Бельгия – мировой поставщик конкурных лошадей

Коннозаводство: Бельгия – мировой поставщик конкурных лошадей

Автор: к.с-х.н. Марина ПОЛИТОВА
Номер журнала: GM №4(219)2023
Фото: FEI/ Lukasz Kowalski

На рубеже XX и XXI веков в Бельгии существовали три студбука, каждый из которых мог похвастаться и членством во Всемирной федерации спортивного коннозаводства, и достойными представителями в большом спорте. В 1997 году в десятку лучших студбуков по конкуру, по версии WBFSH, входил и бельгийский полукровный (BWP), и бельгийский спортивный (sBS). В 2020‑м в топ‑10 оказались уже все три племенных объединения: два вышеназванных на 3 и 10 месте, соответственно, а также студбук конного завода Цангерсхайде (4 место). А в последние два года бельгийский полукровный студбук и вовсе потеснил многолетнего лидера и соседа – союз KWPN – и воцарился на вершине конкурного рейтинга. Зачем такой маленькой стране столько отдельных спортивных студбуков? Ответ прост: так сложилось исторически.

Ты помнишь, как все начиналось?
 
Инициатором создания и развития конного спорта в Бельгии был католический пастор Андре де Мей, создавший клуб любителей верховой езды еще до Второй мировой войны. В первое время основную трудность для энтузиастов представляло практически полное отсутствие верховых лошадей в стране, славившейся своими тяжеловозами. Вот и на первом турнире 1938 года большинство всадников выступали на лошадях тяжелого типа, в основном помесей тяжеловозных кобыл с чистокровными и рысистыми жеребцами.
 
И эта картина почти не менялась до середины 1950‑х годов: попытки создать верховую популяцию скрещиванием тяжеловозных кобыл с верховыми жеребцами не увенчались успехом. Поэтому после войны из Голландии в Бельгию стали ввозить гельдерлендских лошадей (жеребцы: Домбург 1948 г. р., Грааф ван Виттенштейн 1‑й 1950 г. р. и Грааф ван Виттенштайн 2‑й), из Франции – англо-норманнов (Норман ван Пердемистрий 1952 г. р.). В восточные районы страны поступали племенные лошади из Германии (Флюгель ван ля Рош 1950 г. р., Кодекс 1962 г. р.).
 
В 1953 году пастор де Мей был освобожден епископом от работы в общине и смог посвятить себя новому делу, и уже в 1954 году были зарегистрированы первые жеребята бельгийской полукровной породы, а в 1955 году – зарегистрирован союз заводчиков. С 1987 года он носит название Союза заводчиков бельгийской полукровной лошади (BWP).
 
Это были первые шаги к созданию – преимущественно на чужом породном базисе – собственного племенного продукта.
 
По географическому и языковому принципу
 
Таким образом, часть Бельгии, граничащая с Нидерландами, создавала свою породу (бельгийскую полукровную) по образу и подобию голландских соседей, исповедуя принцип «Быстрее, выше, сильнее».
 
Франкоговорящая территория больше тяготела к стране, соседствующей с Бельгией с другой стороны – Франции, с ее развитым скаковым делом и большим опытом использования чистокровных жеребцов в полукровном разведении. Здесь был создан студбук Бельгийской спортивной, в котором чистой крови было гораздо больше.
 
Особняком стоит завод Цангерсхайде, долгие годы бывший просто одним из членов Ганноверского союза Германии, пока свободолюбие и стремление к самостоятельным решениям не «развели» основателя завода Леона Мельхиора с немецким объединением и не сподвигли заложить собственный студбук.
 
 
Каждый из этих национальных брендов добился высоких результатов, имеет своих поклонников и прочные традиции, так что «слияние» не кажется объективно необходимым. Немцы с конца 1970‑х годов признают, что разводят фактически общую «немецкую верховую» породу под разными брендами, и для совершенствования селекционной структуры (а еще и для того, чтобы не «распыляться» в рейтингах) стремятся к укрупнению. Предприимчивые бельгийцы зарабатывают по-своему. Но это не единственная особенность небольшой страны. В чем еще необычность конной Бельгии?
 
