История коннозаводства нашей страны полна имен великих людей, истинных любителей и знатоков лошадей: А.П.Волынский, граф А.Г.Орлов-Чесменский и его последователь В.И.Шишкин, граф И.И.Воронцов-Дашков, Я.И.Бутович, маршал С.М.Буденный и многие, многие другие. В разные эпохи каждый из них, посвящая свою жизнь лошадям, а в сущности – просто делая свое дело, – создавал на просторах нашей страны важную и сложную отрасль – коневодство. Однако есть среди этих имен и такие, которые сейчас уже как-то не на слуху, их не увидеть на портретах и памятниках, про них почти ничего не написано в учебниках, они не увековечены в названиях пород лошадей или конных заводов. И сегодня речь об одном из таких людей: известном, но в то же время и неизвестном человеке – Дмитрии Константиновиче Романове.
С корабля – на плац
Великий князь Дмитрий Константинович родился 1 июня 1860 года. Он был самым младшим из детей Константина Николаевича (сына императора Николая I), который прославился как моряк, флотоводец и реформатор. Таким образом, судьба Дмитрия была уже заранее предрешена – в молодом возрасте он был отправлен на флот. Однако непроходящая морская болезнь, страстная любовь к лошадям и мечты о кавалерии заставили молодого князя буквально броситься в ноги к отцу с просьбой разрешить ему покинуть флот. Но отец был неумолим. «Кто-то из Романовых обязательно должен служить на флоте, – сказал он. – Такова традиция, и здесь ничего не поделаешь. Надо терпеть». Выручила Дмитрия мать, Александра Иосифовна, она все-таки уговорила отца, и он разрешил юному Дмитрию Константиновичу сойти на берег и принять командование Гренадерским полком императорской гвардии.
К сожалению – а может быть, и к счастью, – военная карьера великого князя не сложилась. У него стала сильно развиваться близорукость. К началу Первой мировой войны он уже почти ослеп, и ему пришлось заниматься лишь подготовкой кавалерии в тылу, а после Февральской революции князь и вовсе снял военный мундир, как оказалось, уже до конца жизни.
Дмитрий Константинович был человеком чрезвычайно скромным, даже застенчивым, честным и ответственным. Престиж царствующей фамилии и императора был для него всегда на первом месте, и он никогда не позволял его каким-либо образом запятнать. Он так и не женился, прослыв убежденным холостяком, даже женоненавистником. Свою любовь он направил на многочисленных племянников, которых обожал, и на лошадей – им он и посвятил свою жизнь.
Управление государственного коннозаводства
Главное управление государственного коннозаводства на рубеже XIX и XX веков представляло собой структуру, которая контролировала деятельность и развитие всего коневодства страны. В те времена это – по понятным причинам – была одна из важнейших отраслей в экономике страны. Этот орган был создан еще в 1843 году, его возглавил тогда граф В.В.Левашов, на Управление возлагалось руководство всеми государственными конными заводами и случными земскими конюшнями, а также проведение скачек и бегов и назначение призов в них. В дальнейшем стали появляться общества «Охотников рысистого бега» и скаковые общества (самое первое – Лебедянское), начал свою работу журнал «Коннозаводство и охота» – дедушка современного «Коневодства и конного спорта», регулярно издавались заводские (теперь – племенные) книги рысистых и скаковых пород. В 1881 году Управление государственного коннозаводства начинает возглавлять граф И.И.Воронцов- Дашков, который с чрезвычайным усердием принимается за работу. Очень много полезного сделал он тогда для ослабевшей было во второй половине XIX века отрасли. Заметно оживилось ипподромное дело, начали проводиться крупные выставки. На смену И.И.Воронцову- Дашкову в должности начальника Главного управления коннозаводства пришел великий князь Дмитрий Константинович.
«Орловцы» против «метизаторов»
Главной отечественной породой того времени был, несомненно, орловский рысак. Как писал в своих воспоминаниях Я.И.Бутович: «…в России всегда больше интересовались рысистой лошадью, чем всякой другой, а рысистый спорт по справедливости считался национальной русской охотой». С появлением из-за океана в начале века диковинных «американцев», абсолютно некрасивых, но феноменально резвых, орловским рысакам пришлось мало-помалу уступать им дорожки на российских ипподромах. Генетически американская стандартбредная порода была резвее, и это довольно быстро стало всем понятно. Многие тогдашние заводчики-рысачники стали склоняться в пользу орлово-американских помесей, чтобы лошади бежали быстрее. Началась стихийная метизация. Существование самой орловской рысистой породы оказалось под угрозой.
