Коннозаводство: Принципы ценообразования в спортивном коневодстве

Автор: к. с-х. н. Марина ПОЛИТОВА, Э.КАРНАУХОВА
Номер журнала: ЗМ №6(44)2004

 Основной целью любой хозяйственной деятельности человека является, как минимум, получение денежных средств на поддержание жизни, а как максимум – достижение желательного уровня благосостояния. К сожалению, коневодство в России, как впрочем и в Европе, едва ли может приносить сопоставимые с нефтебизнесом сверхприбыли, но поговорить, по крайней мере, о безубыточности отрасли стоит. Для небольших племенных хозяйств, которых в Европе большинство, покупка и содержание ценного жеребца-производителя требует больших вложений, гораздо проще пользоваться услугами государственных заводских конюшен или частных случных депо.

Из чего складывается себестоимость
   В Европе, как известно, конная индустрия, поставленная на капиталистические рельсы, не может функционировать при нулевом или минусовом балансе, в связи с этим коннозаводчики стараются оптимизировать затраты на производство. Реальная себестоимость лошади складывается из многочисленных факторов, которые необходимо учитывать. Она на прямую зависит от качества кормов, а также от того, покупает ли хозяйство корма или выращивает их самостоятельно.
   Второй немаловажный аспект – это стоимость самой земли, от состояния и количества которой напрямую зависит возможность полноценного выпаса. Как известно земля около мегаполисов стоит значительно дороже и выращивать лошадей, арендуя или покупая «золотую» землю – не рентабельно. Но близость цивилизации положительно влияет на привлечение покупателей. Напротив, отдаленность племенного хозяйства обеспечивает коннозаводчику большие плошади для выпаса по низкой цене.
   К затратной части относится и оплата труда персонала, а также стоимость ветеринарного обслуживания. И даже само получение жеребенка сопряжено с затратами, которые могут отличаться друг от друга на порядок. Так доза спермы в банке ВНИИ коневодства России стоит в среднем от 20 до 35 евро, в то время как в Германии минимальная цена случки (в естественном или искусственном варианте) составляет 200 евро, а средняя цена в частных конных заводах может превышать 500 евро. Значительное влияние на формирование цены за случку оказывает и вид пройденных жеребцом-производителем испытаний: так «услуги» жеребца, показавшего успехи в конкуре, оцениваются в среднем в 950 евро (цена случки с прошедшим традиционные стандартные испытания составляет 390 евро). 
   Разумеется, цены при продаже жеребенка разнятся в зависимости от «знаменитости» отца. Правильный выбор производителя позволяет не только возместить повышенные затраты на покрытие кобылы, но и получить значительную прибыль. Так большинство жеребят на европейских аукционах «уходят» в среднем за 8-10 тыс. евро, но среди общего количества проданных лошадей 1-2% могут иметь стоимость в несколько сот тысяч евро.
   Еще одна возможность повышения рентабельности предприятия – «разделение труда»: в одних хозяйства содержатся матки с жеребятами, другие специализируются на представлении услуг жеребцов-производителей, третьи занимаются доращиванием молодняка, четвертые – подготовкой спортивных лошадей.
    Когда лошади исполняется 3 года, продавать ее становится невыгодно ни в России, ни в Европе, ведь уровень вложений в нее уже достаточно высок, а специализированной спортивной подготовки еще нет. Это не позволяет поднять цену лошади. В этом случае заводчику выгоднее дорастить ее в своем хозяйстве, дав ей минимальное «образование». По достижении четырехлетнего возраста лошадь уже может выступать, и тутже ее цена существенно возрастает.
   Основным способом продажи с максимальной выгодой в Европе является выставление лошадей на традиционных, хорошо рекламируемых аукционах. Как правило, молодых лошадей покупают посредники, которые их доращивают, готовят к выступлениям или, если речь идет о жеребцах, выставляют на керунги, занимаются процедурой лицензирования и спустя два-три года снова предлагают лошадь на продажу, но уже по ценам, отличающимся на порядок.
   К сожалению, аукционная практика в России давно канула в лету. А жаль... По принятой в российском спортивном коневодстве технологии реализация молодняка конным заводом осуществляется в возрасте двух лет после проведения бонитировки и определения назначения лошади (племенное или пользовательное). Себестоимость лошади в хозяйствах при этом определяется затратами на амортизацию основных фондов, затратами на содержание племенных животных (родительского поголовья), затратами на выращивание (кормление, содержание, уход и тренинг), собственно, лошади. В развитых странах в себестоимость обязательно закладывают и затраты на маркетинг – т.е. рекламные мероприятия по сбыту продукции.
   Подобный расчет себестоимости лошади очень приблизителен: в него не включены расходы на экстренное ветеринарное обслуживание, дополнительную подготовку лошади, т.е. приглашение берейторов, которые также могут иметь разный уровень квалификации, а стало быть, вложение в содержание, «образование и повышение квалификации», что  в значительной степени определяет конечную себестоимость лошади. Многие зарубежные заводчики поступают по-другому: они передают свою лошадь в пользование спортсмену, который содержит ее сам или на деньги спонсоров, но не получает как таковых прав собственности на нее. 
   Мы попытались просчитать себестоимость лошади в России, которая складывается изначально из затрат на ее покупку (предположим, 5 тыс. евро), содержание (2 тыс. евро в год) и зарплату обслуживающему персоналу (2 тыс. евро в год).
   Как видно из диаграммы 1, себестоимость лошади (отм. черным) с каждым годом возрастает, затраты на корм, ветобслуживание, тренера, берейтора и т.д. увеличиваются. До 7-8 лет эти вложения, при продаже, еще могут окупиться: лошадь проходит подготовку, и ее цена (отм. красным) вначале примерно на 1 тыс. евро, а потом в среднем на 5 тыс. евро, превышает себестоимость. Но если животное никак себя не проявило к 7-8 годам, цена его с каждым годом начинает стремительно падать.
   Если лошадь показала некоторые успехи, то возможная цена ее реализации, естественно, растет, но чем старше становится животное, тем меньше шансов у владельца его продать. В итоге, стоимость такой лошади на рынке, достигнув пика и пару лет продержавшись на высоком уровне, также начинает снижаться. Соответственно, для фирмы, занимающейся подготовкой и перепродажей спортивных лошадей, выгоднее продавать лошадь вовремя, с максимальной выгодой, либо быть готовой к тому, что она уже никогда не окупится (это также вполне приемлемо, если на такой лошади выступают ведущие спортсмены организации, работающие на ее имидж). Мало кто может позволить себе роскошь вкладывать в лошадь тысячи евро, а потом продать ее за бесценок в прокат или наблюдать, как она стареет на Вашей подмосковной даче…

