Автор: Юлия СЕРКОВА
Ещё не наступaл предел
Богам, слеплённым из богов,
А Белого Коня пробел
Был выкошен среди холмов.
Г.К. Честертон «Баллада о белом коне»
Лошади, в особенности белые (хотя мы знаем, что по-научному эта масть называется серой) всегда играли особую роль в мифологии культур Европы и Азии. Они ассоциировались с солнечной колесницей, были верными спутниками богов и героев, спасали людей от невзгод, символизировали плодородие и чистоту. В этой статье мы попробуем составить, пожалуй, самый необычный «конный» рейтинг. Итак, представляем вашему вниманию самых известных мифических лошадей народов мира.
1. Кого можно назвать самым известным легендарным конем? Конечно, Пегаса. По преданию, крылатый конь родился у Медузы горгоны и Посейдона в волнах океана – именно ему он и обязан своим именем (греч. «Пегас» – бурное течение). Пегас жил в горах, летал быстрее ветра и ударом копыта о землю выбивал источники, из которых черпали вдохновение поэты. Он помог Беллерофонту, сыну Посейдона, поразить Химеру, а также совершить много других славных подвигов. Однако когда Беллерофонт вознамерился взлететь на сам Олимп, Зевс послал овода, ужалившего Пегаса и конь сбросил всадника вниз. Впоследствии Пегас доставлял Зевсу с земли громы и молнии, изготовленные Гефестом.
2. Любителям скандинавской мифологии хорошо знаком восьминогий конь бога викингов Одина -Слейпнир. Как-то один из великанов с помощью своего коня Свадильфари обещал построить стены вокруг небесного города Асгарда, затребовав в качестве платы солнце, луну и богиню Фрейю. Чтобы не платить по счетам, хитрый бог Локки обернулся прекрасной кобылицей и всячески отвлекал Свадильфари от работы, поэтому великан не смог завершить строительство в срок. От Свадильфари у Локки родился волшебный жеребенок Слейпнир, который стал самым храбрым и быстроногим конем в мире, скачущим по суше, морю и воздуху. Один всегда ездит верхом на Слейпнире, по обе стороны от него бегут волки Фреки и Гери, а за ними летят вороны Хугин («мысль») и Мунин («память»), которые рассказывают богу обо всем, что происходит на земле. Интересно то, что Слейпнир, несмотря на свое божественное происхождение, был не бессмертен, и мог погибнуть от полученных ран. По легендам викингов, на небесах существовала целая конюшня удивительных лошадей. Например, дочь и сын Одина, боги Нот и Дагр, тоже ездили на конях: лошадь богини, Хримфакси, приносила ночь, а конь бога, Скинфакси, озарял мир светом.
3. Белые лошади неоднократно фигурируют и в индуистской мифологии, главным среди которых является белоснежный летающий конь с семью головами Уччайхшравас. Однажды боги и демоны-асуры решили приготовить напиток бессмертия и стали взбивать молочный океан. Сотни лет они готовили эликсир, но благодаря хитрости бога Вишну, элексир в итоге достался богам, а из вод океана родился король всех лошадей Уччайхшравас, на котором стал ездить владыка богов Индра. В знаменитом индийском эпосе «Махабхарата» также упоминает спор между сестрами и женами бога Кашьяпы - Винатой и Кадру - о цвете хвоста коня. Вината заявила, что он белый, а Кадру утверждала, что черный. Проигравший пари стал бы слугой победителя. Коварная Кадру приказала своим сыновьям-змеям покрасить хвост коня и, таким образом, выиграла спор. Кроме того, индусы поклонялись воплощению Вишны богу знания и мудрости Хаягрива, который имел тело человека и голову лошади, носил белые одежды и восседал на белом лотосе.
4. Четвертое место в нашем рейтинге по праву занимает великий дух прерий – Белый Жеребец Великих равнин. Легендарный конь индейцев Северной Америки не сумел спасти влюбленных от мести вражеского племени – они были убиты, и душа девушки, по преданию, вселилась в коня, который с тех пор одиноко бродит по равнинам (см. статью «Загадка Великих равнин» в этом же номере).
