Соррайя – серебряный клад из сердца Португалии

Коннозаводство: Соррайя – серебряный клад из сердца Португалии

Автор: Анна ИЛЬЯСОВА
Номер журнала: ЗМ №5(141)2014

Все породное многообразие наших любимых непарнокопытных, казалось бы, давно подробно изучено и описано, поэтому, когда встречаешь неизвестную экзотическую породу, возникает такое ощущение, как будто нашел древний клад. Оказалось, одно из таких сокровищ, сегодня без труда можно отыскать на западных окраинах Европы.
Об этих маленьких лохматых лошадках с непередаваемым стальным отливом мышастой масти, которые затерялись на окраинах Пиренейского полуострова, мало кто когда-либо слышал в нашей стране. Кроме редкой масти, этих лошадей можно отличить по горбоносому профилю, а главное – крепким ногам с четкими темными полосками, зеброидностью. Порода имеет древние корни, но ее численность сегодня не превышает 300 голов во всем мире. Имя этого чуда – соррайя. 
 
Что за диковинка?
 
Эта порода редкая, но статусу «вымирающего вида» соррайя обязана вовсе не своей прихотливости, – как раз наоборот. Лошади соррайя – невысокие и выносливые – легко приспосабливаются к суровым условиям, а значит не требуют особого ухода. Веками местные фермеры отлавливали, приручали и использовали соррайя для работы в полях. Эти особи одомашнивались, использовались в разведении, а их потомки постепенно теряли характерные черты. С годами, десятилетиями, веками популяция диких соррайя уменьшалась, и практически исчезла, если бы в начале ХХ века португальский зоолог и палеонтолог доктор Рюи д’Андраде не взял на себя труд описать всех животных, населявших тогда территорию Португалии. 
 
Даже удивительно, что эти лошади оставались в тени неизвестности до 1920 года, пока Рюи д’Андраде не обнаружил табун диких лошадей во время охоты в долине реки Соррайа. Эти земли веками использовались как охотничьи и, честно говоря, этому табуну просто повезло, ведь местные фермеры давно одомашнили бы их, если бы не стремительный рост механизации сельского хозяйства, минимизировавший роль лошади в быту фермера. Профессор подробно описал этих лошадей и дал им название в честь реки, в долине которой их обнаружили. Рюи д’Андраде и его сын Фернандо инициировали консервацию района обитания табуна, а в 1937 году Рюи приступил к разведению соррайя, создав небольшой табун из 5 жеребцов и 7 кобыл, найденных в другом районе Португалии – Коруче. С этого времени можно с некоторой долей условности говорить об этой популяции, как о породе. 
 
 
Спасители соррайя
 
Роль семьи Андраде в селекции соррайя недооценить невозможно, ведь каждый из живущих сегодня представителей этой породы, восходит корнями к обнаруженным Рюи и Фернандо лошадям. Семья Андраде не только старалась сохранить типичность этой популяции, но и выбирала для их содержания регионы, схожие по условиям с долиной реки Соррайя. 
 
В 1975 году еще две фермы включились в разведение соррайя, а в 1976 году 3 жеребца и 3 кобылы были импортированы в Германию, где сегодня развивается своя суб-популяция этих лошадей. В настоящее время все представители породы приручены и содержатся в конюшенных условиях, лишь один владелец в 2004 году решил провести эксперимент и выпустил свой табун в закрытую резервацию, чтобы лошади одичали и продолжили размножаться в диких условиях. Этот табун до сих пор продолжает дикое существование на частной территории региона Vale de Zebro на юго-западе Португалии.
 
Все еще под угрозой
 
Несмотря на большое внимание к сохранению породы, соррайя до сих пор входит в список животных, находящихся под угрозой вымирания. По данным на 2007 год в мире было всего 200 особей этой породы, включая 80 маток, а студбук и строгий государственный учет соррайя появились лишь в 2004 году. 
 
Сегодня лошади соррайя находятся под пристальным надзором государства – их разводят, сохраняя типичные характеристики, используют для обучения верховой езде начинающих, а некоторые энтузиасты пытаются наблюдать за соррайя в диких условиях резервации. Специалисты не­­скольких европейских стран борются за сохранение этих редких лошадей, которые еще недавно находились на грани полного исчезновения.
 
