Бизнес или национальное достояние?

Конный спорт: Бизнес или национальное достояние?

Автор: Юлия СЛАВИНА
Номер журнала: GM №9-10(194)2019
Фото: Maxma Equisport/Екатерина МАРТИРОСОВА

Каждая лошадь, подготовленная до уровня Гран‑при – это жемчужина, выращенная годами труда и требующая значительных финансовых вложений. Сотни тысяч евро, которые покупатели готовы отдать за топовых лошадей, – это вознаграждение продавцу за риски и возмещение затрат. Покупатель же платит такую цену за возможность пропустить несколько лет тренировок и ехать Гран-при прямо сейчас. 

Ничего личного
 
Большепризных лошадей в мире не так много, особенно если говорить о выездке. Несмотря на баснословные цены, спрос на них только повышается. Нужно понимать, что речь идет о штучном товаре с индивидуальными характеристиками, и здесь все должно совпасть: ресурсы спонсора, возможности лошади и опыт всадника. Если лошадь покупается для участия в Олимпийских играх, то нужно угадать со временем покупки, ведь в паре с новым большепризным приобретением нужно еще успеть заработать рейтинговые баллы (для личной квалификации) до начала календарного олимпийского года.
 
С точки зрения коневладельца продать молодую большепризную лошадь накануне важного события – это совершить сделку с максимальной выгодой. Можно ли сомневаться в том, что для любого продавца сумма с шестью нулями кажется весьма соблазнительной? Это очевидно всем деятелям конной индустрии, в основе которой лежит бизнес. 
 
Сделки с действительно топовыми лошадьми олимпийского уровня единичны и всегда являются событием и предметом обсуждения в спортивной среде. 
 
Так, одной из главных новостей минувшей осени, всколыхнувшей конный мир, стал пост в инстаграме датской спортсменки Анны Каспржак, где она поделилась радостью от покупки Фухура, бывшего фаворита сборной команды России на предстоящих Олимпийских играх в Токио. Европейская общественность в основном порадовалась удачной со всех сторон сделке и подивилась, как вообще возможно за год до Олимпиады продать квалифицированную лошадь. Русскоязычная аудитория моментально разделилась на два лагеря: тех, кто осуждает продажу Фухура за то, что из-за этого сильно снизились шансы нашей сборной, и тех, кто считает, что эта сделка – личное дело владельцев лошади. 
 
Голландия: 
уроки Тотиласа
 
По словам Юпа Шеллекенс-Бартелса, одного из организаторов элитных выездковых аукционов и ответственного за приобретение и продажу лошадей в Академии Бартелсов, в Нидерландах продается в год около пятнадцати выездковых лошадей уровня Большого приза. Цены на них варьируются в основном от 350 тыс. до 1 млн евро. Однако такая ситуация, как с Фухуром, в Нидерландах в настоящее время не может произойти в  принципе.
 
Дело в том, что в ожидании Олимпиады 2012 года был продан чемпион всех времен и народов Тотилас, и продан не абы кому, а ближайшим конкурентам – в Германию. Со стороны Пауля Шокемёле и Анн-Катрин Линзенхоф, эта покупка выглядела как настоящая диверсия в тылу врага. Равноценной замены просто не было, и голландцы выступили в Лондоне слабее, чем рассчитывали. Помимо Тотиласа, голландцы тогда распродали и других перспективных лошадей. Так, Пейнтед Блек Анки ван Грюнсвен стартовал на той Олимпиаде уже под испанским флагом под седлом Морган Брабансон. 
 
Но голландцы хорошо усвоили урок и в 2013 году убедили Rabo Bank спонсировать подзабытый фонд N.O.P. (Nederlands Olympiade Paard). Задачей этого фонда стала именно поддержка спортсменов сборной и владельцев их лошадей с целью предот­вращения продаж лошадей из сборной. В прошлом, в период с 1980-х и до начала 2000-х, этот фонд в немалой степени поспособствовал развитию голландского конного спорта. Лошади, поддерживаемые фондом в те годы, носили в имени слово «Олимпик»: Олимпик Ферро, Олимпик Бонфайр, Олимпик Сильвано. В 2000-е годы за недос­татком средств фонд закрылся. 
 
Сейчас N.O.P. перечисляет в Федерацию конного спорта Нидерландов порядка 1,2 миллиона евро в год. С владельцами наиболее перспективных лошадей заключаются контракты, по которым лошади не могут быть проданы до окончания турнира. Лошадь получает титул N.O.P., который официально приписывается к кличке, а владельцу ежегодно выплачивается от 100 до 200 тыс. евро на содержание и тренинг. В 2019 году аббревиатура N.O.P. дополнила клички Десперадо, Глокс Дрим Боя, Глокс Зоника, MDH Аванти – в выездке. В конкуре этот титул носит Дон VHP Зет, в троеборье Румор Хэз Ит и Викро Куибус. В паралимпийской выездке – Альфавилле, Финдсли и Уоллес.
 
