Любите любителей!

Конный спорт: Любите любителей!

Автор: Александра ЛИЧМАН
Номер журнала: GM №2(196)2020

Судьба отечественного конного спорта – тема модная и популярная. Рассуждать о том, кто виноват, когда упустили и что делать, можно долго. Но стоит все же взглянуть правде в глаза – не спортом единым жив сегодня российский конный мир. Львиную его долю составляют вовсе не члены ФКСР, прописавшиеся в технических протоколах многочисленных турниров, а люди, главной движущей силой для которых становится любовь. Об этой любви, ее последствиях и перспективах, и поговорим.

Сколько копий уже сломано в спорах о том, кого же называть любителем! В какой момент всадник переходит в разряд профессионалов – накатав определенное количество «конечасов», одержав большое количество побед в своем классе, имея одну, две, три или более собственных лошадей? Какое количество знаний нужно человеку, увлеченному лошадьми, чтобы считаться «своим» в тусовке профессионалов? Должны ли лошади приносить ему доход или всегда оставаться лишь расходной статьей бюджета своего владельца?
 
Идеальный любитель 
 
На все эти вопросы нет четкого ответа. Однако в идеальной картине мира я бы в качестве эталонной кандидатуры конника-любителя предложила Ее Величество Королеву Великобритании Елизавету II. 
 
Посудите сами: королева с детства в седле, лошадьми она увлекается, как истинная британка, и искренне их любит. Она владеет несколькими десятками скаковых и верховых лошадей, и до самого преклонного возраста совершала регулярные верховые прогулки. Лошади проходили фоном всей ее личной и публичной жизни, однако дела государственные не позволяли Елизавете II в полной мере увлечься конным спортом – как, например, это сделал ее супруг – Принц Эдинбургский Филипп. До 50 лет он профессионально играл в конное поло, затем занялся драйвингом, а также с 1964 по 1986 год возглавлял Международную федерацию конного спорта (FEI).
 
Взяв этот пример за недостижимый идеал, я все же предлагаю рассматривать любителей как людей, страстно преданных лошадям, но никак не связанных с ними профессионально.
 
 
Любовь и амбиции
 
Часто приходится слышать из уст уважаемых чиновников, спортсменов и функционеров о том, что главным героем конного спорта всегда была и остается лошадь. Однако, в реальности оказывается, что для достижения сколько-нибудь уважаемых результатов, нужна не просто лошадь, но животное с набором определенных качеств, ценник на которые растет в геометрической прогрессии. Причем для достижения действительно высоких результатов, лошадей должно быть несколько, и весь этот конепарк надо где-то содержать, кормить, лечить, тренировать, перевозить… 
 
Затраты грозят стать поистине космическими, но разве это когда-нибудь останавливало людей, искренне влюб­ленных в свое дело? Впрочем, финансовые риски можно и сократить – если отложить в сторону спортивные амбиции и обратиться исключительно к эмоциональной составляющей коневладения.
 
Любить можно лошадь с любыми характеристиками: взрослую и молодую, здоровую или имеющую букет хронических заболеваний, добрую и покладистую или злобную и истеричную. Для настоящей любви нет правил и запретов, есть только бесконечное чувство ответственности за того, кого человек приобрел.
 
А это значит, что выпавшие из поля спортивных интересов коневладельцы остаются основными потребителями околоспортивных услуг. Какими бы лошадьми они не владели, они точно так же, как и профессиональные спортсмены, платят за постой, лечат и кормят своих неказистых копытных любимцев, придирчиво выбирают амуницию, планируют тренировки и с надеждой оплачивают услуги тренеров, коноводов и берейторов. 
 
Любовь и страсть
 
Более того, если присмот­реться повнимательнее, то именно вот эта чистая любовь к лошади становится и двигателем, и топливом всей конной индустрии. Не находя достаточно качественных, с личной точки зрения, услуг, любители начинают сами формировать рынок. Кто-то возводит собственные конюшни – от крупных клубов до маленьких, домашних «летников». Другие, влюбившись в представителей той или иной конной породы, завозят в Россию редких производителей и с энтузиазмом развивают племенное дело. Третьи интересуются альтернативными методиками работы с лошадью, четвертые ищут идеальную амуницию и, найдя, привозят ее сначала для себя, потом для друзей, а после – и для всех желающих.
 
Таким образом, непрофессионалы наполняют индустрию новыми течениями и идеями. Их запросы – порой смешные или непонятные, а иногда – смелые и перспективные – помогают формировать гибкий и пластичный, а главное – высококонкурентный рынок услуг.
 
