В коневодстве из-за биологических особенностей лошадей, а также ряда других факторов проблема воспроизводства стоит особенно остро. Все виды семейства лошадиных являются жителями степных и полупустынных зон, они хорошо приспособлены к передвижению по открытой местности уже с первых дней жизни. В таких условиях в качестве механизма, обеспечивающего нормальную эволюцию вида, сформировалось выраженное одноплодие кобыл. Даже в тех редких случаях, когда наступает двойневая беременность, она, как правило, заканчивается абортом или рождением нежизнеспособного приплода. Поэтому, учитывая длительный период плодоношения, на который приходится 80-90 % времени племенного использования конематки, за всю ее жизнь удается получить не более 15, в редких случаях 20 жеребят. Особенно проблематично получить достаточное количество потомства от животных, показывающих высокие результаты в соревнованиях и поздно попадающих в производящий состав.
Однако наука не стоит на месте, и вслед за широким освоением метода искусственного осеменения кобыл, который благодаря возможности длительного хранения спермы в глубокозамороженном состоянии позволяет широко использовать генетический материал ценного жеребца «без отрыва от производства» и даже через десятилетия после его смерти, сегодня на помощь коневодам приходит новый метод – трансплантация (пересадка) эмбрионов от одной кобылы к другой. Так, например, замечательная кобыла рейнской породы Чиклана, рожденная в 2001 году в Германии, давала жеребят без перерыва в своей успешной спортивной карьере, ни разу не жеребившись. Причем три ее сына были лицензированы, а один из них – Квайт Калидо – живет сейчас в России.
Пересадка эмбриона
Суть метода эмбриотехнологии заключается в получении 8-дневного зародыша из матки ценной кобылы – донора и пересадке его в матку ничем не выдающейся суррогатной матери (реципиента), где он развивается до выжеребки. Так, за год от одной кобылы без ущерба ее спортивной карьере и здоровью можно получить более десятка малышей.
Освоение данной технологии имеет уже довольно длительную историю. Первая успешная трансплантация эмбрионов была проведена в 1890 году англичанином В.Хипом на кроликах. Причем на начальном этапе практиковался «простой и надежный» способ извлечения эмбрионов путем убоя самки-донора, который в настоящее время, к счастью, не используется. Затем был освоен хирургический способ, используемый вплоть до 70-х годов XX века. Впоследствии он был заменен бескровным и менее трудоемким нехирургическим методом, основанным на введении в матку особого зонда по естественному каналу и вымывании эмбрионов физиологическим раствором.
Следует отметить, что опыты по трансплантации зародышей велись параллельно в нескольких странах. Первые жеребята-трансплантаты родились в 1974 году в Японии в опытах Н.Огури и К.Тсутсуми, затем в 1975 году в Англии в опытах доктора Алена, а три года спустя в США в Техасском университете. В Советском Союзе исследования по трансплантации начались в 70-е годы на базе института коневодства под руководством С.Г.Лебедева, где впервые в феврале 1982 года удалось получить жеребенка от суррогатной матери.
В общей сложности во ВНИИКе было получено 33 жизнеспособных жеребенка-трансплантата. Благодаря успешным пересадкам в Старожило-
вском конном заводе за один год создано семейство Богини (Набег – Беспека), две ее дочери Богема и Багира от тракененского Эола, рожденные в лаборатории института, оставлены в производящем составе.
Коммерческий фактор
В настоящее время методы искусственного воспроизводства животных перестали быть достоянием ученых и вышли за пределы экспериментальных лабораторий, а в ряде стран получили широкое распространение и коммерциализировались. Трансплантация эмбрионов по своей значимости приближается к методу искусственного осеменения.
Конная индустрия все еще не использует в полной мере все возможности передовых технологий воспроизводства лошадей. Конечно, это остается довольно дорогостоящим способом получения жеребят. Так, за рубежом вся процедура по трансплантации вместе с покупкой кобылы реципиента обойдется от 2000 до 5000 долларов США. Кроме того, ряд племенных объединений (студбуков) накладывают ограничения на регистрацию, либо вовсе не регистрирует жеребят-трансплантатов. Это касается в первую очередь чистокровной верховой породы, при разведении которой не допускается применение подобных технологий, включая искусственное осеменение.
А кто же мама?
В практике коневодства уже давно подмечено большее влияние женского организма на потомство. Многие знают об опытах по скрещиванию крупных лошадей породы шайр с мелкими шетлендскими пони, в которых жеребята, рожденные тяжеловозными кобылами, оказались в три раза крупнее, чем жеребята, полученные от пони. Есть вероятность, что «материнский эффект» проявится и в случае, если мать – «суррогатная», которая повлияет на вынашиваемый ею плод. Однако рожденный жеребенок всегда наследует признаки той кобылы, из чьей яйцеклетки развился. Подтвержденных данных о передаче собственных качеств суррогатной матери эмбриону не существует.
