Белый демон Рождества

Страны: Белый демон Рождества

Автор: Юлия СЕРКОВА
Номер журнала: GM №2(222)2024

Вы никогда не забудете тот момент, когда впервые увидите Мари Лойд – вместо глаз у нее бутылочные стекла, ее грива украшена разноцветными лентами или плющом, с ее черепа струится белый плащ, и она медленно движется вперед, щелкая костлявой челюстью…

Рождество и Новый год принято считать временем волшебства и исполнения желаний: аромат свежей хвои и мандаринов, упакованные с любовью подарки под елкой, Дед Мороз со Снегурочкой, которых так ждут дети в каждом доме… А вот в Уэльсе в дом может постучаться вовсе не добрый старец и даже не знаменитая Несси, а мало кому известная у нас, но пугающе популярная валлийская персона – Мари Лойд или «Серая кобыла».
 
Нежданная гостья
 
Мари Лойд – это очаровательная и загадочная фигура из фольклора Уэльса и одновременно один из древнейших обычаев, которыми жители графств Уэльса, Гламоргана и Гвинта, отмечают мрачную середину зимы. Не случайно именно в это время года во всем католическом мире празднуют Рождество с его непременными атрибутами: огнями, украшениями и вечнозелеными растениями, которые отражали трепет человека перед ежегодным чудом смерти и возрождения природы.
 
Сама «Серая кобыла» представляет собой череп лошади, надетый на палку, украшенный лентами с глазами из бутылочного стекла и белую ткань, под которой прячется человек. Подобно прочей нечисти, которая во время Хэллоуина пугает детишек, Мари занимается тем, что дразнит мирных жителей и клянчит еду (а сейчас собирает деньги на благотворительность), распевая под окнами домов песенки не всегда пристойного содержания.
 
Мари Лойд в начале ХХ века, долина Гламорган
 
Остроумие и отвага
 
Как и у многих народных легенд, у Мари Лойд нет четкой истории происхождения. В одном валлийском переводе она названа «Серой кобылой», что связывает ее с различными «бледными» конями из кельтской и британской мифологии, которые могут спускаться в подземный мир. Согласно еще одной версии, традиция также имеет определенное дохристианское происхождение. В Британии лошадь считалась символом силы, плодородия и доблести на поле битвы. В кельтской мифологии животные, способные переходить между миром живых и мертвых, традиционно имеют белый или серый цвет.
 
Рианнон, которую когда-то почитали как богиню лошадей и королеву подземного мира, впервые появляется верхом на большом сером коне в первой части валлийских повестей «Мабиногион». Именно там остроумие и хитрость ценятся даже больше силы, и герои побеждают противника и добывают сокровища как раз своим умом. Также традиционно считалось, что самый темный период года – это время, когда завеса между нашим миром и «потусторонним» становится тоньше, и поэтому существам из одного мира легче пройти в другой. Возможно, Мари Лойд тоже является неким символическим способом почтить этот «потусторонний мир» и наделить Новый год атрибутами силы и плодовитости?
 
Другие исследователи фольклора считают, что эта фигура больше связана с Девой Марией, Матерью Иисуса Христа, поэтому она и появляется на Рождество. Говорят, существует даже жуткая история о кобыле на сносях, которую выгнали из того самого хлева, чтобы освободить место для Марии, которая готовилась произвести на свет Младенца. Правда это или нет, доподлинно, конечно же, неизвестно, но возможно, эта беременная лошадь бродила по ночам в поисках уголка, где можно было бы спокойно ожеребиться, и Мари Лойд – это дань уважения этой бездомной матери-одиночке.
 
Ходячие мертвецы
 
Первое письменное упоминание о Мари Лойд можно найти в книге Дж. Эванса 1800 года «Тур по уголкам Северного Уэльса». Однако обычаи, связанные с использованием черепов животных широко известны во всем мире: они в ходу у коренного населения Аляски, индонезийцев Явы и многих других народностей. Так, в Сьерра-Леоне проходит маскарад Оделай, посвященный священным охотникам. Во время него выносят череп лошади (или любого другого животного, на которое охотятся) на палке, обернутый тканью и украшенный ракушками и пальмовыми листьями.
 
На Ямайке на местное Рождество – Джонсону – на улицы выходят сразу несколько карнавальных персонажей: Коровья голова (которая размахивает рогами), Питчи Пэтчи (танцующий персонаж, покрытый разноцветными полосками ткани), Голова лошади, дьявол, Король с Королевой, Полицейский, Индеец, Жених с Невестой и другие. Правда, ни местные жители, ни туристы вовсе не шокированы данным действом – наверное, потому, что к празднику всю выпечку пропитывают лучшим ромом.
 
