Америка: Загадка Великих равнин // ЗМ №4 (106) 2011

Страны: Америка: Загадка Великих равнин // ЗМ №4 (106) 2011

Автор: Юлия СЕРКОВА

- Я разведчик, - говорит Вождь Краснокожих, - и должен скакать на заставу, предупредить поселенцев, что индейцы идут. Мне надоело самому быть индейцем. Я хочу быть разведчиком.

- Ну, ладно, - говорю я. - По-моему, вреда от этого не будет. Мистер Билл поможет тебе отразить нападение свирепых дикарей.
- А что мне надо делать? - спрашивает Билл, подозрительно глядя на мальчишку.
- Ты будешь конь, - говорит разведчик. - Становись на четвереньки. А то как же я доскачу до заставы без коня?

О. Генри  «Вождь Краснокожих»

Поворотный момент

Свирепый индеец в боевой раскраске, издавая громкий клич, скачет во весь опор на своем скакуне – именно такая картина представляется мальчишкам, романтикам и поклонникам вестернов всех времен и народов. Парадоксально, но факт - индейцы Северной Америки узнали, что это за зверь -  лошадь лишь в начале XVIII века, и это знакомство кардинально изменило жизнь большинства племен, обитавших в великих степях от реки Миссисипи до Скалистых гор. Приобретение лошади индейцами можно сравнить с технической революцией в нашем обществе, которая произошла благодаря изобретению и повсеместному распространению автомобиля. Почти сразу они нашли гораздо более эффективный способ охоты на бизонов, которые играли важнейшую роль в жизнеобеспечении народа на этой огромной территории. До начала 1700-х годов равнинные индейцы во всем полагались лишь на собак, да на самих себя: собаки помогали им охотиться и кочевать, но огромные стада бизонов все равно передвигались гораздо быстрее пешего человека. На обширных равнинах охотники не могли подкрасться к добыче незаметно. Конечно, некоторые особо удачливые использовали волчью шкуру в качестве маскировки или гнали стадо в пропасть, но эти меры все равно были малоэффективны. Поскольку стада бизонов сезонно мигрировали, передвигаясь на значительные расстояния, чтобы выжить, индейцам так же приходилось идти вслед за ними - верхом на лошади охотник получил возможность передвигаться быстрее, чем бизон, и это дало ему огромное преимущество. С помощью лошади почти в одночасье, как по мановению волшебной палочки, индейцы нашли способ обгонять бизонов, эффективно воевать и перевозить тяжелые грузы.

Легкие сердца

Впервые индейцы увидели лошадей и всадников с приходом конкистадоров: сначала они представлялись дикарям единым целым, эдакими многоголовыми чудовищами, но по мере продвижения испанцев на север Мексики (и после того, как индейцы меткими выстрелами из лука научились выбивать их из седла) страх перед мифическими «богами» отступил. Индейские племена начали захватывать лошадей у колонистов, но лишь затем, чтобы убить их и съесть.

Со временем индейцы оценили всю ценность этих животных, научились ездить верхом и даже разводить их, занимаясь примитивной селекцией. Именно появление лошади наилучшим образом изменило жизнь индейских племен. Дело в том, что у индейцев было принято оставлять умирать слишком слабых старух, которые не могли переносить долгие пешие переходы. Когда старая женщина становилась обузой, люди возводили для нее палатку, давали ей мясо и хворост для костра и уходили. Они не могли таскать старых женщин ни на своих спинах, ни на собаках, которые просто не выдержали бы. Оставленные старухи сидели в своих палатках, пока не кончалась еда и не затухал костер, а затем умирали в одиночестве. С пожилыми мужчинами было иначе. Когда они становились слишком старыми и не могли более заботиться о себе, то надевали лучшие одежды и отправлялись на войну, часто в одиночку, пока не находили шанса умереть в бою. Иногда эти старики уходили с отрядами молодых воинов и искали возможности погибнуть с оружием в руках. Все это изменила лошадь, ведь даже старики могут ездить верхом.

