Коннозаводство: Тори - полтора века на службе человека

Автор: Юлия СЕРКОВА
Номер журнала: ЗМ №1(114)2012

По современным меркам, торийская лошадь или тори была утверждена в качестве самостоятельной породы совсем недавно, однако сразу же прочно заняла свое место в конном мире. Эта универсальная лошадь – национальная  гордость Эстонии – до сих пор популярна и любима не только в этой стране, но и за ее пределами.

Не ждали, не гадали

Предком тори была некрупная, неприхотливая лошадь эстонской местной породы или клеппер, как ее называли в то время. Согласно историческим сведениям, с 1826 года по контракту с Россией, усадьбы Тори и Авинурме в Эстонии использовали представители Ливонского дворянства для разведения и выращивания крупного рогатого скота и овец. Помещики намеревались наладить изготовление шерстяной ткани, для чего было закуплено две тысячи мериносов. Однако овцам не подошел сырой и влажный климат, и все поголовье погибло, разрушив планы дворян получить хорошую прибыль. В 1855 году помещики обратились к русскому императору с просьбой продлить контракт еще на двадцать четыре года, чтобы иметь возможность основать конный завод, так как местная порода была на грани исчезновения,  и требовалась выносливая лошадь более тяжелого типа для сельскохозяйственных работ. Так был основан конный завод «Тори», насчитывающий на тот момент сорок семь кобыл и семь молодых жеребцов эстонской породы.

Русские корни

Старейшие упоминания о местных эстонских лошадях относятся к XI веку. В XII-XIII веках русские купцы из Новгорода активно занимались экспортом лошадей этой породы. На тот период эстонские лошади широко использовались на полях сражений, в частности в шведских войнах. Сам Петр I был о них очень высокого мнения, и многие представители этой породы были завезены в Россию. В дополнение к местным лошадям, для нужд завода были куплены десять финских кобыл и три жеребца из Финляндии, из Германии были импортированы три арабских жеребца и два рысака, а из России привезли двух выдающихся орловских рысаков - Гельденкнабе II и Гипериона, сыгравших огромную роль в формировании породы тори.

Отец-основатель

Улучшение эстонской породы путем межпородного скрещивания не дало желаемых результатов, пока в завод не попал жеребец Гетман (1886 г.р.), купленный в Польше. Его отцом был норфольк-родстер Стюарт, а матерью охотничья лошадь – крупная английская кобыла неизвестного происхождения. Гетман был гнедым, крепким, хорошо обмускуленным жеребцом; отличался покладистым характером и хорошими аллюрами. Потомки Гетмана были того же типа – выносливые, добронравные и неприхотливые в содержании. Им не было равных в сельском хозяйстве, в перевозке грузов и верховой езде – именно поэтому Гетман стал основателем и отцом первой линии жеребцов и первого семейства кобыл. Одной из самых известных кобыл среди всех семейств была Лейдулапс, родившаяся в 1925 году в результате скрещивания эстонской кобылы и торийского жеребца. Она считалась весьма плодовитой и за свою жизнь дала семнадцать жеребят, однако рекорд принадлежит кобыле по кличке Хильда, которая дала 23 жеребенка.

В погоне за достижениями

До 1936 года в разведении тори преимущественно использовались норфолк-хакнэ и местные эстонские лошади. Порода была успешно сформирована путем скрещивания Гетмана, его сыновей и внуков с местными кобылами, однако в 1930 году заводчики столкнулись с первыми признаками инбредной депрессии, которая негативным образом сказалась на работоспособности и выносливости лошадей. Кроме того, у многих лошадей стала появляться прикуска, саблистость, а также признаки остфризов - слабое развитие мускулатуры в области крупа и бедер. Чтобы освежить кровь, тори начали скрещивать с постье-бретонскими жеребцами, вследствие чего торийские лошади стали более массивными, в то время как качество их аллюров ухудшилось. Желание получить сочетание рабочих и спортивных качеств привело к необходимости прилития крови ганноверов и тракенов. В последнее время селекционеры пытались получить максимально облегченный тип лошади для спорта, что привело к быстрой потере чистопородных тори: так, в Эстонии осталось менее ста истинных представителей породы и только три хозяйства, специализирующихся на их разведении. Сейчас в рамках породы выделяют два типа тори – спортивный и универсальный.