Мари Лойд – брутальный прототип современных хобби-хорсов. Экспонат музея Хорниман (Лондон)
 
Стенка на стенку
 
Но вернемся к Мари Лойд. Чучело традиционно изготавливают из настоящего черепа лошади, дерева или даже бумаги. Некоторые умельцы делают подвижной челюсть лошади, чтобы она могла открываться и закрываться, благодаря прикрепленной к ней веревке или рычагу.
 
Подготовка к празднику всегда была общим делом, и многие местные жители участвовали в украшении Мари Лойд. По дворам кобыла бродила не одна: никто не знает, какие персонажи входили в первоначальную группу во главе с серой лошадью, но обычно это были несколько человек в традиционных валлийских костюмах с лицами, измазанными сажей или, наоборот, белой краской. Таким образом, участники действа сохраняли анонимность и дистанцировались от повседневной жизни. Эту традицию чернения или раскрашивания лица, чтобы обрести другой «характер», можно найти в большинстве культур коренных народов Британии.
 
Как и несколько сотен лет назад каждый Новый год лошадь и ее свита прибывают к дверям дома или паба, где поют несколько вступительных куплетов. Затем происходит сражение в остроумии, в котором люди внутри и снаружи обмениваются словесными пике и рифмованными оскорблениями, а в конце битвы, которая может длиться до тех пор, пока сохраняется творческий потенциал обеих сторон, свита Мари Лойд поет еще одну песню. Жители отвечают своими стихами, пытаясь перехитрить Мари и ее банду и не дать ей войти. В конце концов кобылу все же впускают внутрь, ведь это принесет семье удачу в наступающем году и отпугнет все нежелательное из прошлого года. Оказавшись внутри, компания вновь распевает песни, получает угощение от хозяев, но сохраняет свой озорной норов – может своровать что-то или отпустить пару непристойностей.
 
Современная Мари Лойд (элемент шоу) в замке Динефвр (Лландейло, Уэльс)
 
Грязные песни
 
Промышленная революция и рост религиозности оказали серьезное влияние на традицию Мари Лойд. Шествие приобрело дурную репутацию из-за случающихся пьянства и вандализма участников обряда: проповедники выступали против продолжения этой языческой и варварской практики, а валлийцев призывали вместо этого сделать что-нибудь полезное – например, принять участие в Эйстетвод – местных музыкально-литературных фестивалях. Некий Уильям Робертс, баптистский священник и житель Денбишира (1813–1872), так возненавидел Мари Лойд, что даже написал книгу под названием «Религия темных веков», где назвал обряд полной глупостью и призвал молодых людей того времени больше интересоваться интеллектуальными и «существенными» вещами, такими как чтение и сочинение стихов, эссе, пение и прочее.
 
Однако проповедь возымела противоположный эффект: Мари Лойд не только не исчезла, но стала, наоборот, распространяться дальше. Население Уэльса жадно ухватывалось за фрагменты традиции, и благодаря Робертсу мы теперь можем услышать эти куплеты во всем их истинном великолепии. В некоторых местах, например в Ллантрисанте, оскорбления исчезли, и компания пела только свои куплеты, добавив в репертуар рождественские гимны. В других районах, таких как Лланхарри, Коубридж и долина Гламорган, стороны чередовали английские стихи с рифмами на валлийском. Кобылу с ее свитой еще можно было увидеть во многих деревнях в 1920‑х и 1930‑х годах, но к 1960‑м годам в таких местах, как Пентирч и Пенкоед, выжили лишь немногие.
 
 
Путь к свету
 
Свое второе рождение Мари Лойд получила около 30 лет назад. Фольклорный клуб Ллантрисант возродил эту традицию. Еще одна семья из Ллангвинида до сих пор приходит в таверну Old House Inn в родной деревне со своей Мари, а принимает их уже третье поколение домовла-дельцев. Другие популярные празднования Рождества также проходят в Чепстоу (после ковидного перерыва в 2020 году) в часовне Геллионнен на склоне горы недалеко от Понтардейва, в Ллансое в сельском Монмутшире и в Лондонском валлийском центре. Мари также появляется на местных зимних мероприятиях, фестивалях фонарей и так далее. А в 2000 году городской совет Аберистуита организовал «Самый большой фестиваль Мари Лойд в мире» по случаю миллениума.
 
Одним словом, бояться кошмаров на Рождество не надо – позвольте себе сначала окунуться во тьму, а затем идите вместе с Мари Лойд к свету.