Самоучитель: Не зная броду... Канава с водой, как зеркало конкурной подготовки или как выйти сухим из воды? // ЗМ №2 (115) 2012

Автор: Екатерина Штатнова

Преодоление препятствий верхом на лошади во время военных действий, на охоте или ради забавы было известно с древнейших времен. В труде, посвященном искусству верховой езды древнегреческий автор Ксенофон (365 до н.э.) упоминал преодоление всадником стенок и насыпей, но большинство его советов относились к прыжкам через канавы и расщелины.

Эти препятствия ограничивали возможности передвижения человека на всем пути развития цивилизации. Ирригационные каналы, канавы, по которым вода подводилась на поля, защитные рвы и прочие рукотворные преграды дополнялись ручьями, высохшими руслами рек, эррозией почв. Умение лошади прыгать через такие препятствия, сухие или наполненные водой, существенно повышало ее ценность как транспорта, на котором можно уехать куда угодно.

В XIX веке, когда охота стала в Великобритании всеобщим увлечением дворянства и среднего класса, всадник мог показать свое искусство и остаться в седле до конца дня только в том случае, если его лошадь без раздумий преодолевала рвы и канавы с водой. В 1835 году в статье знаменитого английского спортивного журналиста, работавшего под псевдонимом «Нимрод», встречается упоминание о прыжке, который совершил мистер Джон Миттон и его лошадь Баронет через реку Перри. Длина прыжка составила 9 ярдов, что в переводе на метрическую систему счисления, составляет 8 с небольшим метров. Почти век спустя, в 1948 году Международная федерация конного спорта зафиксировала прыжок всадника на лошади на аналогичную длину как рекордный. В XIX и начале ХХ века нередки были случаи, когда в скачках с препятствиями ширина канав варьировалась год от года в зависимости от интенсивности естественного водного потока.

Наиболее ранние документы, касающиеся соревнований по преодолению препятствий, дают нам информацию о том, что они сводились к двум видам: прыжки в высоту и прыжки в длину. Эти соревнования стояли у истоков эволюции конкура, как отдельной дисциплины конного спорта, и были чрезвычайно популярны вплоть до середины ХХ века. В современных правилах FEI только соревнования «На мощность прыжка» остались как напоминание о том времени. Несмотря на то, что в современном конкуре помимо силы лошади и смелости всадника, ценится умение пары преодолевать сложные маршруты из последовательных препятствий, соревнования «На мощность прыжка» неизменно собирают толпы восторженной публики, менее искушенной в вопросах конного спорта, чем его ярые апологеты. В современном конном спорте сохранились соревнования только на мощность прыжка в высоту, а попытки установить рекорд в широтных прыжках остались далеко в прошлом. С 1912 по 1975 года было зарегистрировано всего лишь девять последовательных рекордов, установленных в широтных прыжках, и на настоящий момент непревзойденным остается результат лошади по имени Something, которая под седлом Андрэ Ферейра преодолела 8 метров 40 см.

 

Олимпийские высоты… и широты

Водные препятствия всегда входили в состав паркуров на Олимпийских играх. В Стокгольме в 1912 году ширина канавы составила 4 метра. Постепенно препятствия олимпийских конкуров начали увеличиваться как в высоту, так и в ширину. В Лос-Анжелосе в 1932 году высота препятствий составила уже 160 см (в Стокгольме спортсмены должны были преодолеть только 140 см). Соответственно и канава с водой расширилась до 5 метров. Дойдя до своего исторического максимума в предвоенные годы, ширина «воды» стала убывать. В соответствии с действующими правилами соревнований FEI по конному спорту, максимальная ширина канавы с водой - 4 м 50 см.

 

Работа над ошибками

Впрочем, канава с водой остается наиболее сложным препятствием современных паркуров, и никакое мастерство и чемпионские звания не могут гарантировать успешное преодоление «воды». Что же делает водное препятствие ночным кошмаром для современных конкуристов? Первая причина основывается на темпераменте лошадей. Некоторые из них имеют природное чувство уважения к воде, которое иногда может сыграть со всадником злую шутку, но большинство, увидев на дороге лужу или ручей, предпочитают преодолеть воду вброд, а не прыгать через нее. Многие лошади с большим талантом к прыжкам через высотные препятствия не сильно беспокоятся о том, чтобы не замочить ноги. Поэтому обучение лошади преодолевать канавы с водой должно вестись всадником планомерно, постепенно и умело. Одна из важных задач в таком обучении - по возможности избегать неправильно сконструированных и построенных с ошибками водных препятствий. Сделать это крайне сложно, так как организаторы даже крупных турниров часто сооружают на боевом поле канаву с водой, которая учит лошадей прыгать не через воду, а в воду. Причина, как всегда, кроется в финансах. Строительство хорошего водного препятствия - затратное мероприятие, а переносные канавы зачастую не имеют достаточной ширины. Международная федерация конного спорта уже много лет старается ввести минимальные стандарты водных препятствий, но периодически продолжают появляться серьезные ошибки в проектировании канав.