Крылатый конь прерий

Легенды индейских племен описывают лошадей, как удивительных, неземных созданий, высоких и тонконогих, обладающих поистине магической силой. Они назывались Небесные Псы или Священные Собаки, а главной мифической фигурой стал Белый жеребец. В провинции Манитоба (Канада) в Санкт-Франсуа-Ксавье установлен памятник этому легендарному коню, известному также как Белый Мустанг, Белый Конь Прерий, Белая Молния, Призрак Равнин, Белый Иноходец, Крылатый Конь Прерий и т.п. Согласно легенде, у вождя племени ассинибоайн была прекрасная дочь, и однажды два вождя соседних племен – сиу и кри -  пришли просить ее руки. Вождь племени кри предложил отцу девушки удивительный подарок – белого, как снег, жеребца, который был сильнее огня и быстрее ветра и мог обходиться без воды и еды четверо суток. Соблазн был так велик, что вождь согласился, но не все в племени были довольны этой сделкой. Особенно негодовал шаман, который помнил старые разногласия с кри и считал позорным, породниться с врагом предков. Он совершил магический обряд и тайно предупредил обиженное племя сиу о дне свадьбы. В день церемонии гордый жених прибыл на сером жеребце и преподнес белого коня отцу своей будущей невесты, но внезапно на горизонте показалось облако пыли – это было разгневанное племя сиу, жаждущее возмездия. Отец девушки закричал: «Спасайтесь! Это ваш единственный шанс! Берите лошадей и бегите!» Жених вскочил на серого, а невеста на белого жеребца и они помчались прочь. На равнине белый конь легко оторвался от преследователей, но девушка придержала его, чтобы муж на сером жеребце смог ее догнать. В этот момент стрелы сиу настигли влюбленных и пронзили их сердца. Индейцы поймали серого коня, но белый ускакал и исчез в прериях. С тех пор, гласит легенда, душа девушки вселилась в белого жеребца, который и по сей день продолжает вечно странствовать по Великим равнинам. Еще много лет индейцы были уверены, что лошади с белыми пятнами являются потомками того самого Белого коня - духа прерий.

Умнее собаки

Несмотря на красивые легенды, в реальности индейские лошади выглядели иначе: за несколько веков потомки грациозных испанских скакунов превратились в низкорослых крепких пони. Их рост в холке составлял около 140-150 см, они отличались легкой костью, округлым туловищем, короткой спиной, маленькими твердыми копытами, подвижными ушами и крупными, ясными глазами с большим белком. Такие лошади были необычайно выносливы, резвы и при этом очень легко обучаемы. Известно, что индейцы не просто ездили верхом, но и учили своих лошадей, как собак, целому ряду команд. Например, было очень важно, чтобы во время боя конь спокойно стоял рядом с хозяином, когда тот спешивался. Если лошадь убегала, то всадник, во-первых, терял ценное животное, а, во-вторых, мог просто погибнуть в окружении врагов. Для того чтобы избежать этой участи, индеец тренировал своего коня заблаговременно: он на скаку останавливал лошадь и спрыгивал, держа в руках накинутую на ее шею веревку. Если конь пытался убежать, всадник сильно дергал веревку на себя. Лошадь испытывала боль и через некоторое время приучалась всегда стоять рядом с воином, даже если вокруг кипел бой. Умение боевого коня стоять спокойно было необходимо индейцам еще и затем, чтобы стрелять из ружья или осматривать окрест­ности, стоя ногами на спине животного. Некоторые племена достигли поразительных успехов в этой «дрессировке»: так, пиеганы приучили лошадей пить по команде (цоканье языком), а если лошадь отказывалась пить, это означало, что вода плохая и нужно найти другой источник. Индейцы племени кроу обучили коней кататься в траве после водопоя, если человек хлопал себя ладонями по бедрам, а лошади команчи и вовсе умели показывать ушами опасность. При приближении животного лошадь поводила ушами попеременно, если же конь чуял человека, то поводил обоими ушами вперед.

