Чистокровная верховая порода лошадей самая дорогая, и ни в одной другой породе нет таких огромных ценовых «вилок». Купить годовичка на аукционе можно и за тысячу долларов, и за несколько миллионов. Всегда ли цена точно отражает качество лошади? Есть ли гарантии, что дорогой жеребенок непременно станет выдающимся крэком. Известный английский жокей Дик Френсис, которого наши конники знают по его детективам на ипподромные темы, писал в своей автобиографической книге, что купить скаковую лошадь – это лучший способ пустить деньги на ветер. Во всяком случае, он всегда говорил это людям, впервые решившим обзавестись чистокровным скакуном.
Конечно, это не совсем так. Многие лошади «наскакали» своим владельцам сотни тысяч долларов, некоторые даже миллионы. Хороший производитель уже целое состояние. Но всегда нужно помнить, что чистокровная лошадь создана для игры, и это проявляется в самой ее природе. Если бы все, что касается ее, можно было точно предсказать заранее, она не была бы так интересна и притягательна. К тому же, эта лошадь – аристократ, поэтому не терпит прагматичного отношения к себе, часто мстит за холодный расчет и, наоборот, может вознаградить за искреннюю веру в ее способности.
В странах с развитым чистокровным коннозаводством основная масса лошадей продается на аукционах. На их проведении специализируется целый ряд компаний – Tattersalls, BBAG, BBA Germany и др. Бывают аукционы годовиков, двухлетних лошадей, находящихся в тренинге, и смешанные, где можно купить лошадей разного возраста, начиная от жеребят и заканчивая племенными кобылами. Минимальная цена, за которую может быть продана каждая конкретная лошадь, назначается ее владельцем и не объявляется заранее. Если в процессе торгов никто не предложит за этот лот данную сумму, лошадь не продается.
Ценообразование на лошадей чистокровной верховой породы основано не на себестоимости животных, а на степени вероятности того, что скаковая карьера и племенное использование их окажется удачным. Затраты на получение жеребенка могут значительно различаться только по одному фактору – цене случки с его отцом. Она может быть как менее 1000$, так и более 100000. В Америке покрыть кобылу стоит дороже, чем в Европе. Для примера приведем цены за случку с жеребцами одного из лучших конных заводов «Coolmore» (Ирландия), назначенные на 2005 год.
Сэдлер’с Уэллс – самый дорогой из Европейских производителей. Сумма за случку с ним даже не объявляется, ее устанавливают по договоренности. Его сыновья и отлично скачут, и дают хорошее потомство. Вообще проверенные и хорошо зарекомендовавшие себя в заводе жеребцы ценятся выше. А для молодых плата за случку определяется на основании их скаковой карьеры. Например, подвести кобылу под прекрасно скакавшего Рок Оф Гибралтара обойдется дороже, чем под проверенных по потомству Монтжю и Фазлиева. Но если в последующем он не даст победителей крупных призов, эта цена может снизиться или, наоборот, возрасти в случае успеха его детей в скачках.
В Америке цены за случку с классными жеребцами значительно выше. Самый дорогой производитель Storm Cat – 500 000 $. Далее идут A.P.Indy и Kingmambo – 300 000 $. В прошлом году сын Сторм Кэта – блестяще скакавший Giant’s Causeway – оценивался в 130 000 $, но после того как в его первой ставке выделился Shamardal – победитель приза I группы St. Dewhurst, цена за случку с ним возросла до 150 000 $. По материалам каталога производителей издания Thoroughbred Times на 2005 год у 22 жеребцов плата за случку превышает 100 000 $. Причем 7 из них продуцируют в Японии, один в Южной Африке, остальные в Кентукки. Однако в том же каталоге можно найти более двухсот производителей, случка с которыми не превышает 1 000 $.
Конечно, определение случной цены имеет и субъективную составляющую. Ее назначают владельцы производителей, и каждый старается не прогадать. Т.е. не отпугнуть клиентов слишком высокой ценой, а назначить максимально реальную для каждого конкретного жеребца. Часто бывает, что великолепно скакавшая лошадь дает весьма среднее потомство. Поэтому за жеребцов с яркой ипподромной карьерой стараются просить как можно больше, пока они не дискредитировали себя в заводе. Многие коннозаводчики стараются, чтобы в начале своей племенной карьеры жеребец покрыл как можно больше классных кобыл, которые способны дать хорошего жеребенка за счет собственного генетического потенциала. Они рассчитывают, что первые классные потомки сделают хорошую рекламу их лошади. Такая тактика всегда оправдывает себя. В этом случае цена обычно не объявляется в каталоге. Поскольку она может быть достаточно низкой, в соответствующей графе пишут «private», так же, как и при предельно высоких ценах.