Генетический анализ полностью подтверждает происхождение жеребят. Поэтому порода и происхождение кобылы-реципиента значения не имеют, а ее кличка в племенных документах жеребенка не фиксируется.Тем не менее выбор будущей суррогатной матери является важным звеном для успешного выполнения трансплантации. Она должна обладать хорошим здоровьем и добронравием. Лучший возраст кобылы-реципиента от 5-6 до 12-14 лет. Кроме того, необходимо, чтобы она уже имела опыт рождения здоровых жеребят, проявив себя высокомолочной и заботливой матерью.
Жеребенок на заказ
Дальнейшие исследования в области трансплантации эмбрионов связаны с развитием генной инженерии. В перспективе можно будет целенаправленно тестировать (сканировать) эмбрионы по генетическим признакам, включая пол, масть, наличие наследственных заболеваний, а также выбрать желательные сочетания генов отца и матери. Применение технологий витрификациии (сверхбыстрого замораживания) эмбрионов значительно упрощает обмен генофондом животных между странами и континентами.
Такая процедура по предымплантационной генетической диагностике (генетическому сканированию), включающая биопсию эмбриона лошади, его витрификацию с последующей трансплантацией донору была проведена в Международном биотехнологическом центре штата Висконсин в США, в результате чего суррогатная мама ожеребилась кобылкой Биопситой в январе 2010 года.
Современные технологии позволяют по желанию владельца получать жеребят от безвременно павшей кобылы, направив ее яичники в лабораторию как можно скорее после гибели. В данном случае ооцитам (яйцеклеткам) дают дозреть, а затем подсаживают кобылам-реципиентам для осеменения и вынашивания жеребенка. Есть альтернативный способ, когда созревшие ооциты оплодотворяют и культивируют в питательной среде, а полученных таким образом эмбрионов пересаживают суррогатным матерям.
Удачное «повторение»
Пока только четыре лаборатории в мире, находящиеся в США, Канаде, Италии и Аргентине, заявили о рождении жеребят, полученных методом клонирования клеток взрослых лошадей. Первой была кобыла Прометея, которая появилась в 2003 году в Италии в результате клонирования клетки кожи кобылы, выносившей ее, то есть, по сути, родившей саму себя. В процессе проведения эксперимента было получено более 800 эмбрионов, только 22 из которых оказались жизнеспособными, 17 удалось трансплантировать суррогатным матерям, и только одна из них благополучно ожеребилась вышеуказанной кобылкой.
С тех пор результативность клонирования повысилась, хотя данный метод по-прежнему остается чрезвычайно дорогим и сложным для выполнения. Однако это не останавливает владельцев, желающих получить копию своих выдающихся животных. В 2001 году во Франции создана компания «Киозоотех», которая в сотрудничестве с несколькими научными лабораториями в США и Италии специализируется на коммерческом клонировании лошадей. По заказу владельцев и заводчиков уже получено почти два десятка клонов выдающихся лошадей, в том числе чемпиона мира по конкуру чистокровного мерина Джем Твиста, а также знаменитой выездковой кобылы Поэтин. В 2003 году она была продана голландцам за рекордную цену в 2,5 миллиона евро на аукционе в Бранденбурге, но затем ее судьба сложилась трагически: в 2005 году в результате неправильного лечения ревматического воспаления копыт ее пришлось усыпить.
Рожденный в 2006 году клон мерина по кличке E.T. был не только внесен в Бельгийский «Студбук Цангерсхайде», но и синдикатирован коннозаводчиками из разных стран. Он был кастрирован за несоответствие «ганноверскому» типу в трехлетнем возрасте, когда никто и не подозревал о его таланте. Однако E.T. блестяще выступал в конкуре, побеждая везде – от национальных соревнований до турниров мирового уровня. Кстати, владелец конного завода «Цангерсхайде» г-н Леон Мельхиор является одним из самых активных заказчиков клонов. В 2008 году он получил Челлано Альфа Зет взамен павшего в 2006 году серого жеребца Челлано Зет; а летом 2009 года в Цангерсхайде из Техаса поступила уже целая партия клонов: три от двукратной олимпийской чемпионки Ратины Зет – Альфа, Бета и Гамма, а также по одному от Левисто Зет (Левисто Альфа Зет) и Эйр Джордан Зет (Эйр Джордан Альфа Зет). Интересно, что в 2011 году Челлано Альфа Зет стал первым клоном, получившим лицензию на племенное использование.