Подстелить соломку

Сами индейцы поначалу обучались ездить верхом достаточно своеобразно: один человек медленно вел коня в поводу, в то время как второй сидел на лошади и при этом держал в руках два длинных шеста, опираясь на них, чтобы не упасть. Однако, несмотря на такой осмотрительный метод обучения с подстраховкой, индейцы быстро преуспели в верховой езде. Например, индейские лошади, даже на полном скаку, прекрасно управлялись без уздечки, что приводило европейцев в настоящий восторг. Для того чтобы повернуть, индейцу достаточно было лишь слегка наклониться в нужную сторону. Помимо этого, лошади были обучены самостоятельно преследовать зверя или человека, подобно собаке – от всадника требовалось лишь хлопнуть коня по крупу – дальше он мог просто сидеть, а конь сам несся вслед за добычей.

Магия символов

Сначала вместо седла индейцы накидывали на спину лошади одеяло или шкуру, а вместо уздечки использовали тонкий ремешок, но позднее научились делать амуницию не хуже европейской. Седла изготавливали твердые - с каркасом из рога или дерева и мягкие – в виде кожаного мешка, набитого шерстью; стремена так же вырезали из дерева и оборачивали кожей.

Женские седла предназначались для длительных переходов, поэтому были более глубокие с высокими луками. К седлу крепили оружие, походные сумки и детские люльки, а во время долгих походов – волокушу, на которую клали скарб или больных и немощных членов племени.

В торжественных случаях лошадей богато украшали – надевали седло, уздечку и нагрудник, расшитые бисером, а иногда в дань уважения, даже уборы из орлиных перьев. Перед битвой, индейцы рисовали на шкуре животных священные символы: круги вокруг глаз улучшали зрение лошади, молнии на ногах – придавали резвости, а стрекоза обещала неуязвимость.

Сила цвета

Как уже говорилось ранее, прародителями индейских пони стали лошади конкистадоров, которые положили начало современной породе American Paint Horse. Эти сильные и энергичные лошадки отличались не только великолепными рабочими качествами и добронравием, но и бесконечным разнообразием окраса, что так ценилось у индейских племен. Масть пейнтов включала в себя комбинацию белого окраса с цветом любой конской масти – вороной, рыжей, гнедой, буланой и т.п. Не менее популярными у индейцев были коренастые низкорослые пятнистые лошади породы пинто, название которой произошло от испанского слова «Pintado», что означает «окрашенный». От пейнтов пинто отличаются тем, что не привязаны к какой-либо конкретной породе, поскольку главным критерием для них является масть, следовательно, лошади пинто могут быть любой породы – как говорится, от чистокровной верховой, до мини-хорса. Таким образом, большинство пейнтов могут быть зарегистрированы как пинто, но не все пинто подходят под определение American Paint Horse.

К заслугам племени палуза можно отнести создание породы аппалуза – высоких, стройных пятнистых лошадей чубарой масти. Позднее активным разведением аппалузы занялось племя нез персов, которые были признаны самыми известными селекционерами Великих равнин. Еще одно племя, каюсы, вывели собственную породу лошадей: это были высокие и грациозные лошади однородной серой, темно-гнедой или буланой масти. Примечательно то, что эти лошади отличались потрясающей резвостью и бурным темпераментом – именно поэтому многих резвых и темпераментных лошадей долгое время назвали каюсами, хотя исконная порода не сохранилась.

Индейцы придавали огромное значение и масти лошади: так, высоко ценились двухцветные пинто, которые, по мнению воинов, совмещали в себе силу и ум двух животных. Племя неперсе отдавало предпочтение белым и крапчатым аппалузам, кайова-апачи в качестве боевого коня выбирали лошадей рыжей масти, а чирикауа-апачи самыми смелыми и резвыми находили вороных. Помимо этого, сиу считали наиболее выносливыми меринов или кобыл, в то время как команчи ездили только на жеребцах.

Американское наследие

Сложно переоценить тот огромный вклад, который лошадь внесла в жизнь индейцев: и на войне, и в быту лошади всегда были рядом со своими хозяевами, помогали и спасали жизни. К сожалению, во время столкновений индейских племен с белыми американцами множество этих прекрасных животных погибло или разбежалось, многие породы исчезли. Спустя десятилетия поклонники индейских пони по крупицам начали восстанавливать утраченное  - так появились ассоциации аппалузов, пейнтов и пинто, и сейчас предки настоящих индейских лошадей вновь радуют своих почитателей по всему миру.