Факторы, определяющие цену спортивной лошади 
    Влияние на цену спортивной лошади оказывает ряд факторов: происхождение, возраст, пол, уровень и направление подготовки. Значительная часть верховых лошадей за рубежом реализуется в возрасте 4-5 лет. Именно в это время соотношение «цена-качество» наиболее приемлемо, но и здесь цены очень сильно разнятся. Средняя цена на верховую лошадь 4-5 лет, при которой владелец компенсирует вложенные в нее средства, теперь уже составляет 20 тыс. евро. Но за отдельные выдающиеся экземпляры покупатели могут отдать уже и 100 тыс. евро. Так, всем известный Аль-Пассал, выступавший под седлом Н.Симония, был самой дорогой лошадью XV Элитного вестфальского аукциона 1998 года. За 4-летнего жеребца заплатили тогда 200 тыс. марок.
   Лицензированные жеребцы стоят в среднем около 50 тыс.евро (максимальная цена на ганноверском аукционе в 2004 году составила 440 тыс. евро), а вот нелицензированные жеребцы – всего 14,5 тыс. евро (максимум – 40 тыс. евро на том же аукционе).

Сколько стоит лошадь «олимпийского» уровня?
   На этот вопрос ответить точно очень сложно. Здоровая, подготовленная лошадь перед Олимпиадой стоит достаточно дорого, но владелец, как правило, не имеет намерений ее продавать в надежде на олимпийские результаты. В случае победы или призового места цена лошади должна возрасти еще больше, но… уменьшается процент покупателей, потому что вероятность того, что лошадь сможет принять участие в следующей Олимпиаде, невелика. Лошади-феномены, способные выступать в течение почти десятилетия – Расти, Балобе дю Руэ, Гольдфевер, не могут браться в расчет, т.к. таких лошадей единицы. К слову, их цена после двух Олимпиад (особенно это касается меринов) может существенно снизиться, и шансы, что они смогут «привезти» нового владельца к олимпийским высотам спустя еще четыре года, очень невелики. В то же время стоимость жеребца может значительно возрасти. Так, цена за случку, например с Добельс Центо – олимпийским чемпионом (Сидней, 2000 г.), составляет около 1500 евро. 
   Нельзя не принимать во внимание и моральный аспект – таких заслуженных лошадей продают очень редко. Если же вы хладнокровно занимаетесь подготовкой и перепродажей «спортивных крэков», нужно, достигнув первых громких успехов, продавать лошадь, «наступив» на собственный карман и самолюбие, не задирая ценовую планку слишком высоко. В противном случае, можно «уйти в минус», не дождавшись магната, готового выложить баснословные деньги за участника Олимпиады, чтобы побаловать любимое чадо, которое захотело выступать на лошади такого класса...