5. Белый жеребец Кантака (ахалтекинец, по мнению ряда исследователей) был любимым конем принца и основателя буддизма Сиддхартхи из царского рода Гаутамы. Король Шуддходана всячески ограждал сына от несчастий и страданий, надеясь, что вся его жизнь пройдет в довольстве и роскоши. При дворе короля Кантака был самым смелым и умным из всех лошадей и всегда сопровождал принца, когда тот покидал дворец. Сначала Кантака помог Сиддхартхе завоевать невесту: по обычаям клана юноша должен был победить соперников в состязаниях, включающих в себя верховую езду, стрельбу из лука и фехтование. Верхом на своем скакуне принц стал сильнейшим во всех трех дисциплинах и добился руки и сердца принцессы Яшодхара. Позднее Кантака, запряженный в колесницу, вез принца, когда тот увидел четыре зрелища - старика, больного человека, труп и отшельника – которые побудили его отречься от мира. Принц был так потрясен, что решил стать монахом и верхом на своем коне ночью бежал из дворца, когда стражники спали. Легенда гласит, что «стук копыт его лошади был приглушен богами, чтобы его отъезд остался в тайне». Это событие называют «Великим Отправлением». Именно на Кантаке будущий Будда отправился странствовать по Индии, проповедуя новую религию. Согласно буддийским текстам, после смерти Кантака переродился в брахмана, продолжал следовать учению Будды и достиг просветления.
6. Лошадь имеет глубокую библейскую символику и в Ветхом, и в Новом Завете. В Новом Завете один из четырех всадников Апокалипсиса восседает на белом коне. Позднее в книге Откровения описывается, что Христос на белом жеребце возглавляет райское войско, чтобы вершить суд на земле. С белыми лошадьми ассоциируются и двое христианских святых – святой Джеймс, покровитель Испании, и святой Георгий, покровитель воинов и лошадей. Одним из самых известных чудес святого Георгия является убийство копьем змея, опустошавшего землю языческого царя в Бейруте. По легенде, царь должен был отдать чудовищу свою дочь – тогда на коне явился святой Георгий и пронзил змея копьем. После этого чудесного явления, местные жители приняли христианство.
7. Жители древнего Китая нередко страдали от наводнений, вызванных разливом рек Янцзы и Хуанхэ. Герой мифов Гунь много лет пытался бороться с потопом, строя дамбы, но каждый раз стихия оказывалась сильнее его. В очередной раз, когда на город хлынули потоки воды, он похитил у Бога огня «саморастущую» или «вздувающуюся» землю и с ее помощью стал строить новые дамбы. Бог разгневался и велел казнить героя на горе Юйшань, однако Гунь не умер, а превратился в белого коня, из чрева которого родился его сын Юй. Юй обернулся драконом и справился с потопом, выкопав множество каналов. До сих пор в день поминовения на могилах предков у китайцев принято сжигать бумажные фигурки лошадок.
8. В Корее белый конь стал символом мира и спасения. Однажды жители шести воюющих кланов собрались вместе, чтобы создать единое королевство и выбрать короля. В лесу, на месте встречи, люди начали молиться – в этот момент с неба ударила молния, и перед ними предстал белый конь. Через мгновение он исчез, воспарив обратно на небеса, а на его месте осталось сияющее яйцо. Из яйца появился мальчик, Пак Хеккосе, – его тело светилось, а птицы и звери танцевали при его виде. Глава одного из кланов воспитал ребенка, который в 13 лет стал королем и объединил враждующие государства.
9. В зороастризме одной, из древнейших мировых религий, распространенной много веков назад на территории Ирана, тоже не обошлось без белого жеребца. Единый бог и творец Ахура Мазда создал белого коня, повелителя дождя и ипостась звезды Сириус. По легенде он противостоит демону засухи Апаоша, который выглядит как черный жеребец. Помимо этого, четверка белых лошадей по имени «ветер», «дождь», «туча» и «мокрый снег» запряжены в божественную колесницу Ардвисуры Анахита – богини воды и плодородия.
