В XVIII-XIX - веках, с возникновением крупных городов и индустриальных центров, с ростом торговли и грузооборота, в ведущих странах мира возникла потребность в крупных, массивных лошадях, способных перевозить большие грузы и тянуть громоздкие орудия и машины. Именно этот исторический период ознаменовался появлением в Европе первых пород лошадей-силачей, положивших основу мирового тяжеловозного коневодства.
Среди них и роскошные шайры с пышными фризами на ногах, и огромные белоногие клейдесдали, и универсальные суффольки из Англии, мощные флегматичные брабансоны и живые, чрезвычайно выносливые, некрупные ардены из Бельгии. Но, несомненно, «жемчужиной» из всех европейских тяжелых пород можно назвать великолепных серых красавцев - першеронов,которые получили свое название от французской провинции Перш.
Это порода лошадей стала известна в Европе в первой половине прошлого века. О происхождениипершеронов существует много версий, но большинство из них сводится к тому, что першероны выведены путем скрещивания местных утяжеленных лошадей Франции с восточными жеребцами - арабскими и даже варварийскими. Более полувека потребовалось на выполнение непростой задачи - объединить в одной породе два противоположных типа - тяжелую лошадь и верховую. Первый французский студбук (племенная книга) першеронских лошадей вышел только в 1883 году. В том и заключается уникальность першерона, что в нем, в отличие от прочих тяжеловозных пород, сочетается атлетическая сила и мощь тяжеловоза с энергией, подвижностью, сухостью и красотой арабской лошади. Такое «двойное» происхождение першерона предопределило его превосходные качества. Это, прежде всего, очень пластичная порода, она всегда имела и тип некрупной, очень «арабистой» лошади, как, например, привезенный в 1852 году в Россию жеребец Гамен с высотой в холке 153 см, и тип крупных, от 170 см и более, вороных великанов, которых и по сей день предпочитают в США. Что касается русского першерона, то у нас всегда отдавалось предпочтение среднему типу, ростом около 160 см, очень породному, гармоничному, сухому, но вместе с тем достаточно массивному и выносливому. Пластичность обусловила его высокую способность к акклиматизации в самых разных климатических зонах, способствовавшую его широчайшему распространению, начиная от Северной Америки (Канады), Англии и до африканского континента, где кроме него не разводится ни одна тяжеловозная порода.
Но, конечно, самой ценной особенностью этих лошадей является их ярко выраженные и разносторонние рабочие качества самого высокого уровня. Имея прекрасные движения на шагу и рыси, першерон достаточно силен и феноменально вынослив. Он способен быстро бежать с тяжелым грузом на большие расстояния, что выгодно отличает его от других тяжеловозных пород Западной Европы; либо сильных, но слишком медлительных, как, например, брабансоны, либо быстрых, но недостаточно «тягучих», как ардены. Лошади этой породы неоднократно выходили победителями в различных соревнования тяжеловозов за рубежом и у нас. У себя на родине, во Франции, першероны практически не имеют себе равных в подобных состязаниях. В нашей же стране именно першеронская кобыла Слива поставила недосягаемый для лошадей других тяжеловозных пород абсолютный рекорд, протянув 9 тонн груза более чем на 2 км! И, наконец, славу першерона венчает такое качество, как изумительная его красота и гармония форм, унаследованные от далеких арабских предков. В силу всех этих своих достоинств и ценился першерон на мировом рынке всегда дороже лошадей других тяжеловозных пород. Интересно, что хорошие першеронские жеребцы стоили в 5-6 раз дороже бельгийских или клейдесдальских того же класса. Больше всех покупали першеронов богатые США. Причем предпочтение американцы отдавали лошадям вороной масти, требующим заметно меньшего ухода, чем распространенные в большинстве других стран серые. О популярности першерона и любви к этой породе говорит обязательное участие этих лошадей в парадах, шоу-аренах и в спортивных состязаниях. В частности, в Соединенных Штатах Америки они широко используются на показательных выступлениях в различных шоу. Парные запряжки першеронов можно встретить во всех парках Диснейленда.
Во Франции першероны входят в число наиболее распространенных тяжеловозных пород. Любопытно, что численность маток одной только першеронской породы здесь (чуть меньше 5 тысяч) почти в два раза превосходит количество племенных кобыл всех тяжеловозных пород (советская, русская, владимирская и першеронская), разводимых сейчас в России.
Исторически сложилось, что в нашу, экономически менее развитую страну, эти дорогостоящие лошади поступали в относительно меньшем числе, по сравнению с другими, более доступными по цене тяжелоупряжными западными породами. Первые першероны попали в Россию в 1850 году и с тех пор эта порода завоевала свое место среди других тяжелоупряжных пород. История развития першеронов в нашей стране тесно связана со знаменитым Хреновским конным заводом, куда еще в конце прошлого века было переведено ценнейшее ядро этой породы. В Хреновом был выведен свой уникальный тип, отличавшийся от першеронов Западной Европы и Америки. Эти лошади восхищали необычайной для тяжеловоза сухостью и благородными формами, изящной арабской головой, красивой шеей, глубокой грудью и прекрасным верхом, «подкупали» энергичным, но кротким нравом, превосходными движениями на рыси, отличной выносливостью. В этом заводе были заложены замечательнейшие линии русских першеронов, родоначальниками которых стали выдающиеся выводные из Франции жеребцы - Иксод, Вьюитри, Апр, а также Бардадым, рожденный уже в Хреновом от выводного Маскарэ. Во время Великой Отечественной войны племенной состав Хреновского завода был эвакуирован в Ульяновскую область, где на основе лучшего поголовья першеронов организовался Октябрьский конный завод. В послевоенные годы першеронская порода была широко распространена в центральных черноземных областях (Тамбовской, Воронежской, Брянской), и здесь открылось множество племенных конеферм по разведению этих красавцев. В последние десятилетия популярность першеронов в России заметно упала, и стройная селекционная структура породы стала быстро разрушаться. Племенное ядро сузилось до рамок единственного Октябрьского конезавода. В 1950-1960 годы в этот конезавод поступила партия выводных из Франции першеронских жеребцов весьма невысокого качества. Внешне они более походили на обычных грубых и «неказистых» лошадей-работяг, чем на благородных потомков арабских скакунов. К тому же ни сами жеребцы, ни их родители не были зарегистрированы во французском студбуке. Можно ли вообще таких лошадей считать племенными? Тем не менее, эти производители получили в Октябрьском конном заводе широкое племенное использование. Их многочисленное потомство неоправданно вытеснило коренные отечественные линии першеронов. В результате, к cожалению, был почти утерян созданный поколениями, прекрасный тип русского першерона, объединивший лучшие качества, присущие этой породе. Воссоздать его сейчас в прежних великолепных чертах можно, лишь расширив использование немногочисленных жеребцов и кобыл, которым удалось хоть частично сохранить в себе лучшие особенности русских першеронов. И, конечно, хорошо бы резко ограничить влияние представителей уже укрепившихся в породе новых малоценных линий, возникших от «навязанных» нам низкокачественных заграничных жеребцов. Хотя, чтобы спасти першеронов в России, была бы оправдана и очередная закупка высокоценных першеронских жеребцов из Франции, но обязательно идентичных по типу нашим лошадям - представителям старых отечественных линий.
Наблюдая, как в коннозаводстве всего мира першерон прочно укрепился и успешно прогрессирует, обидно сознавать, что мы теряем эту великолепную породу. Тем более, мы просто не имеем права губить чудесный, уникальный тип именно русских першеронов, созданный на протяжении более чем вековой истории многолетними трудами наших коневодов!