Более того, полные страстью к любимому делу, энтузиасты, как правило, не пасуют перед финансовыми трудностями. Они продолжают оставаться верными своим увлечениям даже тогда, когда профи разводят руками и отступают. Безу­мие ли это, безрассудство или каприз – не важно, если человек не покидает конный мир, вкладывая в него финансы. И даже – что интересно – не получая зачастую никакого видимого для окружающих результата.
 
 
Любовь и деньги
 
Казалось бы, такой увлеченный персонаж – идеальный потребитель, за которого нужно держаться всем, кто предоставляет услуги в конной сфере. Однако, любителей зачастую недолюбливают или относятся к их запросам с долей иронии.
 
Заводчики не хотят продавать своих копытных звезд для того, чтобы на них «просто катались». Многим кажется оскорбительным сам запрос на лошадь «просто для себя». И конник идет искать главную любовь своей жизни на бойни, в прокаты, в дикие табуны мясных пород или к тем, кто не гнушается продавать лошадей с пороками, травмами или недостатками в любые руки, предлагающие деньги.
 
Купив себе лошадь, любитель начинает искать помощи у специалистов – и вновь часто оказывается за бортом.
 
Некоторые профессионалы конного мира презрительно отмахиваются от любителей, чья платежеспособность оценивается как «ниже среднего», не принимая во внимание их огромный вклад в индустрию. Кто-то считает таких энтузиастов слишком назойливыми и въедливыми, кто-то – занудными, кто-то просто не готов работать с запросами аматоров. 
 
Скептически относятся к всадникам без опыта и люди, предоставляющие услуги постоя. Впрочем, здесь их можно понять: непрекращающиеся уточняющие вопросы о количестве сена, времени выгула, графике кормления, регулярности уборки, возможности проветривания или, напротив, создания теплого, с точки зрения постояльца, микроклимата утомят даже самого непробиваемого начкона. Там, где бывалый коневладелец доверится навыкам персонала, способного решить многие вопросы «на месте», любитель будет изводить всех, находящихся на конюшне звонками, сообщениями, ссылками на уточняющие статьи и рассказами о том, с кем он успел проконсультироваться.
 
«Если частный владелец признается, что он что-то не знает в ковке, мы с вами воспринимаем это как данность», – делится практикующий коваль Анатолий Жуков. – «Но открою вам секрет – многие всадники топ-уровня, с которыми мне доводилось работать, не боялись признаться мне, что не слишком глубоко разбираются в ковке и поэтому наделяют меня большими полномочиями и, зачастую, не вмешиваются в мою работу. Напротив, сложнее всего работать с так называемыми Horse-lady – дилетантами-всезнайками, которые живут по принципу "я плачу и поэтому мне лучше знать, что нужно моей лошади, как правильно ее ковать, лечить, кормить, работать и содержать". К великому счастью, в моей практике все реже и реже встречаются такие клиенты».
 
Однако при всех своих минусах, такая единица конного мира, как «любитель», имеет и неоспоримый плюс: он готов платить – и делает это исправно и регулярно.
 
(фото: пресс-служба выставки Эквирос)
 
Любовь и честь
 
На массе любителей, фанатично преданных конному миру вообще, и своим личным лошадям в частности, держится индустрия в странах Европы и США. Не каждый будет часами оттачивать посадку, доводя ее до идеала, тратить состояние на пошив амуниции на заказ и приобретать очень перспективную лошадь, с которой не способен справиться. Но, став однажды частью большого конного сообщества, он будет снова и снова нести свои деньги, отдавая их за то необходимое, что формирует сферу – постой в новых конных клубах с качественным грунтом, кормами и инфраструктурой, регулярную работу коваля и ветеринарного врача, коновода и тренера-берейтора. 
 
«Сегодня около 60 % моих покупателей – это те, кого можно отнести к любителям, – говорит Владимир Былов – специалист по кормлению, руководитель бренда PRIME horse (корма премиум-класса для лошадей). – Причем когда лет 20 назад рынок только зарождался в нашей стране, профессионалы вообще почти не покупали готовые корма. Много я тогда наслушался историй вроде: "Что ты мне тут рассказываешь – у меня еще дед лошадей кормил овсом, и ничего". Часто и сейчас бывает такое, что спортсменам, за плечами которых уже есть достаточно опыта и результатов на турнирах, гораздо сложнее объяснить, что они кормят своих лошадей неправильно. С теми, кого мы называем любителями, в этом смысле бывает даже проще – обычно у меня хватает знаний и красноречия, чтобы донести до них, чем лучше кормить лошадей. Если говорить об ассортименте, то он востребован примерно одинаково и у тех, и у других. Единственное – пожалуй, любители не будут брать продукт, предназначенный для лошадей, несущих самые высокие нагрузки, требующих быстрой, взрывной энергии».   
 