Отличается страна и высокой внешнеэкономической активностью в сфере коневодства: в 2021 году из страны было вывезено 7,4 тыс. лошадей, а ввезено… 18,7 тысяч. Много это или мало? Если говорить про ввоз лошадей в Бельгию, то его объем в лошадях в 2,3 раза больше, чем российский, немецкий и голландский (вместе взятых) за тот же период. Впечатляет он и в долларовом эквиваленте – он в 2,4 раза выше немецкого, в 1,2 раза – голландского и в 14 (!) раз – российского. Значит ли это, что Бельгия – импортозависимая по коневодству страна? Нет, потому что за проданных за границу лошадей бельгийцы выручают сумму, в 1,6 раз превышающую потраченную на покупку за рубежом. Впрочем, у голланд­цев и немцев баланс (экспорт минус импорт в долларах) еще более впечатляющ: немцы выручают за проданное в 5,6 раз больше, чем тратят на покупку, голландцы – в 4,7 раза.
 
 
Средняя цена на ввезенную в Бельгию лошадь едва превысила 5,5 тысяч долларов, цена вывезенной – 22 тысячи. О чем это говорит?
О том, что в Бельгию ввозятся преимущественно лошади «сырьевые» (мясные) и неподготовленный молодняк, а на экспорт идут племенные и/или прошедшие спортивную подготовку лошади с высокой добавленной стоимостью.
 
В этом еще одна особенность конной Бельгии – совсем не обычное для европейцев производство конины, хотя показатель этот и имеет тенденцию к снижению: от 6 тыс. тонн в 2001 году до 1,87 тыс. тонн в 2018.
 
Они были первыми
 
Лидером среди бельгийских породных объединений во всех рейтингах является Студбук бельгийской полукровной лошади (BWP Belgisch Warmbloedpaard). Целью племенной работы объединения является получение здоровой лошади, способной соревноваться в конкуре и выездке на высшем уровне.
 
Впрочем, селекция в популяции изначально шла в направлении получения преимущественно конкурной лошади. Оценка техники прыжка в шпрингартене и селекция по результатам таких испытаний в Бельгии проводится с начала 1970‑х годов.
 
Как и соседи-голландцы, бельгийцы исповедуют подход «Ставь высокую планку! То, что не подойдет топ-атлетам, возьмут спортсмены попроще», что отличается от немецкого принципа «Получение лошадей, пригодных для любого всадника, а топ-лошади среди них всегда найдутся».
 
Сильнейшая конкурная лошадь мира на настоящий момент – бельгийский полукровный КИНГ ЭДВАРД под седлом Хенрика ФОН ЭККЕРМАННА (Швеция) (фото:  FEI/ Stefan Lafrentz)
 
В своем экстерьере бельгийская полукровная лошадь воплощает общепринятый в большинстве западноевропейских стран желательный тип. Однако, поскольку племенная политика союза заводчиков направлена на получение «функциональных», а не «красивых» лошадей, многие европейские покупатели считают тип бельгийской полукровной лошади недостаточно благородным: при крупном калибре, общей массивности и крепости конституции, бельгийские лошади могут показаться недостаточно изящными и гармоничными.
 
Описание желательных аллюров и качества прыжка не отличается от любых других европейских студбуков: что такое «хорошо» и что такое «плохо» не меняется у спортивных лошадей, как и аэродинамика болидов «Формулы 1» – много лет.
 
Довольно типична и процедура отбора жеребцов. Разве что первый из трех этапов– ветеринарная инспекция – поручена Университету Гента. Если ее результаты положительные, жеребец поступает на оценку экстерьера и движений/прыжка на свободе (второй этап). Это мероприятие проводится в январе по достижению кандидатами возраста трех лет, и, как и керунги в Германии и Голладии, инспекция длится несколько дней. В третью неделю марта жеребцы, успешно прошедшие второй этап, демонстрируются под седлом – на основных аллюрах и в прыжках через препятствия. На керунг могут быть представлены жеребцы до восьми лет.
 
