Автор: Юлия Серкова
Издавна кареты, запряженные парой или четверкой лошадей, были важнейшим и излюбленным средством передвижения знати. Конечно, в настоящее время они утратили былую актуальность, однако на официальных мероприятиях монархи Европы и по сей день не прочь вспомнить прошлое и предстать перед публикой при полном параде. Глава датского государства, королева Маргрете II, не исключение - а помогают ей в этом скакуны из Королевских конюшен при королевском дворце Кристиансборг.
Страницы истории
Королевские конюшни, которые ко всему прочему включают в себя каретный сарай, расположены в историческом сердце Копенгагена - на крошечном острове Слотсхольмен в старой части города. На протяжении веков они обеспечивали датскую королевскую семью торжественным транспортом во время государственных и праздничных мероприятий. В период расцвета конюшен число лошадей доходило почти до трехсот, однако в двадцатом веке их постепенно вытеснили автомобили. Сегодня в конюшнях обитает менее двадцати лошадей, которые используются на парадах, королевских свадьбах, во время государственных визитов, празднования Нового года и т.п.
Славный век
Первое упоминание о конюшнях относится к 16 веку: в 1590 году иностранный путешественник писал, что насчитал пятьдесят две лошади в большом комплексе зигзагообразной формы, расположенном на Слотсхольмене позади Копенгагенского замка. Во время правления короля Кристиана V, бывшего ярым любителем лошадей, в конце 17-го века в Королевских конюшнях насчитывалось около 170 коней и 152 сотрудников. Попасть в конюшню можно было напрямую – из замка в здание вел секретный ход, и короля видели в окружении его любимцев ежедневно. После вступления на престол короля Фредерика IV в 1699 году была проведена большая реконструкция комплекса: в центре появился прямоугольный плац, который окружали новые конюшни и помещения для карет. Кроме того, в период с 1703 по 1705 годы было построено новое здание в стиле барокко, примыкающее к каналу Фредериксхолмс, где разместились конюхи и прочий персонал, обслуживающий Королевские конюшни. Это здание по-прежнему существует, и сегодня там находится Министерство образования и Министерство по вопросам гендерного равенства и по делам церкви.
Новый облик
Вскоре после своего вступления на престол в 1730 году король Кристиан VI приказал снести устаревший Копенгагенский замок, чтобы освободить место для нового дворца в стиле барокко, получившего название Кристиансборг. Конюшни также были снесены, и на время ремонта лошадей перевели в помещения при дворцах Фредериксберг, Шарлоттенборг и замке Розенборг. Новые и существующие до сих пор Королевские конюшни были построены в период с 1738 по 1745 годы архитекторами Элиасом Дэвидом Хэуссером и Николаем Эйгтведом. Новый комплекс включал в себя открытый плац, крытый манеж и конюшни в общей сложности на 87 верховых и 165 упряжных лошадей. Количество лошадей достигло своего пика в 1789 году, когда в конюшнях насчитывалось 270 голов.
Традиции и современность
Королевские конюшни мало изменились с течением времени: они пережили два пожара, охватившие дворец в 1794 и 1884 годах. Некоторые из зданий сохранились неизменными до сих пор с момента их отделки мраморными колоннами в 1746 году. Если вы приедете в Копенгаген сейчас и посетите Кристиансборг, позади дворца вы увидите два изогнутых, симметричных крыла. В одном крыле располагаются конюшни для королевских лошадей, начиная с середины 1700-х годов, а в другом крыле, столь же старом, с высокими потолками, находится манеж размером 20 х 60 метров. Между крыльями, соответственно, размещен открытый плац. С 2007 по 2009 годы конюшни снова подверглись основательной реконструкции , поэтому сейчас они выглядят более современно и соответствуют требованиям действующего законодательства по защите животных.