Увы, на каждом шагу такого универсального плательщика могут поджидать неприятные сюрпризы. Бесчисленное количество жалоб о постое лошадей можно отнести к категории «обещали и не сделали». Обслуживающий персонал навязывает дополнительные и не всегда эффективные услуги, в магазинах любителям тоже рады  продать ненужный, но такой красивый и дорогой товар. Достаточно вспомнить посетителей Эквироса, выходящих с выставки – навьюченные баулами с хлыстиками, вальтрапами и подкормками. 
 
Но самая главная драма разворачивается, как правило, когда любитель начинает искать тренера себе и берейтора своей лошади. Ничем не регламентированный рынок этих услуг позволяет с равной степенью вероятности наткнуться как на талантливого мастера-международника, так и на автора собственной методики дистанционного обучения маршрутам Гран-при. И оба этих крайних варианта могут оказаться эффективными. А могут и не оказаться.
 
Прекрасно, если в результате тренировок не пострадает ни один из участников процесса – ни лошадь, ни всадник, ни тренер. Но часто происходит наоборот – и незадачливый любитель становится жертвой нечистого на руку «профессионала». И если обойдется без травм физических, то морально коневладелец без амбиций и опыта, скорее всего, пострадает.
 
Иногда, не получив желаемого результата, он просто станет дальше искать «своего» тренера, но бывают и случаи, когда, разочаровавшись в качестве услуг и личностях, их предоставляющих, увлеченные люди уходят из сферы. 
 
 
Любовь и спорт
 
Энергию конников-любителей можно и нужно направить в конструктивное русло. Во-первых, говоря, что их не интересует спорт, большинство коневладельцев, как правило, лукавит. За фразой «спорт – это не мое» могут скрываться различные пояснения – «боюсь», «не вижу смысла», «сомневаюсь в своих силах», «никогда не пробовал», «не хочу смешить зрителей»… Вариантов множество, однако в результате на боевые поля страны выходят сотни спортивных пар. А ведь могли бы быть и тысячи…
 
 «У меня достаточно клиентов-любителей, и они много работают над собой, – говорит мастер спорта Мария Горбачева. – Но часто бывает так, что всадники-любители, даже амбициозные, могут быть склонны к самообману. Они занимаются вообще без тренера, долго самостоятельно «катаются», к чему-то готовятся, но, к сожалению, не понимают, к какому результату надо двигаться. Даже профессиональные всадники работают с тренерами, потому что всегда важен объективный взгляд со стороны. Чтобы люди начали понимать разницу между тем, как делают они, и как правильно – они должны увидеть и почувствовать разницу. Но почему-то многие даже не хотят пробовать, другие боятся – считают, что их уровень не позволит заниматься с хорошим тренером. Но на самом деле хороший тренер будет только рад объяснить, как правильно, и наблюдать за тем, как под его руководством всадник и лошадь прогрессируют».
 
Как увлечь любителя спортом? В первую очередь – осторожно. Не стоит ждать от человека, наслаждающегося самим фактом коневладения, олимпийских амбиций и желания положить «все на алтарь победы». Всаднику должно быть интересно то, что он делает. Ведь спорт, особенно на базовом уровне – ничто иное, как возможность гармонично развить себя и свою лошадь – физически и ментально.
 
Не стоит ограничивать любителя и жесткими рамками классических дисциплин. При всей своей сложности конкур все равно сводится к формуле «быстрее, выше, сильнее», а выездка на более-менее приличном уровне (скажем, «Предварительный приз. Юноши») сразу заставляет задуматься о качественной лошади с аллюрами «на 7», на которой еще нужно усидеть. 
 
Расширение «ассортимента» дисциплин – от олимпийских до самых забавных – значительно увеличивает круг людей, причастных к лошадям и соревнованиям. Спортивное ориентирование на местности, трейл, конные игры, конная стрельба из лука, конкур формата «дерби» с кроссовыми препятствиями, конкур «на стиль», широко распространенный в США как «хантер-класс», всевозможные костюмированные выездковые программы с прозрачным судейством, внутрипородные соревнования – все это позволит любителю смело пробовать силы своей лошади в разных условиях.
 
Любители – настоящий двигатель конной сферы. Они легко откликаются на новые инициативы и при лояльном подходе остаются верны своим идеям и увлечениям, формируя так называемый «средний конный класс». За счет которого, по большому счету, и живет вся индустрия.