Германия:
в доле с государством
 
У немцев другой подход к сохранению турнирных пар. Исторически сложилось так, что в Германии государство непосредственно владеет примерно дюжиной конных заводов и заводских конюшен (например, Целле), которые снабжают качественным поголовьем перспективных всадников из национального учебного центра в Варендорфе. Если необходимо защитить лошадь от продажи, государство выкупает право собственности этих лошадей, частично или полностью. Так, под государственную опеку уже перешли троеборные Чипмунк, Самурай ди Тот, Опган Луво и Сэм. 
 
Конный спорт в этой стране можно назвать национальной гордостью, а бюджет федерации составляет 21 миллион евро, и это без учета дополнительных олимпийских субсидий. Однако при всей силе и бюджетах официальных органов Германии, государство не может предот­вратить продажу олимпийских лошадей исключительно финансовыми методами. 
 
Действительно, цены на олимпийских лошадей поражают воображение. В ноябре 2016 года Афина Онассис предложила рекордные 12 млн евро за десятилетнего конкурного Гоуин Глобала, выступавшего в Рио под седлом ирландца Грега Бродерика. В 2013 году конь швейцарки Яники Шпрунгер был продан в Голландию в конюшню Яна Топса и очень скоро перешел под седло всадника из Катара Бассема Мухаммеда. Цена сделки неизвестна, но по слухам сумма составила от 7 до 11 миллионов евро. Любители выездки во всем мире до сих пор гадают, сколько именно Пауль Шокемёлле заплатил за Тотиласа: одни источники называют «скромные» 11 млн евро, другие – 21 млн долларов. 
 
Практически любой пяти­звездный турнир собирает в своих конюшнях лошадей на общую сумму до 100 миллионов евро! 
 
США:
скинуться всей страной
 
В США ситуация с продажами топовых лошадей конкурентам стоит менее остро, чем в Европе. Американцы больше закупают лошадей, чем продают. Уже начиная с Олимпийских игр 1912 года в Стокгольме Новый Свет стремился потеснить европейцев в традиционных для Европы дисциплинах конного спорта. Для помощи американским спортсменам еще в 1950‑м году в дополнение к Федерации был создан фонд United States Equestrian Team Foudation (USET Foudation). Годовой бюджет фонда в 2018 году составил ни много ни мало – 24,5 млн долларов (на миллион меньше, чем в 2017, и на семь миллионов больше, чем в 2016), и это исключительно деньги спонсоров! 
 
На сайте организации, в лучших традициях краудфандинга поддержать своих спортсменов может любой желающий по мере своих финансовых возможностей. Топовые всадники, такие как Маклейн Уорд или Лора Грейвс, нисколько не стесняются открыто благодарить своих народных спонсоров. При этом американский фонд не столько платит коневладельцам за не-продажу лошадей, как это делает N.O.P., сколько выдает гранты на участие в соревнованиях, обучение, транспорт и прочие необходимые составляющие успеха для спортсменов своей национальной сборной. За 16 лет на гранты USET Foudation потратил 42 миллиона долларов.  
 
Россия:
ради чести и престижа
 
В России нет особенных фондов, аккумулирующих средства на сохранение лучших лошадей, основную деятельность по поддержке собственников и спорт­сменов осуществляет Федерация конного спорта. В отличие от западных организаций, ФКСР не публикует в открытом доступе данные о доходах и расходах, но не будет ошибкой предположить, что ее бюджет скромнее, чем в Нидерландах или США. ФКСР наращивает свое присутствие в конной жизни страны, одновременно стремясь к увеличению финансовой независимости участников конной индустрии. 
 
Это значит, что, как и в других странах, коневладельцы и спортсмены независимы и самостоятельно принимают финансовые решения, существуют по законам рыночной модели хозяйства. Поддержка со стороны Федерации в основном сводится к компенсации расходов за участие в турнирах. В большинстве случаев этого недостаточно, и собственникам требуется добавлять средства из своего кошелька. Если в Европе владельцы элитных лошадей так или иначе имеют возможность монетизировать свои победы, привлекая больше клиентов в свои конюшни, продвигая жеребцов-производителей, рекламируя основной бизнес, то в России главная награда для коневладельца от участия своей лошади в больших стартах, за редким исключением, – это по-прежнему престиж и уважение. 
 
Как правило, владелец лошади несет все затраты и риски в одиночку, он не может не заботиться о том, сколько это все стоит. Если за содержанием олимпийской лошади стоит не меценатство, не личные амбиции, не идеи общественной пользы, а разумный деловой подход, то продажу лошади на пике своей стоимости можно однозначно считать удачей. Особенно учитывая тот факт, что российским спортсменам вообще запретили участвовать в Олимпиадах и крупных международных турнирах на четыре года под своим флагом.