Спрос и предложение
   Другой составляющей, определяющей цену на рынке, является спрос на продукцию. К слову, продажа лошадей с аукционов в Европе пользуется большой популярностью именно потому, что спрос и предложение примерно совпадают. Если взять представленное на европейском аукционе поголовье за 100%, то 90% лошадей по окончании торгов находят своих хозяев. В современной России эта система только начинает возрождаться, и требуется время, чтобы она достигла определенного оборота. На недавно прошедшем аукционе в 1-м Московском к/з спроса на представленную «продукцию» отечественных конных заводов почти не было. При этом, стоит заметить, что цены на российских лошадей отнюдь не высоки, а качество вполне удовлетворительное. В то же время есть и положительный опыт проведения аукционов в Пермском к/з за последние два года.
    В настоящее время, проведя анализ рынка лошадей по объявлениям в журналах и на интернет-сайтах, О. Н. Крылову (Ижевск) удалось выяснить, что значительная часть лошадей предлагается к продаже по ценам от 5 до 15 тыс. долларов (см. диаграмму 2), а лошадей, оцененных владельцами в 3-5 тыс. долларов и 15-25 тыс. долларов – примерно равное количество. При этом большую часть рынка верховых лошадей занимает тракененская порода – доля предложений тракененских лошадей к продаже составляет 15.2%. 
   Сейчас, при отсутствии системы централизованной реализации продукции на рынке, появилось много посредников, приобретающих молодняк в конном заводе по невысоким ценам и после доращивания или передержки и подготовки продающих лошадей спортсменам или реализующих их за рубеж по значительно более высоким ценам. Очевидно, с ростом цивилизованности данного рыночного сектора постепенно такие посредники возьмут на себя функцию хозяйств-элеверов, совмещающих функции трендепо. 
   Однако очевидно, что реализация спортивных лошадей хобби-класса по средним ценам при создании подобного пункта подготовки в непосредственной близости от мегаполисов, где затраты высоки, вряд ли будет экономически оправданной. Поэтому подобные хозяйства должны уделять больше внимания подготовке высококлассных лошадей, представлению их на соревнованиях и турнирах, привлекать квалифицированных спортсменов (желательно «с именем») для выступления на своих лошадях, поскольку очевидно, что цена на спортивную лошадь в большей степени определяется ее успехами на турнирах, подтвержденной работоспособностью, а также здоровьем и добронравностью.

Роль союзов заводчиков
   Для осуществления собственно продажи необходимо, чтобы продавец и покупатель встретились. Мероприятия, способствующие сбыту, можно подразделить на две категории: усилия отдельных коннозаводчиков и те, которые устраивают «объединения производителей» – союзы заводчиков. Отдельный заводчик может дать объявление в газету или журнал или разместить свое предложение в Интернете, регулярно посещать различные конные мероприятия, связанные с общением между конниками, используя устный способ передачи информации. 
   На Западе важнейшую роль на этапе сбыта продукции играет коневодческий союз, организующий аукционы или дни продаж. Такие дни продаж (ярмарки) устраивают региональные организации коневодов. Их основное отличие от аукциона – отсутствие открытых торгов. Основная цель таких ярмарок – дать возможность покупателям выбрать из большого числа лошадей, предлагаемых к продаже, подходящую. Хозяин или его представитель обговаривают цену напрямую с покупателем. Человек, приехавший купить лошадь, с большей вероятностью найдет желаемое, чем если он будет посещать разных заводчиков, предварительно договариваясь о встрече и осмотре. Кроме того, как и на всяком централизованно проводимом мероприятии, еще до выставления лошади на продажу проводится ветеринарное освидетельствование, прямо на месте возможно оформление договора купли-продажи. Содействие в сбыте выращенных лошадей – одна из основных задач организации заводчиков. Члены такого союза платят членские взносы, из которых финансируется работа по организации подобных мероприятий.
   Данная статья является лишь попыткой смоделировать условия создания благоприятных факторов для оптимальной продажи спортивных лошадей. Она не претендует на полноту описания существующей ситуации в целом.
    Вопрос, затронутый в этом материале, наверняка вызовет различные мнения, которые Вы сможете высказать и обсудить в интернете (в форуме Золотого Мустанга), а также прислать в редакцию по электронному адресу или по почте. 
Авторы выражают благодарность О.Н.Крылову за предоставленные материалы по исследованиям рынка «Общая ценовая ситуация на рынке лошадей».

      В большинстве современных российских конных заводов уровень рентабельности правильнее назвать уровнем убыточности. Не будем дискутировать, являются ли представляемые в отчетности показатели реальными, потому что у большинства практиков нет сомнений в существенном расхождении официальных цен продажи и фактических сумм, поступающих, к тому же, далеко не всегда на счет хозяйства.