10. В валлийской мифологии, Рианнон, богиня лошадей, ездила «на прекрасном белом коне, в сияющем золотом одеянии». Ее образ перекликается с кельтской богиней коневодства, покровительницей лошадей, мулов, ослов, погонщиков и возчиков Эпоной. Эпона изображалась молодой женщиной верхом на лошади, в окружении лошадей, стоящей на лошади или в колеснице с символами плодородия и изобилия. В английском графстве Оксфордшир находится Уффингтонская белая лошадь – меловая фигура длиной 110 м. Это так называемый геоглиф - геометрический или фигурный узор, выполненный путём наполнения битым мелом траншей на склоне холма. По оценкам экспертов, фигура датируется бронзовым веком: ее создали жители местного городища, которые регулярно, раз в семь лет по случаю ярмарки, пропалывали траншеи, чтобы Лошадь не зарастала травой.
11. Во Вьетнаме, в Ханое, белого коня почитают как покровителя города. В честь него возведен храм Белой лошади, построенный во времена основания столицы Тханглонг. По легенде, в 1010 г. Китайский император Ли Тхай То решил заложить новую столицу, но стены постоянно осыпались. Король был в отчаянии, но неожиданно ему привиделся белый конь, дух реки, который указал, где строить цитадель. В благодарность властитель приказал возвести Храм Белой лошади - «Бать Ма» - а сам конь стал хранителем города.
12. Сират аль-Мустаким означает прямой или истинный путь Аллаха в Исламе. Согласно верованию, он представляет собой узкую тропинку (тоньше волоска) длиной в 3000 миль, который должны преодолеть души умерших, чтобы попасть в рай. По одной из версий сказания, душам добродетельных людей легче добраться до небес, поскольку их добрые дела превращаются в белого коня, на котором странники могут легко достичь цели.
13. Символом Филиппинского город Пангантукан, что означает «мудрость» и «сила» так же является белый жеребец. Согласно мифу, он вырвал с корнем побеги бамбука и, таким образом, предупредил своего хозяина, вождя племени, о наступлении врага, что спасло жителей от истребления.
14. Среди множества славянских божеств главным был бог войны и плодородия Свентовит, которому принадлежал белый священный конь. Каждую ночь, несмотря на то, что лошадь находилась в храме, она покрывалась грязью – по преданию, ночью жеребец выезжал для борьбы с врагами. Оракулы использовали его и для гадания: коня подводили к трем рядам копий, и если он ступал сначала на левую ногу, это считалось дурным предзнаменованием, если же на правую - добрым.
15. В далекой Японии был широко распространён культ Бато Каннон - богини милости и Великой Матери. По одним данным, богиня была покровительницей крестьян, имеющих лошадей, сельских торговцев, а позднее даже водителей такси и автобусов. Она представала перед людьми в образе белой лошади, с головой лошади или же с фигурой лошади. По другим данным, это было божество мужского пола, носившее на голове в качестве венца конскую голову и покровительствующее всем тем, чья душа вследствие прегрешений, совершенных в прошлой жизни, перевоплотилась в животное.
Как мы видим, в религиозных верованиях наших предков лошадь занимала особое место, а миф о белом коне носил универсальный характер, поскольку в том или ином виде существовал у всех народов мира. В своих произведениях образ белого коня использовали римский поэт Вергилий и британский писатель Г.К.Честертон, популярный английский писатель-фантаст Терри Пратчетт и создатель легендарного «Властелина колец» Дж. Р. Толкиен. Даже в мультфильме «Шрек» нелепый смешной Осел вдруг превращается в прекрасного белого жеребца. Шутки шутками, но история красноречиво свидетельствует о том, что в каждой шутке всегда есть доля правды.