Больше турниров – сильнее спортсмены
И все же, наверное, самым основным параметром стоит считать количество соревнований. В этом – сама суть спорта. Без них спорт – не спорт, а физкультура или шоу-бизнес. Даже самые простые и грубые прикидки показывают, что уровень спортсменов в отдельно взятой стране напрямую зависит от количества турниров. Простое сопоставление числа соревнований и присутствия спортсменов, представляющих различные группы, в TОР-100 всемирных рейтингов по конкуру и выездке показывает прямую корреляцию между турнирами и позицией в рейтингах.
Из таблицы видно, что позиции Группы III отнюдь не самые сильные. Причем, спортсмены, которые все же попали в рейтинг, представляют европейскую часть группы – Россию, Белоруссию и Украину и используют свою близость к Европе как конкурентное преимущество. Не секрет, что многие спортсмены живут и тренируются в Европе, принимая участие в европейских турнирах. Но это только один из возможных путей развития спортсмена. А, учитывая трудности, которые переживал конный спорт в наших странах в течение довольно длительного периода, вероятно, был предпочтительным, если не единственно возможным для спортсмена, желающего развиваться в большом спорте. Их, безусловно, выдающиеся достижения, не способны существенным образом повлиять на общее развитие конного спорта в странах, которые они представляют. Развитие спорта внутри страны должно характеризоваться массовостью, доступностью, равенством возможностей – теми категориями, которые составляют особенную привлекательность любого спорта и которые позволяют не только добиваться высоких результатов, но и обеспечить смену лидеров с течением времени.
____________________________
«Престолонаследие» III группы
1993 год – Михаил Буденный: сын легендарного маршала, последний президент Федерации конного спорта СССР.
1995 год – Елена Петушкова: выдающаяся спортсменка, олимпийская чемпионка, чемпионка мира по выездке; общественный деятель, вице-президент Олимпийского комитета СССР, член Бюро FEI, президент ФКСР, старший тренер сборной России по конному спорту, кандидат биологических наук.
2004 год – Александр Машкевич: бизнесмен, миллиардер, общественный деятель и меценат; первый президент Федерации конного спорта Казахстана.
2007 – Сергей Буйкевич: мастер спорта (выездка), судья международной категории по конкуру «3 звезды», член Бюро FEI, вице-президент, а затем президент ФКС Казахстана.
2015 – Садыр Мамытов: мастер спорта международного класса (конкур), судья международной категории по конкуру «1 звезда»; вице-президент, а затем президент ФКС Кыргызстана.
2019 – Марина Сечина: предприниматель, общественный деятель, президент ФКСР.
____________________________
Группа, рожденная в СССР
Как известно, Марина Сечина была избрана на пост руководителя нашей Группы, а Генеральная ассамблея в ноябре в Москве должна утвердить это решение. С одной стороны, эта новость выглядит сенсационной, ведь представитель нашей страны не стоял у руля группы уже 15 лет. С другой – выбор на эту должность стал логичным следствием активной внешней политики Сечиной, которую она проводила буквально с первых дней своего президентства.
Но все-таки, зачем России быть локомотивом такого состава? Ответ состоит в том, что существует другой возможный путь развития – консолидация собственных ресурсов внутри нескольких стран, которые и объединены в общую географическую группу, и создание собственной среды, «питательного бульона», который бы способствовал развитию спорта. Такой путь не исключает международного взаимодействия, но переносит его на другой уровень – из прямой конкуренции в область сотрудничества. Сегодня есть и конкретные задачи, которые невозможно решить просто путем участия спортсменов, способных себе это позволить, в международных соревнованиях. Одна из главнейших – получение олимпийской квалификации. Другая, не менее острая, – увеличение количества турниров для спортсменов нашей группы.
Тут роль региональной группы может стать ключевой.
Роль лидера
В правилах FEI подробно описаны обязанности руководителей групп. Это 14 пунктов. Основное назначение, если кратко, – служить связующим звеном как между федерациями, так и между федерациями и руководящими органами и комитетами FEI. Главы групп принимают участие в работе Бюро и других руководящих органов, а также во всех заседаниях, на которых решаются вопросы, непосредственно касающиеся группы. Председатель группы обязан быть в курсе всех аспектов деятельности FEI, находиться в постоянном контакте с Комитетами FEI. Другими словами, руководители групп – главный канал обмена информацией между руководящими органами FEI и национальными федерациями. С одной стороны, они обязаны продвигать и координировать выполнение инициатив и решений FEI в своих группах, а с другой – быть в курсе и информировать Бюро о делах группы, вносить актуальные вопросы в повестку. В случае конфликта внутри группы руководитель действует в качестве посредника между конфликтующими сторонами. Он также обязан организовывать на регулярной основе общие встречи членов группы и передавать повестку и отчеты об этих встречах в Бюро.