Особенности тори

Торийских лошадей отличает сухая, крепкая и гармоничная конституция: голова пропорциональная с широким лбом; мускулистая недлинная шея, грудь широкая и глубокая; круп длинный с хорошо развитой мускулатурой, ноги сухие; копыта компактные, среднего размера. Высота в холке составляет 155-165 см. Масть преимущественно рыжая и бурая, иногда гнедая и игреневая. Тори энергичны, добронравны, выносливы и неприхотливы. В основном, они используются в сельском хозяйстве, при перевозке грузов, в качестве верховых и шоу лошадей.

Два пути

Торийская порода лошадей  была утверждена в качестве самостоятельной в 1950 году. С 2008 года племенная книга тори состоит из двух частей:

• Программа разведения торийских лошадей (с использованием ганноверов, голштинцев, тракенов и английских чистокровных лошадей). Такие лошади маркированы буквами ТВ в системе регистрации лошадей UELN (Universal Equine Life Number).

• Программа сохранения торийских лошадей на основе скрещивания кобыл и жеребцов тори, включенных в программу. Эти лошади имеют маркировку ТА в UELN.

На 2011 год общее количество лошадей составляет 1360 голов, в том числе125 кобыл, занятых в программе разведения (ТB), 15 жеребцов и 46 жеребят, родившихся в 2010 году. В программе сохранения торийских лошадей (TA) на 2011 год насчитывается 245 маток, 14 жеребцов и 28 жеребят, родившихся в 2010 году.

Только рекорды

Тори, прежде всего, знамениты своей силой и выносливостью, что подтверждают испытания лошадей. В испытании на максимальную грузоподъемность жеребец Харт провез груз в 8349 кг, а жеребец Халис - 10 640 кг. В испытании на перевозку груза на дистанцию 25 км и езде рысью на 25 км жеребец Ухас провез груз в 1 668 кг за 3 часа 36 мин. При испытании на резвость торийские лошади прошли дистанцию в 10 км за 25 мин. 10 сек. (рекорд), а дистанцию в 25 км - за 1 час 22 мин. (5,08 м в секунду, 18,29 км/час, рекордистка Аиду). Рекорд в прыжках в высоту среди лошадей тори - 2 метра - принадлежит кобыле Хельве. В 1989 году кобыла Арония стала абсолютной чемпионкой Советского Союза в троеборье для упряжных лошадей, установив рекорд, который до сих пор не удалось побить. Она прошла 2 км рысью за 5 мин 10 сек, 2 км шагом за 13 мин 22 сек и протащила груз на расстояние 1178 м.

Рекорд Советского Союза по силе тяги принадлежит торийскому жеребцу по кличке Лазер, протащившему груз, вес которого составил 126% от его собственной массы. Рекорд Эстонии по шаговой выносливости принадлежит Аакеру (2 км шагом за 13 мин. 16 сек. с грузом 4500 кг).

Такие лошади, как Пристер и Опал, успешно выступали в конкуре: Пристер брал высоту свыше 1,9 м, а в апреле 2008 года Андрус Калласте на торийском Опале выиграл чемпионат Финляндии по конкуру в маршруте до 135 см. Другой жеребец тори, Хильбек, в течение многих лет выступал в соревнованиях по выездке в Швеции под седлом известной шведской спортсменки Уллы Хаканссон, которая представляла Швецию на Олимпийских играх в Сиднее в 2000 году.

Нужны и важны

Торийских лошадей экспортируют в  Финляндию, Швецию, Данию и Германию. В советское время они были широко распространены на территории СССР, в особенности в Украине. Сейчас они успешно работают в шведской полиции и в Московском цирке и популярны в качестве прогулочных лошадей при туристических центрах, благодаря своему спокойному, покладистому характеру, добронравности и выносливости.