Тихая сила

Коннозаводство: Тихая сила

Автор: Яна ЧУМАКОВА
Номер журнала: GM №8(175)/2017
Фото: Алексия Хрущева

В современном конном мире лидируют лошади верховых пород. Верный конь больше не делит с человеком повседневные заботы, ведь и на сельхозполях, и на дорогах одну лошадиную силу давно заменили сотни подкапотных. Но и для гигантов-тяжеловозов еще осталось местечко под солнцем.

Германия считается мировым лидером в разведении лошадей для классического конного спорта. Однако и численность представителей тяжеловозных пород здесь остается стабильной. Причина тому – добронравный характер, сформировавшаяся за века привычка работать в тесной связке с человеком и «тихая сила» непарнокопытных великанов. Вам наверняка приходилось видеть яркие ролики пивоваренных компаний с участием упряжек, состоящих из огромных, красивых и мощных лошадей. Но одной рекламой использование тяжеловозов не ограничивается. Убедиться в этом можно было летом уходящего года недалеко от Берлина. Здесь уже в 16-й раз провели шоу с громким названием «Титаны скаковой дорожки», на котором демонстрировались примеры использования тяжеловозов на практике. Три дня зрители наслаждались зрелищными скачками без седла, драйвингом, заездами римских квадриг и костюмированными номерами с представителями тяжеловозных пород в главной роли. Пару лет назад здесь выступали и наши «соотечественники» – лошади владимирской тяжеловозной породы.
 
Битвы «Титанов»
Фестиваль включает в себя различные мероприятия по развитию и популяризации тяжеловозных пород. Торжественное открытие начинается с селекционного форума – Открытого международного чемпионата жеребят и регистрации кобыл в племенную книгу. 
Силу и мощь гигантов показывает конкурс «Самый сильный тяжеловоз Брандербурга». К линии старта трактор подтягивает подсанки с установленным на них грузом (1000 кг для крупных тяжеловозов и 700 кг для мелких), тяжеловоза запрягают, и нелегкое испытание начинается. Лошадь должна тянуть груз 80 м, двигаясь шагом, причем каждые 10 м на подсанки встают люди. На середине дистанции следует 5-секундная пауза, а затем движение продолжается. Подобные соревнования наглядно доказывают, что актуальность одной живой лошадиной силы не ушла в прошлое. В этом году целую гроздь медалей завоевали братья Марио Кауфман и Йенс Фингеров: три их жеребца заняли весь пьедестал среди крупных тяжеловозов, а в группе мелких семейной фирме досталось «серебро». Такой результат неудивителен: лошади заводчиков ежедневно работают на лесозаготовках – таким силачам любые санки «по холке». 
 
Одним из самых необычных состязаний фестиваля являются скачки. Даже тех, кто уже не раз бывал на ипподромах, такие испытания не оставят равнодушными. Вместо элегантных чистокровных лошадей и стремительных арабов дистанцию проходят «крепыши» весом от 600 кг. Кроме того, скачки проходят без седла, а двигаются лошади по часовой стрелке. 

Более традиционными для тяжеловозов являются турниры по экипажной езде – драйвингу, которые также представлены на фестивале. Пары, четверики и шестерики лошадей преодолевают тяжелую дистанцию марафона. В таком состязании нужна не только скорость, но еще и смекалка, быстрая реакция и смелость, ведь драйверу и его подопечным приходится быстро принимать решения и маневрировать буквально за доли секунды, при этом стараясь не задеть и не разрушить препятствия. Программу мероприятия дополняют заезды пар и четвериков на резвость. Зрелище весьма впечатляющее, ведь в руках у наездника – более 4 тонн живого веса. Особенно зрелищными считаются состязания римских колесниц – здесь 4 лошади располагаются в ряд, а не друг за другом.
 
Все кони в гости к нам
В этом году фестиваль «Титаны скаковой дорожки» посетила делегация из Калининградской области. Россияне на месте смогли обсудить с инициаторами детали одного интересного исторического проекта. Городок Брюк, в котором проходит фестиваль, находится на старинном торговом пути, соединявшем бельгийский Брюгге с Великим Новгородом. Оба города входили в Ганзейский союз – объединение средневековых северо-германских городов, способствовавшее безопасной торговле. В 2018 году организаторы фестиваля планируют провести пробег Titanen on tour на нескольких экипажах, запряженных тяжеловозами. Участники совершат длинный переход от Брюка до Великого Новгорода, через Польшу, Калининградскую и Ленинградскую области и северную столицу России – Санкт-Петербург. Один из инициаторов тура – Герхард Тиле, ветеринарный врач, выпускник Московской ветеринарной академии имени К.И. Скрябина, так прокомментировал проект: «Мы видим, как политики строят стены между народами. А мы хотим их объединить. И рабочая лошадь, которую любят и ценят и в России, и в Германии, – хороший проводник идеи дружбы». Будем надеяться, что эта благородная идея, помогающая развить интерес к тяжеловозным лошадям, найдет поддержку и у спонсоров, и у властей всех стран, на территорию которых ступит большое копыто тяжеловоза.   
 
Продолжение статьи читайте в номере GM № 8 (175)/2017