Кобылы с полностью проверенным происхождением после стандартной инспекции (экстерьер, аллюры) попадают в основной раздел. Кобылы неустановленного происхождения попадают в регистр «В», причем они должны иметь подтвержденную работоспособность и пройти ДНК-тест на наличие специфических для квотерхорсов и тяжеловозов маркеров в Калифорнийском Университете (США). Интересно, что если такие маркеры обнаруживаются, кобылу исключают из разведения.
 
Чтобы жеребенок получил заветный паспорт Бельгийского полукровного студбука, его отец должен пройти процедуру признания, а мать внесена в основной или дополнительный раздел книги кобыл. Для жеребят проводятся специальные инспекции, где набравшие 75 баллов или выше от пробонитированных маток получают статус «Первый премиум» (First Premium). Жеребятам, набравшим 70 баллов или выше от одобренной BWP кобылы, присваивается статус «Премиум». Комиссия может отказать в регистрации жеребенка, признанного непригодным для разведения до предоставления ветеринарной документации, подтверждающей, что состояние жеребенка не является результатом генетического дефекта. Может быть лишена допуска в разведение и кобыла, если она систематически дает некачественных жеребят.
 
Кстати, союз BWP «обслуживает» заводчиков не только «титульных» полукровных лошадей, но и пони, дартмурских пони и конемара, а также упряжных лошадей.
 
Из офицерской лошади
 
Студбук бельгийской спортивной лошади зародился в 1922 году в формате Общества поощрения разведения армейских лошадей (Товарищество «Армейская лошадь»). Первоначально оно объединяло людей, занимавшихся разведением благородных кавалерийских лошадей. С 1930‑х годов армия и транспорт постепенно переходили на моторы, и общество поменяло название, поставив во главу угла получение бельгийской halfblood (этот термин отличается от warmblood и скорее переводится как «кровленая») – разводить начинают более легкую и элегантную верховую лошадь с использованием жеребцов, более близких к чистокровным.
 
Во время Второй мировой войны многие верховые лошади были реквизированы фашистской армией, так что к 1945 в Бельгии остались единичные экземпляры верховых лошадей и рысаков. Развитие конного спорта подтолкнуло заводчиков к созданию новых ферм, импорту качественных племенных лошадей, в основном французских, но были также немецкие, ирландские, английские. Принципом союза долгое время была некоторая элитарность: традиционно бельгийские офицеры слыли «франкофилами», то есть в поведении и образе жизни старались подражать офицерам французской армии. И племенная книга сначала велась на французском языке и потому считалась не государственной, а «гражданской», «общественной».
 
После Второй мировой войны название было изменено на «Общество разведения бельгийской полукровной лошади», признанием его заслуг стало присвоение ему статуса «Королевское» в 1967 году. К 1991 году в обиход вошла принятая сегодня аббревиатура sBs, и началась более строгая программа селекции с выдачей собственных паспортов – таковых уже было выдано более 25 тысяч. База данных об этих лошадях является открытой и абсолютно бесплатной.
 
В регистр «А» студбука вносятся жеребята, полученные от жеребцов, одобренных одним из бельгийских студбуков или студбуками-членами WBFSH (при условии, что иностранный жеребец отвечает требованиям sBs). В индивидуальном порядке могут быть зарегистрированы жеребята от чистокровных верховых, арабских и рысистых жеребцов. Жеребята, полученные от нелицензированных жеребцов, попадают в регистр «В», однако родословные их отцов должны быть известны до третьего поколения.
 
Для интенсификации селекции в маточном поголовье студбук ввел программу присвоения отдельных титулов кобылам, отличающимся собственными прыжковыми или выездковыми качествами или сведениями о работоспособности полусибсов, матерей (лейбл Jumping или Dressage). Отдельный титул присваивается по результатам ветеринарного обследования кобыл (лейбл Health).
 