Один из таких случаев произошел в сентябре 2011 года на чемпионате Европы по конкуру. Расположение канавы на поле и оформление ее со стороны отталкивания и приземления сделали препятствие практически не заметным для лошадей. После нескольких протестов, поданных менеджерами команд-участниц, канава была модифицирована - в зоне отталкивания появилось более высокое заложение, а в зоне приземления пластин был заменен с желтого на красный. Ошибки в строительстве канавы имели дорогую цену, многие фавориты соревнования получили штрафные очки только на этом препятствии.

 

Обучение

Обучение лошадей преодолению канав с водой не имеет особых упражнений или секретов, и основывается на тех же принципах, что и обычный конкурный тренинг. Следует начинать с очень маленьких канав шириной от 160 до 180 см с вертикальным препятствием, установленным над ними. Увеличивать ширину канавы можно только тогда, когда лошадь уверенно справляется с предложенным заданием, причем даже в том случае, если подход к препятствию оказывается не идеальным. Всадник должен стремиться к тому, чтобы его лошадь могла уверенно прыгать канавы 3.5-4 м, даже если точка отталкивания чуть ближе или чуть дальше от желаемого места. Использование в обучении лошади вертикального препятствия над канавой научит ее рассчитывать правильную траекторию прыжка.

При подходе к водному препятствию особенно важно двигаться равномерно, с хорошим импульсом. В том случае, если всадник начинает ускоряться только за несколько темпов при подходе к препятствию, лошадь может потерять баланс, и дело рано или поздно закончится закидкой. Скорость и длину темпа галопа необходимо отрегулировать сразу после преодоления того препятствия, которое находится непосредственно перед канавой.

Нужно помнить о том, что недостаточно опытный спортсмен не сможет научить лошадь правильно преодолевать водное препятствие. Открытая водная поверхность ярко-синего цвета или пластиковая канава уже является сильнейшим стрессом для молодой лошади. Если браться за хлыст после первой же закидки, вызванной неуверенностью всадника или неправильным подходом к препятствию, то с большой долей вероятности можно предсказать, что в дальнейшем лошадь будет отказываться прыгать канаву при любой возможности.

 

Обратимся к правилам

С водными препятствиями существует и еще одна проблема - их сложно судить, поэтому эта обязанность возлагается на самых опытных членов судейской бригады. В том случае, если лошадь попала ногами в середину канавы, вопрос решается просто - паре начисляются штрафные очки. Не все так очевидно, когда лошадь приземляется достаточно близко к ленте из пластина, маркирующей край препятствия. Очередная попытка усовершенствовать правила судейства была предпринята в этом году, когда на Генеральной Ассамблее FEI была одобрена новая редакция правил по конкуру. В соответствии с ними, штрафные очки на водном препятствии не будут начисляться, если путо или ногавка лошади оставила отпечаток на планке, ограничивающей водное препятствие.

Начиная с 2013 года, водные препятствия должны строиться в соответствии с меморандумом для международных соревнований по конкуру; если водное препятствие не может быть сооружено в соответствии со спецификациями, вертикальное препятствие должно устанавливаться над поверхностью воды.

Таким образом, преодоление водного препятствия требует от спортсмена определенных навыков и искусства управления лошадью. Но вопрос не только в том, сможет ли ваша лошадь прыгнуть канаву без проблем, но и что случится дальше? Дав решительную команду «вперед», сможет ли всадник через секунду после приземления восстановить контроль над лошадью и проехать остаток маршрута, не теряя его? Особенно сложно найти ответ на эти вопросы для тех спортсменов, под седлом которых находятся темпераментные, легковозбудимые лошади.

В истории конкура известны попытки полностью исключить канаву с водой из списка препятствий, но пока Международная федерация конного спорта не решилась на такую кардинальную меру. Тем не менее, многие тренеры и официальные лица продолжают настаивать на дальнейшем изменении правил, мотивируя свою точку зрения тем, что требовать от лошади без ошибок преодолеть не только саму канаву, но и не заступить на малозаметную полоску пластина - означает требовать слишком многого.