домашняя работа.
 
Ребрендинг III группы FEI
 
Евразийская ассоциация конного спорта – в нашей стране уже устоявшийся бренд, но для FEI официально мы считались региональной группой III. Исходя из особых условий, объединяющих наши страны не только географически, но прежде всего культурно-исторически, учитывая современные процессы и используя пример Европейской федерации, которая объединила I и II региональные группы FEI, в 2021 году мы обратились в FEI с предложением изменить наше название. Юридический комитет FEI подтвердил, что после длительных процедур и консультаций возражений и сомнений больше нет и в обновленном уставе и всех последующих документах FEI мы получим новое официальное название и статус «Евразийская ассоциация конного спорта». Продолжая сохранять в рамках FEI статус региональной группы, объединенной прежде всего географически, используя понятие «ассоциация», мы можем работать намного шире, объединяя не только национальные федерации, но и иные организации, работающие в области конной индустрии, имеющие с нами общие цели и задачи. 
 
Игра по правилам Евразии
 
Как вы знаете, уже не первый год набирает обороты Евразийская лига по конкуру. Она объединила два самых востребованных мировых продукта: Кубок наций и Кубок мира. Ее преимущества неоспоримы, и сегодня уже не вызывают сомнений у самых консервативных скептиков и пессимистов. Имея уникальный пример конкура, мы выступили с инициативой создания собственной Евразийской лиги в выездке. Не секрет, что наша самая «победная» дисциплина сегодня находится в некотором периоде, мягко сказать, «неопределенности». Необходимы свежие решения. Слабое развитие этой дисциплины в странах евразийского региона отчасти обусловлено пассивной позицией лидеров (России и Белоруссии), невнимание к делам ближайших соседей неизбежно привело к снижению внутренней конкуренции. Евразийская программа развития выездки, осуществляемая при поддержке FEI (кстати, одно из важнейших решений Генассамблеи – это возобновление отложенной в этом году программы развития выездки и троеборья Евразии в 2023 году), хоть и имеет большое значение, не может сразу решить всех накопившихся проблем. Именно поэтому еще в феврале Бюро ЕЕА обратилось к членам с инициативой создания Евразийской лиги по выездке и, как ни странно, натолкнулось на непонимание национальных федераций лидеров в этой дисциплине. После продолжительных консультаций мы вновь вынесли этот вопрос на заседание ЕЕА 11 ноября. Вопрос обсуждался с участием руководства комитета по выездке FEI. Ссылка на правила Кубка мира FEI, гласящая, что «новые лиги могут быть созданы», позволила обсуждать нам этот вопрос в принципе. Несмотря на то, что идея по прежнему не была поддержана делегацией ФКСР, у нас появилась возможность детального диалога с FEI. Мы уверены, что правила Евразийской лиги Кубка мира по выездке, к работе над которыми мы приступили, учтут все пожелания и интересы, и мы сможем не только обеспечить системное развитие выездки в регионах Евразии, сформировать единое евразийское выездковое пространство, но и упрочить позиции наших лидеров России и Белоруссии, благодаря поддержке FEI сможем гарантировать интересы всех заинтересованных сторон и прежде всего спортсменов. Не зря уже в этом году стартовал пилотный проект – Кубок «Максима Мастерс Звезды Евразии», прототип будущей Евразийской лиги Кубка мира по выездке. Надеюсь, впереди у выездкового сообщества долгая интересная совместная работа не только по разработке правил, но в конечном итоге по скорейшему формированию евразийской конноспортивной индустрии. 
 
Кроме того, недавно было создано новое общественное объединение «Международная Евразийская профессиональная лига конного спорта». Оно зарегистрировано на территории РФ, его учредители – российские организации и частные лица. Это совершенно новый формат в конном спорте. Достигнута договоренность с Министерством спорта Российской Федерации. Сегодня это востребованный бренд. Министерство спорта одобряет нашу Евразийскую работу, то что мы делаем оказалось не только своевременным, но и крайне востребованным. И это не вопрос дня сегодняшнего – такая потребность назрела давно, а сегодня продукты, создаваемые евразийской идеей, дают ответы на многие вопросы. Прежде всего: как развиваться и как обеспечить устойчивость, не подверженную никаким внешним факторам и санкциям? 
 
Главный итог
 
Накануне Евразийских игр 2022 года в нашем сообществе не утихали споры о правомерности проведения этих крупнейших соревнований, опасности повторных санкций, как для спортсменов и официальных лиц, так и для ФКСР в целом. Несмотря на официальные разъяснения ЕЕА и юриста ФКСР, споры продолжались, как во время соревнований, так и после. В связи с тем, что сезон уходящего года был насыщен Евразийскими событиями, соревнования проходили как на территории России, так и стран Евразии, не ограниченных санкциями. В то же время мы имеем не менее активный календарь 2023 года. Первый вице-­президент ЕЕА, президент национального олимпийского комитета Кыргызстана Садыр Мамытов публично обратился к Ингмару де Восу за разъяснением, констатируя, что мы проводим Евразийский чемпионат, Россия и Беларусь участвуют в турнирах, проводимых в Центральной Азии. Президент FEI пояснил, что, имея Евразийскую Ассоциацию конного спорта и собственные правила, мы вправе проводить любые соревнования, включая комплексные спортивные мероприятия, такие как Евразийские игры, при условии соблюдения положений Общего регламента FEI. Это в равной степени касается евразийских судей и других официальных лиц, в том числе приглашенных иностранных, в случае если они выразили свое согласие. Таким образом, используя принципы и нормы общего Регламента FEI, соблюдая нормы российского миграционного законодательства, не нарушая никаких запретов, мы можем смело продолжать наши Евразийские спортивные интеграционные процессы, продолжая строить наш общий спортивный дом.
 
Практически мы нашли решение на все возникшие вопросы. Позиции, которые мы наметили, от главных до образовательных, решили в нашу пользу. Не отступая от наших принципов и интересов нам удалось найти технические, компромиссные, но, главное, разумные решения в рамках поставленных задач.