Нет такой региональной группы, где бы конный спорт во всех странах-участницах находился на одном уровне. Если сравнить размеры членских взносов в FEI, которые рассчитываются, исходя из уровня развития спорта в отдельно взятой стране (количество соревнований, количество спортсменов, лошадей и так далее), то очевидно, что наша группа довольно скромная. Например, в Региональной группе IV, в которой состоят 10 стран американского континента, есть два крупнейших (по денежным отчислениям в FEI) участника – США и Канада. Остальные 8 стран-участниц этой группы платят минимальный взнос – 500 швейцарских франков. В Региональной группе VI, объединяющей 8 стран Южной Америки, также две страны платят максимальный взнос, а минимальный – ни одна. В EEF в процентном соотношении 34 % стран платят максимальный взнос и 22 % – минимальный. В нашей группе лидер всего один – Россия. FEI считает уровень развития конного спорта в России на уровне мировых грандов, поэтому назначила нам размер отчислений в 20 тыс. швейцарских франков. Пожалуй, это должно существенно повысить нашу самооценку.
Движение вверх
И все же в последнее десятилетие жизнь не стояла на месте. Если в 2009 г. в России проводилось 10 международных соревнований по выездке, то в 2018 году – 34. Количество соревнований по конкуру за тот же период выросло с 11 до 45. Также растет количество зарегистрированных в FEI спортсменов и лошадей. Если в 2009 г. из России в Международной федерации было зарегистрировано 546 лошадей, то в 2018 г. – уже 1039. Количество спортивных лошадей выросло в Кыргызстане и Узбекистане. В этих же странах появилось заметно больше спортсменов, зарегистрированных в FEI. Судя по показателям 2009 – 2018 гг. в отношении России, Кыргызстана и Узбекистана можно уверенно говорить об устойчивом росте. Стабильно хорошие результаты демонстрирует Беларусь. Несмотря на скромное, по мировым меркам, количество зарегистрированных в FEI всадников (93) и лошадей (203), Анна Карасева входит в Top-100 рейтинга FEI по выездке и возглавляет рейтинг Центрально-Европейской лиги Кубка мира.
Активно развивается инфраструктура – в наших странах были построены арены мирового уровня, которые дают возможность проводить соревнования самого высокого класса, вплоть до мировых первенств и чемпионатов. При поддержке FEI стала развиваться теоретическая и практическая базы – организуются курсы и семинары для специалистов. Национальным федерациям-членам группы, наконец, удалось согласовать календарь мероприятий. Образовалась Кавказская лига, среднеазиатские страны играют все более заметную роль в Азиатской федерации конного спорта.
Более высокий уровень подготовки отразился и на результатах, особенно спортсменов молодого поколения. В 2018 г. российские юниоры успешно выступили на чемпионате Европы в Фонтенбло, представитель Узбекистана пробился на юношеские Олимпийские игры в Буэнос-Айресе, узбекский юниор получил серебряную, а кыргызский – бронзовую медаль на чемпионате Азии по конкуру. В этом году спортсмен из Кыргызстана победил на первом чемпионате Азии по выездке среди юниоров.
На территории стран-участниц группы стали проводиться крупные международные соревнования. В 2017 г. Туркмения, бывшая до этого буквально закрытой для мирового конного спорта страной, приняла соревнования по конкуру высокого ранга – в Ашхабаде прошли Пятые Азиатские игры в закрытых помещениях, в которых участвовали 62 страны, и в рамках которых прошел этот турнир. Для конноспортивной общественности важным событием стал турнир FEI World Jumping Challenge, который прошел в Ташкенте при поддержке Комитета FEI Solidarity, и на котором спортсмены из Узбекистана заняли 2 и 3 места. Во Всемирных конных играх в 2018 г. впервые приняли участие пять стран группы – рекордное количество участников с нашей стороны. И, как венец позитивных сдвигов, – Токийский тур и чемпионат Евразии в Москве.
На международной арене также появились заметные достижения. Представители стран-участниц группы вошли в руководящие органы Азиатской и Международной федераций. Марина Сечина вошла в Комитет FEI Solidarity, а в ноябре Генеральная ассамблея FEI должна утвердить ее назначение на пост руководителя Региональной группы; Ирина Макнами вошла в Комитет по выездке, Ольга Коган стала членом Комитета по назначениям; Сергей Буйкевич (Кыргызстан) – бывший президент группы, – член Бюро Азиатской Федерации; Садыр Мамытов (Кыргызстан), полномочия которого на посту руководителя группы истекают в этом году – член Олимпийского Совета Азии, вице-президент Азиатской Федерации конного спорта.
