1. Двойное название
Норикеры, исторически известные также как норикийско-пинцгаузские лошади, предположительно обитали в альпийском регионе Центральной Европы у самой высокой горы Австрии Гроссглокнер, на границе Каринтии и Восточного Тироля. Когда-то этот район был завоеван римлянами и объединен в римскую провинцию Норик, благодаря которой порода и была названа. Второе имя порода получила от австрийской местности Пинцгау, где сохранилась в наибольшей чистоте. В Норике римляне построили разветвленную систему дорог, и именно норикийские лошади сыграли важную роль в транспортировке грузов через Альпы, отвозя соль, золото и железо из Зальцбурга в Италию и возвращаясь обратно с вином и специями. Норикеры прекрасно подходили для этой работы, будучи крепкими, мощными, неприхотливыми, выносливыми и отлично приспособленными к суровым условиям альпийского климата. Использование норикийских лошадей в сельском хозяйстве началось намного позднее – во время индустриализации в ХХ веке.
2. Леопардовые пятна
Норикер – холоднокровная лошадь тяжелого типа умеренной массивности. Высота в холке составляет в среднем от 158 до 165 см, вес варьируется от 700 до 800 кг. Лошади имеют сухую голову с прямым профилем, сильную шею с хорошо развитой мускулатурой, низкую холку, глубокую грудь, косые длинные плечи, мощный мускулистый круп и округлый корпус. Особое внимание уделяется конечностям: они должны быть прочными и костистыми. Норикеры приобрели большую популярность в Европе благодаря исключительному разнообразию своих мастей: помимо основных вороных, бурых, серых, рыжих и гнедых, среди них встречаются чалые, пегие и изабелловые лошади, а знаменитые «леопардовые» пятна норикеров – наследие барочных лошадей и живое свидетельство истории их разведения.
3. Наследие архиепископа
Несмотря на давнюю историю породы, норикеры не подвергались целенаправленной селекции вплоть до XVI века. Разведением норикий-
ской породы лошадей занялся архиепископ Зальцбурга Якоб фон Куен, который в 1565 году основал конный завод и начал вести первую племенную книгу породы. Норикеры того времени использовались как церемониальные и парадные, поэтому особое внимание уделялось получению необычной масти. В 1803 году разведение норикийской породы взяло на себя государство. Для увеличения спроса на несколько «грубоватых», по мнению специалистов, норикеров им были прилиты испанские, неаполитанские, ольденбургские и голштинские крови; также использовались клейдесдали, а в качестве производителей иногда даже продуцировали бургундские жеребцы. В 1885 году все это привело к введению строгих критериев отбора для достижения чистопородности, чтобы не допустить чрезмерного прилития крови других пород, и для восстановления снижающегося качества норикийской породы.
4. Линии
Особое влияние на становление современной породы оказали жеребцы: Вулкан, Нерон, Диамант, Шауниц и Эльмар. Именно на этих пяти линиях основывается разведение норикийско-пинцгаузских лошадей. Потомки Вулкана самые многочисленные – на их долю приходится около 50% современных норикеров. Это объясняется тем, что представители линии являли собой тот тяжелый тип лошади, который был особо популярен на тот момент. Потомки Нерона были уже более легкими, приспособленными для нужд нового времени и также
пользовались большим спросом. Разведением норикеров линии Диаманта занялись в начале ХХ века, однако после 1950 года ее вытеснили более подвижные лошади линии Нерона. Норикеры линии Шауница славились своим живым темпераментом и крепкой конституцией, однако после 1980 года линия пришла в упадок из-за большого количества лошадей, отличающихся сложным характером. Сегодня она переживает второе рождение: лошади линии Шауница обладают небольшим ростом, хорошей конституцией и удобными движениями. Влияние андалузских лошадей особенно заметно в линии Эльмара: такие норикеры легче и подвижнее остальных и знамениты своей чубарой мастью.
5. Оценка качеств
В каждой провинции Австрии существуют ассоциации по разведению норикийской породы лошадей – вместе они объединены в федерацию, которая вырабатывает стандарты породы, с помощью которых норикеров разводят и за пределами Австрии. Сегодня для поддержания чистопородности жеребцов и кобыл сначала оценивают по экстерьеру (внимание уделяется, в частности, масти, в которой белые пятна нежелательны), а затем все жеребцы в обязательном порядке проходят испытания. Так, норикер должен протащить груз определенного веса на дистанцию 500 метров в установленное количество времени. Аналогичный тест проходят и некоторые кобылы.