Но были и люди, которые считали, что такое скрещивание недопустимо. Весь конный мир разделился на два противоборствующих лагеря – «орловцев» и «метизаторов». Но порода была тогда спасена. По инициативе Я.И.Бутовича был создан Союз орловских коннозаводчиков, где в числе почетных членов выступал и князь Дмитрий Константинович. Он был ярым сторонником орловского рысака и, представляя императорскую фамилию, оказывал большую поддержку союзу, так сказать, «сверху». Видимо, в нашей стране без покровительства «сверху» во все времена не было возможности провести какую-либо светлую идею…
Великий Князь – великий заводчик
Путешествуя в 1888 году по Полтавскому краю, на Украине, Дмитрий Константинович присмотрел себе прекрасные земли, выкупил и основал на них конный завод. Дубровский конный завод до 1917 года (когда он был добровольно передан государству) был главным детищем великого князя. На заводе разводились орловские рысистые, а также верховые лошади орлово-ростопчинской породы, которые к 1917 году остались только в этом месте, под крылом у великого князя. Разводились здесь также и тяжеловозы породы горный арден – прекрасные улучшатели крестьянских работяг.
Дмитрий Константинович не жалел средств на организацию своего завода. С первых дней его основания было положено начало культурному племенному коннозаводческому хозяйству. Были построены маточные и тренерские конюшни, манежи, крытая дорожка (!) для тренировок молодняка в неблагоприятную погоду, ипподром с беговой дорожкой, которая сохранилась и до наших дней. При нем были основаны ветеринарно-фельдшерская, кузнечная, шорная школы для подготовки молодых специалистов, а также школа верховой езды. На рубеже XIX и XX веков это было самое современное хозяйство в стране. Технологии разведения и работы лошадей, разработанные в заводе еще тогда, успешно используются и по сей день во многих хозяйствах нашей страны. Вплоть до 1913 года здесь работал талантливый управляющий, настоящий знаток зоотехнической науки, генерал-майор в отставке М.Ф.Измайлов. В 1894 году он впервые в России применил метод искусственного осеменения кобыл. Много полезного для развития завода сделал ветеринарный врач В.Г.Оболенский, автор книги «Основы коннозаводства и лечебник лошади», который являлся постоянным консультантом князя. Свои исследования здесь проводил известный русский животновод профессор И.И.Иванов.
К 1917 году общее поголовье Дубровского конного завода достигло 600 голов. К тому времени завод уже полностью существовал за счет своих средств. А его питомцы блистали на выставках и ипподромах. Уже на всероссийской выставке в 1890 году (через 2 года после покупки земли великим князем) жеребец Яшма Приятный орлово-ростопчинской породы, купленный в заводе Станкевича, был награжден большой серебряной медалью. Сын Яшмы Приятного, рожденный в Дубровке от украинской кобылы, был признан лучшей лошадью на Всемирной выставке в Чикаго в 1893 г. и продан за небывалую по тем временам цену – 10 тыс. рублей. Заслужили награды и другие сыновья Яшмы Приятного – Приезд и Представитель. Приезду была присуждена первая премия на Чикагской выставке, а Представителю – большая золотая медаль в 1896 г. в H. Новгороде.
Среди первых рожденных в заводе орловских рысаков в первую очередь следует сказать о жеребце Бывалом, рожденном уже в 1890 году от Бычка, купленного в заводе Энгельгардта. Бывалый стал победителем Всероссийского дерби в 1893 году (рысистое дерби тогда разыгрывалось среди трехлеток). На две версты он установил рекорд 3.21,1, в четыре года он показал рекордную резвость на полторы версты – 2.20, а в пять лет – 2.19,6. После окончания беговой карьеры он, разумеется, остался в заводе производителем.
В 1900 году жеребец Хваленый орловской рысистой породы, рожденный в 1892 г. в заводе у князя, демонстрировался на международных забегах в Париже и выиграл в призах 187 000 рублей. Этот жеребец испытывался в бегах до 12 лет, а также проявил себя как выдающийся производитель (из 87 детей Хваленого 16 относились к классу 2.20 и резвее). Прекрасным производителем являлся жеребец Гранит, потомки которого награждались золотыми медалями на выставках в Полтаве (1909 г.) и в Москве (1910 г.). Ипподромная карьера питомцев Дубровского конного завода прославила его хозяина – к 1913 году сумма выигранных призов на ипподромах перевалила за 1,4 млн рублей!