Спрос на потомство того или иного жеребца тоже влияет на цену случки с ним. Результаты всех аукционов тщательно анализируются, и статистика о продаже годовиков от каждого производителя ежегодно публику- ется в сводных таблицах. Как только на скаковом олимпе появляется новая «звезда», отец ее сразу же становится «модным» и цены на годовиков от него возрастают так же, как и стоимость случки. То же самое относится и к племенным кобылам. В каталоге любого аукциона приводится скаковая карьера матери любого лота, а также сведения обо всех ее потомках. Каждый, естественно, старается купить жеребенка от матки, дети которой уже побеждали в скачках.
Еще одним фактором, влияющим на цену жеребенка, может стать его линейная принадлежность. Вернее, изолированность его родословной от наиболее распространенных в породе генеалогических комплексов. Чем больше ценных потомков дает производитель, тем шире он используется. Потом на смену ему приходят его дети, внуки, и в конце концов через несколько поколений вся наиболее прогрессивная часть породы по прямой мужской линии сходится буквально к нескольким родоначальникам линий. При этом всегда бывает так, что крови одних более распространены, потомство других встречается значительно реже. Сейчас около 90% всех производителей, как в Америке, так и в Европе, в 4-6 поколении восходит к Неарко, при этом многие заинбридированы на него или его сыновей – Назруллу, Нортерн Дансера, Роял Чарджера.
Чтобы избежать сужения генофонда породы, в ней необходимо культивировать 5-7 линий, равноценных по качеству их представителей. Поэтому жеребцы более редких кровей имеют больше шансов стать производителями. На них может быть больший спрос со стороны владельцев племенных маток. В настоящее время редкими, но ценными являются крови Тедди, Химиара, Прэнс Роза, Мэн О’Уора, Турбильона, Бэй Рональда, Блэндфорда. Поэтому их потомки могут привлечь внимание покупателей, даже не будучи детьми особо ценных отцов и матерей. Родословная лошади, свободная от часто встречающихся в породе комплексов имен, предполагает легкость подборов при ее племенном использовании.
Практика селекционной работы с чистокровной верховой породой показывает, что даже самое великолепное происхождение жеребенка не гарантирует его высокие скаковые способности. Поэтому при покупке молодых лошадей на аукционах большое значение имеет их внешний осмотр. Именно после него потенциальные покупатели решают, за кого именно будут торговаться и какую сумму готовы заплатить за выбранный лот. 2 марта на аукционе Фазиг-Типтон Шейх Мохаммед бин Рашид аль Мактум купил двухлетнего жеребца за рекордную цену – 5 200 000 $. Подписывая чек на эту сумму, представитель конного завода «Darley» Джимми Белл сказал: «В нем есть все, что хочется видеть в скаковой лошади, жеребец прекрасно сбалансирован и имеет великолепную родословную».
А что же собственно хочется видеть в чистокровном скакуне, ведь породность, красота линий и форм никогда не были основными селекционируемыми признаками в племенной работе с этими лошадьми и не могут обеспечить столь высокую стоимость для нескакавшего двухлетнего жеребца. В экстерьере будущего ипподромного бойца ценится все, что способствует максимальному проявлению работоспособности лошади. Это прочный костяк, хорошо развитая мускулатура, оптимальная длина и угол наклона бабок, форма копыт, правильный постав конечностей. Весь опорно-двигательный аппарат лошади – это, в сущности, система рычагов, в которой первостепенное значение имеет соотношение их длины и величина углов сочленений, второй важный момент – положение центра тяжести лошади.
Все это, конечно, знают покупатели. Но чисто эмоциональный момент тоже влияет на готовность заплатить ту или иную сумму за какую-то определенную лошадь. Одних «зацепит» эффектная масть, другие увидят огромную волю к победе в глазах выставленного на аукцион годовичка, третьи вспомнят, в каком блестящем стиле выигрывал скачки его отец. Если за лот торгуется агент известного коннозаводчика, это естественно, подстегнет и других претендентов. Другим мощным стимулом для покупки будет факт, что от данного подбора уже получен победитель скачек.