Сапожник без сапог
Интересно то, что первоначально Королевские конюшни функционировали как конный завод. Он был основан королем Фредериком II в 1560-е годы и был знаменит тем, что поставлял лошадей королевским домам Европы. Именно там разводили лошадей благородных кровей, которые использовались для верховой езды, охоты и работы в упряжи. Сегодня большую часть «королевской конницы» составляют кладрубы из Чехии и лошади датской теплокровной породы, хотя это не всегда было так. На протяжении веков почетное место в упряжи во время основных государственных праздников занимали лошади местной породы фредериксборг . Первые производители были завезены на завод из Испании и постепенно скрещивались с близкой родственницей испанских лошадей, неаполитанской. Полученным лошадям также приливали кровь восточных и британских полукровных жеребцов. Фредериксборги были умны и элегантны и прекрасно подходили для работы в манеже и службе в кавалерийских частях. Порода оказалась настолько популярной, что лошадей начали активно экспортировать в другие страны Европы. Это привело к инбридингу и серьезному истощению племенных ресурсов, и в первой половине девятнадцатого века было принято решение прекратить разведение фредериксборгов. К счастью, фредериксборги не исчезли благодаря частным заводчикам, которые до сих пор выращивают в их Дании.
Из Чехии с любовью
Сейчас в Королевских конюшнях живут восемь кладрубов, потомков лошадей, привезенных из Восточной Богемии, города Кладрубы над Лабем в Чехии. В прежние времена серые лошади особо ценились и были желанным украшением любого торжества и запряжки для королевских особ. Как уже говорилось выше, инбридинг привел к исчезновению местных серых лошадей в начале 1900-х годов, и король Кристиан X решил позаимствовать несколько голов этой масти, когда пересек границу для воссоединения Северного Шлезвига с Данией в 1920 году. Выбор пал на лошадей кладрубской породы, которые рождаются темными и полностью светлеют к 6-7 годам. Так, в 1994 году в Королевских конюшнях появились первые представители этой породы.
В штатном режиме
Королевские конюшни по-прежнему функционируют: там работают конюхи, королевский кучер, грумы (лакеи) и бегуны. Бегуны использовались буквально и по назначению: так, они должны были бежать рядом с каретой для дополнительной безопасности и чтобы подчеркнуть, что внутри едут важные пассажиры. Конечно, сегодня над ними так не издеваются, и бегуны едут на запятках кареты. Сотрудники конюшни ухаживают за лошадьми, которых работают ежедневно, по крайней мере, час в день на плацу, в манеже или на улицах Копенгагена. С середины июня до начала августа коней отправляют на выпас. Кроме того, кареты без пассажиров каждый день прогоняют по улицам города, чтобы лошади привыкали к городской суете и уверенно двигались при большом скоплении народа и автомобилей.
Карету мне, карету!
Датская монархия располагает целым рядом карет, большинство из которых выставлены в Королевских конюшнях, когда не используются. Конюшни открыты для посещения и включают в себя музей, где можно оценить коллекцию исторических королевских карет и экипажей середины 1700-х до конца 1800-х годов и новых, более легких повозок. В музее, можно, среди прочего, увидеть ландо 1906 года, которое использовалось во время свадьбы королевской четы в 1967 году и наследного принца и наследной принцессы в 2004 году. Другие прекрасные экземпляры включают в себя карету вдовствующей королевы Юлианы Марии 1778 года и многое, многое другое.
Золотая колесница
Безусловно, самым известным экспонатом музея является Золотая карета, в которой королевская чета отправляется из Амалиенборга во дворец Кристиансборг на традиционный новогодний прием. Она была построена для Кристиана VIII каретником Генри Файфом в 1840 году. Карета покрыта 24-каратными золотыми пластинами, имеет четыре позолоченные короны на крыше и государственный герб на дверях. Внутри она отделана мягкой обивкой и рассчитана на двух человек. Увидеть карету в действии может каждый: каждый год впереди на жеребцах с красными попонами в голубых гусарских мундирах с шашками наголо едут королевские гвардейцы, за ними офицеры в красных длинных мундирах на кладрубах в белых попонах, и далее следует Золотая карета, где сидит королева и ее супруг и приветственно машут публике. За каретой вновь следуют офицеры и замыкают процессию гусары. В общем, можно сколько угодно рассуждать о красоте Королевских конюшен и их обитателей - лучше один раз приехать и увидеть все своими глазами!