Мудрое решение
Приближалась революция. Дмитрий Константинович, понимая, что в эти смутные и тяжелые для России годы решается судьба в том числе и его завода, принимает решение добровольно передать его в собственность государства. В письмах князя за 1917 год мы находим следующие слова: «…на каких угодно условиях и тем спасти его и разводимые в нем породы русских лошадей, в других местах исчезнувшие, от неминуемого уничтожения», и еще: «…судьба завода мне настолько дорога и государственное значение его, по моему мнению, настолько велико, что я соглашусь даже на безвозмездное представление моего завода в собственность Государства».
Что ж, мудрое решение князя спасло завод, а ценнейшее наследие племенного материала сыграло свою роль в работе как с орловской, так и с русской рысистой породами уже в советское время. С 1924 по 1938 год (с перерывом в 2 года) в заводе использовался в качестве производителя жеребец Воин (2.15,2), давший более 200 прекрасных жеребят. В1934 г. в завод поступил жеребец Бубенчик (2.10,5), рожденный в Прилепском конном заводе в 1925 г., где он использовался производителем на дочерях Воина. Уже тогда сочетание этих линий специалисты назвали «золотым кроссом» в орловском рысистом коннозаводстве. Что говорить, рекорд дочери Бубенчика – Капитанши 6.41,2 на 4800 м, поставленный в 1940 г., не побит до сих пор!
Потом была Великая Отечественная война, и поголовье пришлось эвакуировать, многих ценных лошадей тогда, к сожалению, потеряли. Но кого-то все же удалось сохранить, и уже позже, на основе оставшегося племенного материала были получены великолепные лошади. С 1958 по 1971 год в заводе использовался знаменитый орловец Отклик, давший столько лошадей экстрабегового класса, сколько не дал ни один другой орловец за всю историю этой породы. Среди них, конечно, в первую очередь следует упомянуть феноменального рысака – всесоюзного рекордиста Пиона (2.03,5), рожденного в 1966 году от Приданницы.
В Дубровском заводе отдельно велась работа с отечественными рысистыми породами, причем ипподромных успехов удалось добиться с обеими. Ни один другой завод не может похвастаться 9 победами в Большом всесоюзном призе (Дерби)!
Большая потеря
Часто так бывает, что людям, определяющим судьбу конной индустрии, для достижения поставленных высоких целей чего-то не хватает: профессиональных знаний, желания, сил, финансовых возможностей, влияния, времени, подходящего места, занимаемой должности… У великого князя Дмитрия Константиновича Романова все это было, и он мудро этим распоряжался. Сейчас, к сожалению, до нас дошло чрезвычайно малоконкретных фактов его биографии, но по тем немногочисленным источникам можно с уверенностью судить, что деятельность он вел весьма активную, постоянно вращаясь в коневодческих кругах. А точнее, наверно, будет сказать – вращая коневодческие круги. Авторитет его был огромен: князя приглашали в числе главных экспертов на конские выставки по всей стране: в Москве, в Петербурге, в Киеве, в Варшаве, в Полтаве, а также за границей. На выставке в Париже он входил в состав высшей судейской комиссии.
Судьба великого князя Дмитрия Константиновича Романова, как и многих других членов большой императорской семьи, оказалась трагичной. После революции 1917 года он был сослан в Вологду. С конца лета 1918 года четверо великих князей, в том числе и Дмитрий Константинович, содержались в Петрограде, в доме предварительного заключения на Шпалерной, 25. В январе 1919 года все они, согласно постановлению ВЧК, были расстреляны в Петропавловской крепости и там же похоронены во дворе. Великий князь достойно принял смерть благочестивого православного христианина. Последними его словами стало изречение Христа: «Прости их, Господи, ибо не ведают, что творят…» Отечественное коневодство потеряло главного своего земного покровителя и получило, возможно, нового – небесного… Великий князь был канонизирован Русской Православной Церковью за границей в сонме Новомучеников российских 1 ноября 1981 года.
Дополнительные материалы по теме:
Система, которая работала! Часть I // ЗМ №10 (123) 2012
Система, которая работала! Часть II. Испытание на прочность // ЗМ №1 (125) 2013
Система, которая работала! Часть III. Потрясения, взлет и полный крах // ЗМ №2 (126) 2013
Забытое наследие великой школы // ЗМ №4 (128) 2013