Для молодняка в тренинге проводятся специальные аукционы. Там лошадей показывают на резвом галопе. Секунды, за которые прошла каждая из них положенный отрезок дистанции, станут одним из основных цено- образующих факторов. Серьезные покупатели непременно обратят внимание и на особенности аллюра, его экономичность и продуктивность, зная, что лошадь должна тратить минимум усилий при максимальном продвижении вперед на каждом махе.
Как только лошади начинают выступать, цены на них определяются успехами в скачках. В зарубежных странах существует специальный вид скачек – claiming races. На них записывают лошадей, предназначенных на продажу. В каждой скачке участвуют лошади одинаковой цены. Таким образом, их можно сравнить между собой. В процессе испытаний выявляются лучшие. На них повышают цену и записывают скакать уже в других компаниях, с более дорогими лошадьми. Победителей крупных призов если и продают, то обычно уже по окончании их скаковой карьеры для племенного использования. Цена поступающего в завод производителя может доходить до нескольких десятков миллионов долларов.
Если жеребец будет давать хорошее потомство, его уже вряд ли перепродадут. Если же он окажется средним по своим племенным качествам, его по сходной цене могут предложить коннозаводчику победнее, в завод с менее классным маточным составом или в другую страну, где уровень чистокровного коннозаводства ниже, например в нашу.
Для племенных кобыл существуют специальные аукционы. Продают их и на смешанных торгах, где бывают представлены лошади разного возраста. Цену заводской матки определяют по четырем показателям: ее родословной, скаковой карьере, племенным качествам и воспроизводительной способности.
Для не жеребившихся еще кобыл можно учесть только первые два критерия. Излишне говорить, что матки, давшие победителей скачек, ценятся значительно дороже. И чем крупнее призы, выигранные детьми кобылы, тем дороже можно ее продать. Плодовитость кобылы тоже немало- важна. Если она оставалась холостой, приносила мертворожденных жеребят, абортировала или не имеет хорошо развитого материнского инстинкта, что сказывается на ее отношении к собственному жеребенку и качестве его выкармливания, цена на нее будет пониже. Хотя, разумеется, все это может быть отчасти компенсировано современными высокими технологиями в коневодстве.
Это, конечно, только общие принципы ценообразования на лошадей чистокровной верховой породы. Несмотря на их кажущуюся простоту, «угадать» верное соотношение цены и качества на аукционах годовиков удается далеко не всем. Даже опытные коннозаводчики часто выкладывают огромные деньги за молодых лошадей, которые впоследствии никак не проявляют себя ни на ипподроме, ни в заводе. Обратных примеров тоже много. Чемпион Европы, «Лошадь года 1986», победитель приза Триумфальной арки Дансинг Брейв (Dancing Brave) не вызвал интереса на аукционе годовиков и остался непроданным. Тогда большой популярностью пользовались дети Секретариата, за них платили миллионные суммы, но никто из них не выиграл крупных призов и не стал выдающимся производителем.
Чем старше лошадь, тем меньше риска ошибиться в ней. Но и срок использования ее короче, что не может не отразиться на цене. В этом году на февральском аукционе Таттерсоллс самым дорогим лотом среди годовичков был жеребец из первой ставки Иоханнесбурга (Johannesburg). Он был продан за 115000 гиней. На этом же аукционе продавались и племенные кобылы. Наивысшую цену – 95000 гиней – заплатили за 9-летнюю Сильвер Бандану (Silver Bandana). В свое время она хорошо скакала, была неоднократной победительницей призов, продавалась жеребой от хорошего спринтера, Оазис Дрима (Oasis Dream), который трижды побеждал в призах первой группы.
В России лошадей продают и покупают непосредственно у владельцев или через посредников, поэтому и ценообразование практически стихийное. Но каждую лошадь оценивают по тем же принципам, которые описаны выше. В 90-е годы опыт проведения аукционов в к/з «Восход» был, и, если бы не всеобщие экономические трудности тех лет, возможно, их удалось бы сделать традиционными и проводить ежегодно. Теперь, при достаточно большом количестве частных хозяйств и отдельных коневладельцев, занимающихся разведением лошадей чистокровной верховой породы, проблема сбыта продукции будет одной из основных. И организация аукционов – единственный цивилизованный путь ее решения.