Сергей Буйкевич, который сегодня является членом Бюро Азиатской федерации конного спорта, комментирует: «На протяжении прошедшего десятилетия в большинстве стран-участниц Региональной группы III проводилась огромная системная работа, которая положила задел для успешного поступательного развития спорта в наших странах. Сегодня мы многое делаем в первый раз, многое меняем, не только дома, но и влияем на мировые тенденции. Остановить это движение уже невозможно. Правильная, "критическая", энергия накоплена, и результаты движения вперед очевидны. Наши шаги делаются все ярче и смелее».
Сейчас уже становится очевидным, что только сообща, благодаря слаженной работе и взаимному уважению среди членов нашей географической группы, можно еще сильнее укрепить взаимодействие между странами. Ведь результат от такой внешнеполитической работы мы все ждем один и тот же: чтобы состояние конного спорта в наших странах улучшалось и в дальнейшем.
Хотелось бы смотреть в будущее с оптимизмом, хотя размах задачи, конечно, впечатляет. Преодолеть внутренние разногласия и договориться, никого не обидеть и мотивировать, соблюсти интересы всех и вся, найти ресурсы, подобрать и/или воспитать кадры, организовать, убедить, при этом остаться в форватере международного развития… Но задача того стоит. Нужно время.
От первого лица
После избрания на пост главы III Региональной группы Марины Сечиной мы не могли не пообщаться с ней о ее планах на этой должности.
(фото: ФКСР/Виктория ФЕДУЛОВА)
Почему Вы решили возглавить III Региональную группу?
Будучи президентом Федерации конного спорта России я хорошо понимаю те сложности, с которыми сталкиваются федерации нашей группы в своем стремлении развивать конный спорт. Это и географические особенности, и расстояния, и таможенные проблемы.
И я думаю, что мои знания и опыт как менеджера помогут национальным федерациям III Региональной группы справиться с трудностями, которые у них возникают. Мы очень многого добились за три года работы в России. Механизмы, которые мы используем для достижения поставленных задач, уверена, будут работать и в других федерациях.
Как Вы собираетесь сочетать руководство национальной федерацией и группой?
Думаю, что это не самое сложное совмещение, поскольку уже сегодня мы очень много общаемся со странами из нашей региональной группы – со многими у нас заключены соглашения о сотрудничестве, мы планируем совместные турниры и другие мероприятия по развитию конного спорта. В дальнейшем, на посту председателя III Региональной группы, будем работать в том же направлении, но с еще большим энтузиазмом.
Какие цели и задачи вы ставите перед собой на посту руководителя группы?
Основная цель – это, конечно же, популяризация конного спорта в странах III Региональной группы. Все это очень непросто с учетом особенностей географии и сложности в ветеринарном и таможенном оформлении при прохождении границ. Последний вопрос наиболее важный.
Мы уже прилагаем всевозможные усилия для облегчения порядка прохождения границ спортивными лошадьми. В ноябре этого года, сразу после Генеральной ассамблеи в Москве, будет проходить Рабочее совещание главных национальных ветеринарных врачей стран нашей группы с представителями государственных служб ветеринарии и таможни и Всемирной организации по охране здоровья животных, где будут обсуждаться существующие проблемы и возможности их решения.
В чем состоят сильные стороны сотрудничества национальных федераций внутри группы?
Для меня конный спорт – это большая семья. И только находясь в дружеском контакте мы сможем развиваться дальше. Понятно, что большой спорт – это конкуренция, борьба за медали, за квалификацию на Олимпийские игры. Но конкурировать должны всадники на боевом поле, а руководители федераций – совместно создавать условия для их роста. Единственный путь развития – это объединение усилий для проведения международных турниров высокого уровня, повышение мастерства всадников внутри группы, качества образования тренеров и других специалистов.
Какие отношения сложились у ФКСР с другими федерациями, входящими в группу?
Исключительно дружеские. Как я уже сказала, со многими мы подписали соглашения о сотрудничестве. Большое влияние на укрепление отношений оказало проведение в России чемпионата Евразии, который вызвал огромный интерес не только в России, но и в других странах. Уверена, в следующий раз на турнир приедет еще больше участников и еще больше стран.
Каким образом Вы собираетесь сотрудничать с FEI в интересах группы?
Помимо поста руководителя III Региональной группы, я также являюсь членом комитета Солидарности FEI. Недавно у нас было очередное заседание, на котором я активно отстаивала программы, представленные национальными федерациями нашей группы.
В дальнейшем мы также будем продвигать свои идеи и предложения в Бюро FEI – в первую очередь это, конечно же, касается турниров и образовательных программ, которые должны помочь в развитии конного спорта.
Что бы Вы пожелали себе на посту руководителя группы?
Побольше побед России – как на боевом поле, так и за его пределами.