Жеребцы проходят стандартное ветеринарное обследование, экстерьерную оценку, в возрасте шести или семи лет жеребец-кандидат должен иметь за спиной по крайней мере один турнирный сезон, в возрасте восьми лет и старше жеребец-кандидат должен иметь качественное потомство в Бельгии или за рубежом или спортивные результаты: конкур – призовые в национальных и международных турнирах по высотам от 140 см, в выездке – не менее одного результата 74 % в Малом призе, в троеборье – не менее двух мест на уровне М (110 см).
 
Бельгийский Zоrrо
 
Завод с очень по-разному произносимым названием «Цангерсхайде» расположен в Ланакене, известном проведением чемпионатов мира среди молодых конкурных лошадей. Конкурная конюшня Леона Мельхиора была основана в этом местечке в начале 1970‑х годов. Бизнес в коневодстве был не первым для предпринимателя, но началось все с рекомендации врача…
 
К 1963 году у Леона уже более 50 компаний, в основном строительных: он возводит больницы и офисные здания в Бельгии, Нидерландах, Германии и ОАЭ. Врач убеждает занятого 40‑летнего мужчину больше заниматься спортом. Мельхиор выбирает в качестве активного времяпрепровождения… охоту. Но ходить пешком – это слишком скучно, поэтому он покупает лошадь по кличке Richette.
 
Джуди Энн и Леон МЕЛЬХИОР
 
Дальше очень распространенная цепь событий: первая лошадь – конкурная конюшня – разведение. Подсмотрев опыт других направлений животноводства, где скрещивание дает эффектные результаты, он решает разводить конкурных лошадей, используя все лучшее из разных пород. Маточной основой послужили ганноверские кобылы, а вот жеребцов он предпочитал французских. Результатом таких межпородных экспериментов была и кобыла Аргентина – мать первой лошадей с громкой кличкой «на Зет» – Ратины. Аргентина родилась от стартовавшей в конкуре высшего уровня сложности под седлом Германна Шридде Эврики и французского верхового Альме – также успешного в маршрутах до 160 см. В сочетании с голштинским Рамиро (внуком англо-арабского Рамзеса и чистокровного Коттедж Сона) Аргентина принесла Ратину, которая стала послом спортивной конюшни и завода Мельхиоров, завоевав за карьеру серебро в личном зачете Олимпиады 1992 года в Барселоне, командное золото Атланты‑1996, победу в финале Кубка мира 1993 года.
 
Кросс французской верховой и ганноверской (или голштинской) пород оказался удачным не только для получения высококлассных конкурных лошадей, но и послужил основой для создания ценной в племенном отношении популяции полукровных лошадей.
 
Довольно быстро осознав ограничения традиционных подходов, Мельхиор обращается к достижениям науки и выводит Цангерсхайде в пионеры по использованию продвинутых технологий воспроизводства лошадей. Он активно внедрял искусственное осеменение лошадей, провел первую пересадку эмбрионов в Мексике и клонировал первых жеребцов. Творческая мысль Мельхиора-заводчика довольно быстро натолкнулась на жесткие рамки регламентов Ганноверского студбука, и в 1992 году Леон основал собственный студбук, выбрав в качестве специализации конкур.
 
Памятник РАТИНЕ Z в конном заводе Цангерсхайде
 
Рутиной на предприятии стала рентгенография производящего состава, трансплантация эмбрионов. Масштабный проект по изучению наследуемости рассекающего остеохондрита (ОСД, чипов) увенчался успехом.
 
В 2010 году в возрасте всего 24 лет управление конюшней берет на себя дочь Леона – Джуди Энн (гражданская жена немецкого конкуриста Кристиана Альмана): к этому моменту на счету спортсменки командная бронза на Всемирных конных играх в Кентукки со своей кобылой Ча Ча Зет. Истинная дочь своего отца, Джуди Энн организует в 2013 году один из первых онлайн-аукционов жеребят. Казавшаяся дикой идея со временем изменила весь рынок жеребят, эмбрионов и молодняка, а теперь без торгов онлайн уже невозможно представить конный мир. Аукционный дом Zangersheide продает несколько сотен жеребят и лошадей в год, и каждый год возникают новые идеи, проекты и события.
 