Экстерьер
 
Средний рост соррайя – 145-150 см в холке, а некоторые особи бывают совсем небольшими – 130 см. Голова крупная с выпуклым профилем, уши довольно длинные, непременно имеющие темные отметины по краю ушной раковины. Шея крепкая и длинная, холка высокая, круп слегка скошенный, ноги сильные и крепкие, а копыта характерно пропорциональной формы. Существует мнение, что примитивные породы лошадей трудно приручить в силу строптивого характера, – к соррайя это убеждение не имеет никакого отношения. Эти лошадки очень дружелюбны и не отличаются каким-то выраженным буйным темпераментом, легко идут на контакт. 
 
 
Типичная для соррайя масть – буланая в серебре или мышастая, а среди «отметин» характерны ремень вдоль позвоночника, зеброидность на ногах, морде и ушах, темный ареал на храпе. Кстати, этот ареал стал предметом пристального внимания ученых, ведь у большинства лошадей, как изветно, храп окрашен светлой отметиной, а у соррайя белые отметины наблюдаются крайне редко, и эти редкие случаи не допускаются к разведению, согласно породному студбуку. Грива и хвост у соррайя двуцветные, как у лошадей породы фьерд. 
 
Великие предки
 
После того как доктор Рюи д’Андраде обнаружил и описал лошадей соррайя, их происхождение не раз становилось предметом исследования. Попытки реконструкции палеонтологов обращают внимание на рисунки первобытных людей, обнаруженные в этом регионе. На пиктограммах изображены лошади с характерной зеброидностью и мастью – как у соррайя. 
 
 
Ближайшими родственниками соррайя являются тарпан (вверху) и лошадь Пржевальского (внизу)
 
 
Связь соррайя с другими породами на сегодняшний день до конца не выявлена, так как наиболее вероятные «близкие родственники» этих серебристых лошадок Португалии – тарпан и лошадь Пржевальского, изучение которых сегодня затруднительно. Профессор Рай д’Андраде предположил, что соррайя являются прародителями всех пород лошадей южных регионов Пиренейского полуострова. Это подтверждают и современные исследования, обнаруживающие идентичные участки ДНК не только у лузитано, но даже у американских мустангов. В этом нет ничего удивительного, ведь, как известно, лошадей на американский континент завезли европейцы, а португальцы, принимавшие самое активное участие в конкисте, наверняка использовали выносливых и неприхотливых лошадей породы соррайя в своих походах. Даже сегодня можно заметить, что породы лошадей Северной и Южной Америки отличаются буланой мастью и схожими с соррайа отметинами, что позволяет отнести соррайа к числу их прародителей. Так что малоизвестная в наших краях маленькая лошадка, по воле случая спасенная от полного исчезновения, оказывается важной персоной в истории лошади, внесшей большой вклад в развитие пород Старого и Нового света.
 
 
Великолепные лошади лузитано, скорее всего, произошли именно от этих примитивных лошадок.
 
Бесполезное сокровище?
 
Казалось бы, можно радоваться – лошади спасены от вымирания, но… какой толк от этих маленьких лошадок в современном мире, где ценятся только чистые крови или спортивные результаты? Конечно, ученые вступятся: «Это уникальный генетический материал! Мы узнаем много нового об истории лошади!», но до тех пор, пока исследования дадут результат, пройдет много времени. Неужели порода живет лишь благодаря единицам энтузиастов? Вовсе нет. Несмотря на то, что в португальском государственном бюджете  предусмотрена статья расходов на разведение и изучение соррайя, (эта редкая порода охраняется как национальная ценность), но эти маленькие лошадки – не праздные нахлебники. Соррайя – отличные учителя, их небольшой рост и покладистый характер идеально подходят для обучения детей верховой езде, азам конкура и выездки. В грамотных руках соррайя быстро превращаются в идеальных учебных лошадей, – дайте только им возможность понять, что вам можно доверять, и соррайя будет нести вас как хрустальную вазу! Именно поэтому фермеры испокон веков отлавливали и приручали соррайя для работы в поле, пастьбы коров и передвижения верхом. Соррайя можно запрягать в небольшие повозки, а португальский спортсмен Мадалена Абекассис даже выступал на турнирах по драйвингу с четвериком жеребцов соррайя! 
 
 
Благодаря своему доброму нраву соррайя легко поддаются обучению основным элементам  выездки, а в последствии и сами становятся превосходными учебными лошадьми
 
Если честно, у этих примеров можно было бы и поучиться, ведь российские породы, над некоторыми из которых также занесен меч угрозы исчезновения, ничуть не хуже этой диковинки Португалии!