6. Семь из тридцати пяти
Мнения о влиянии двух Мировых войн на поголовье норикийских лошадей разнятся. Одни специалисты считают, что главной причиной снижения численности норикеров стала механизация сельского хозяйства, а не войны. Первая Мировая война обошла лошадей стороной, а во время Второй норикеры продолжали быть востребованными из-за труднодоступности многих горных районов, куда не могла добраться техника. Другие полагают, что во время Первой Мировой войны многие норикеры были мобилизованы в австрийскую армию и погибли в результате боевых действий. Вдобавок была потеряна связь с норикийским поголовьем Баварии, вследствие чего стали появляться лошади другого типа – более низкорослые и менее массивные. Так это или не так, факт остается фактом: в 1968 году только в Австрии насчитывалось тридцать пять тысяч норикеров, к 1970 году из-за третьей волны механизации исчезло около 80% норикийских лошадей, и в 1985 году их осталось всего около семи тысяч. Сейчас поголовье постепенно растет – норикеры активно используются в драйвинге, туризме, принимают участие в разнообразных шоу.
7. География
В настоящее время в мире насчитывается от пяти до десяти тысяч норикийских лошадей – основное поголовье сосредоточено в Австрии. Разведением норикеров занимаются, главным образом, фермеры-заводчики – как небольшие хозяйства (одна-две кобылы), так и довольно крупные (от двух десятков кобыл и более). В целом их число составляет примерно две тысячи человек. Помимо Австрии, норикийских лошадей можно встретить в Италии, Чехии, бывшей Югославии, Германии и даже Индии (о чем мы расскажем позднее). Кроме того, норикеры оказали заметное влияние на коневодство Словакии, Венгрии и других стран Европы.
8. Норикеры в Индии
О возрождении интереса к норикийским лошадям ярче всего свидетельствует тот факт, что несколько лет назад целых четыреста норикеров отправились из Австрии в Индию в рамках масштабного проекта по разведению лошадей. Индийское правительство выразило желание приобрести четыреста кобыл и четырех жеребцов для разведения этих выносливых и неприхотливых лошадей в целях их дальнейшего использования в горных районах на севере страны. Норикеры привлекли индийских заводчиков идеальными характеристиками породы и своей типичностью. Для отбора лошадей из Индии прибыло три ветеринара. Каждую лошадь оценивали по экстерьеру и рабочим качествам (на рыси), проверяли зубы и ноги, а у кобыл – репродуктивную систему. Были взяты анализы крови, каждое животное фотографировали и вносили данные в специальную карточку. Наконец, после двух недель инспекций в более чем сорока хозяйствах были отобраны четыреста десять норикеров. Отправку лошадей запланировали на апрель, однако из-за высоких температур (около 43°С) перелет был отложен до осени. Лошади были помещены в безопасные транспортные контейнеры, которые затем загрузили в самолет. Под присмотром опытной команды ветеринаров, которые сопровождали лошадей от погрузки до посадки, норикеры отправились в свой новый дом в Дели. К слову, все они отлично перенесли полет даже без использования успокаивающих средств. Это был самый масштабный проект по перевозке лошадей на такое расстояние, увенчавшийся большим успехом.
9. Отель для норикеров
Тем временем в Австрии открылся первый в мире отель для гостей и норикеров! Любой желающий может приехать в гостиницу отдохнуть, взять уроки верховой езды на норикийских лошадях или просто насладиться конными прогулками. Летом в отель можно привезти своего норикера и с комфортом разместить всего за 17 евро в сутки.
10. Вездеход имени норикера
Своим названием норикийско-пинцгаузской лошади обязан… вездеход! В 1959 году австрийский производитель автомобилей Steyr-Daimler-Puch спроектировал небольшой и очень легкий вездеход для движения по бездорожью, болотистой и гористой местности. Сначала он был назван Хафлингер в честь небезызвестной породы лошадей. Предполагалось, что он, как и его конь-тезка, будет перевозить людей и грузы по пересеченной местности, лесам или горам. В 1968 году группа инженеров под руководством Эриха Ледвинки пошла дальше: так, по заказу швейцарской армии на базе Хафлингера был создан Пинцгауэр, который увидел свет в 1971 году на заводе Steyr-Daimler-Puch в городе Грац. Вездеходы Пинцгауэр, как и норикийские лошади, доказали свою надежность – из закупали для нужд армии такие страны, как Австрия, Нидерланды, Сербия, Швейцария, Словения, Боливия, Венесуэла, Оман, Новая Зеландия, Малайзия, Пакистан, Великобритания и другие.
Итак, в этой статье мы попытались как можно подробнее рассказать о норикийских лошадях, лошадях, повидавших немало на своем веку, но сохранивших силу, неприхотливость, спокойный нрав и мягкий характер – все те качества, за которые их продолжают любить и ценить и по сей день.
_____________
Благодарим за помощь в подготовке материала DI Dr. Peter Zechner, Breeding and executive Manager of the Horse Breeding Association of Upper Austria, а также КЦ «Stadl Paura» и племенное хозяйство «Breeding Stable Martin Achleitner» за предоставленную возможность фотосъемки лошадей.