Панорама комплекса Цангерсхайде в Ланакене
 
Дополняет концепцию собственный подход к маркетингу и планированию селекционной работы. Заводчики, выбравшие в качестве бренда марку «Зет», могут рассчитывать не только на популяризацию продукта через собственный журнал или продажу с аукционов или через сайт, но и на участие лошадей в Z‑рейтинге, а лучшие могут рассчитывать на ежегодный премиальный фонд в 30 тыс. евро. Впечатляет размахом и Зет-фестиваль в Ланакене – полтысячи лучших жеребят представляются на суд комиссии, происходит отбор на аукцион.
 
Каждый второй и четвертый вторник в Цангерсхайде проводятся «Тренировочные вечера»: можно привезти свою двух- или трехлетнюю лошадь, показать ее на прыжках профессионалам, получить независимую оценку потенциала и составить план на будущее (продажа, разведение, спорт).
 
Уникальный инструмент предлагается и в помощь заводчику при составлении подборов: выбирайте четыре важнейших качества, которые вы ищете в жеребце (или хотите улучшить у потомства своей кобылы), расположите их в нужном порядке, и система выдаст вам рекомендации – несколько жеребцов.
 
Керунг 2–3‑летних жеребцов проводится в феврале: допускаются к нему лошади с задокументированной до четырех рядов родословной любого студбука – члена WBFSH, прошедшие стандартные ветеринарные обследования, включая 14 рент­геновских снимков. Начиная с пятилетнего возраста, жеребцы уже должны показать какие-то спортивные результаты. Лицензирование обойдется владельцу в 500 евро, а вот кобылы вносятся в студбук бесплатно.
 
У каждого бренда своя легенда
 
Три бельгийских студбука различаются и философией, стоящей за разведением, и материнской основой популяцией. А за кого же заводчики голосуют «европейским рублем»? Заглянем в официальные отчеты, которые сдают участники Всемирной федерации спортивного коннозаводства WBFSH. Очевидно, бельгийские (и не только) заводчики голосуют за инновации семейства Мельхиоров: с 2015 года они в 1,2 раза увеличили количество жеребят, два других союза, построенных на общности интересов мелких заводчиков, росли в равной степени – на 24 %. По-разному относятся они и к вопросу, стоит ли постоянно расширять генетический базис, или устойчивость студбука определяется долей «саморемонтных» жеребцов? Самым консервативным в этом смысле является бельгийский полукровный: из зарегистрированных в 2021 году жеребцов на долю «чужих» пришлось 35 %. Цангерсхайде «обошлось» 54 % производителей «со стороны». Наиболее зависим от вливаний извне бельгийский спортивный – 64 %.
 
 
При стабильной численности заводчиков в «общественных» студбуках, Цангерсхайде и тут может похвастаться повышенным спросом.
Выходит, что из без малого 10 тысяч жеребят, родившихся в Бельгии в 2018 году, в трехлетнем возрасте за рубеж теоретически было продано почти 75 %. Впечатляющий результат!
 
Кто же стал победителем в гонке за звание лучшего студбука Бельгии? По результатам рейтинга, вроде бы, бельгийский полукровный. Но, судя по приросту заводчиков и зарегистрированных жеребят, не за горами то время, когда Z потеснит «полукровников» с вершин студбучьего олимпа.
 
Все при своих?
 
Мы проанализировали, за какие страны выступают сильнейшие всадники в конкуре и выездке, а самое главное – в каких странах рождены их лошади. В выездке – топ-100 пар мирового рейтинга FEI, в конкуре – топ-100 всадников с учетом трех лучших лошадей у каждого. Статистика говорит, что главные мировые поставщики конкурных лошадей (по убыванию): Бельгия, Германия и Франция. Выездковых – Германия и Нидерланды.