«Викинг» – это историческая сага о раннем русском Средневековье. В основе сюжета фильма – единственный древнерусский письменный документ о том периоде, дошедший до наших дней, – «Повесть временных лет». Сценаристы не стали его реконструировать буквально, но сохранили все ключевые события, упоминаемые в летописи. Богатым источником информации также стали византийские хроники, «Алексиада» Анны Комнины и скандинавские саги.
Жажда власти заставляет родных братьев браться за оружие. Три родных брата – Владимир, Олег и Ярополк – делят между собой три крупнейших княжества Руси. Идя на поводу своих воевод и считая необходимым начать объединение государства, Ярополк начинает поход против своих братьев, отказавшихся добровольно сложить оружие. В ходе отступления Олег погибает, затоптанный лошадьми. Будущего крестителя Руси – Владимира вынуждают к мести...
В исторических полотнах такого масштаба, с грандиозной массовкой и трюками, конечно же, в огромных количествах заняты лошади. Однако работа с ними в кадре – момент крайне ответственный, и после серьезного размышления эта роль была отведена специалистам из ближнего зарубежья. Каскадеры казахстанской группы «Номад» под руководством Жайдарбека Кунгужинова, в свое время великолепно зарекомендовавшие себя на съемках у Сергея Бодрова-старшего «Кочевник» и «Монгол» и успевшие поучаствовать в ряде западных проектов. Команда привезла на съемочную площадку два десятка своих трюковых лошадей. Часть животных нашлась на месте съемок – в Крыму. В масштабных сценах «Викинга» одновременно снималось до сотни животных.
Изначально Жайдарбека пригласили на площадку как «хорсмастера» исключительно для работы с лошадьми, но в ходе съемок ему предложили стать и постановщиком трюков. Каскадеры «Номада» отличаются универсальностью – они исполняют практически все виды трюков: работа с огнем, драки, фехтование, но асами считаются именно в конных трюках. В своей команде Жайдарбек гордится каскадерами, которые хорошо заваливают животных на галопе или подсекают лошадей через голову. Они выполняют и другие элементы, но именно в этих им нет равных.
Среди лошадей тоже есть «профи» – далеко не все животные подходят для исполнения трюков. Лучше всего себя зарекомендовали полукровные лошади. Для этого местную казахстанскую породу скрещивают с «арабами» и орловскими рысаками. У них лучше мышечный каркас, крепкие кости, и они значительно спокойнее чистокровных, что очень важно при работе в шумной и напряженной обстановке съемочного процесса.
«Самое сложное – это конные трюки. Сейчас на рынке мало конных каскадеров, потому что профессионалов необходимо содержать и много времени уделять тренировкам, – рассказывает Жайдарбек. – Нам повезло, что у нас есть такая возможность. К тому же ребята горят идеей, поэтому мы и получаем результат. Группе необходимо постоянно находиться в тонусе.Если мы не снимаемся, то обязательно работаем в шоу, чтобы поддерживать животных в форме. Ведь их нельзя, как машину, поставить в гараж, через три дня они могут все забыть».
К слову, на подготовку одного трюка может уйти до недели. После тренировок и подробных репетиций каскадеры полностью отрабатывают ту или иную сцену, снимают ее и отправляют смонтированное видео режиссеру на утверждение. Это значительно экономит время на площадке: Андрей Кравчук мог сразу же вносить коррективы. Однако подобные изменения хороши для режиссера, но порой трудновыполнимы для каскадера, так как им важно «не перегореть».
Одним из сложнейших трюков стало падение лошади с моста. Внизу, там, куда сталкивали лошадь, были натянуты маты. Высота составила восемь метров! Но это далеко не предел. В послужном списке «Номада» есть и двадцатитрехметровый прыжок с лошадью в воду. Поэтому, в случаях, когда другим каскадерам для выполнения чего-то подобного требуются тросы, ребята из группы Кунгужинова «опираются» на собственный опыт. «Естественно, это опасно, – поясняет Жайдарбек. – Ведь если, например, машину можно контролировать, то с лошадью все гораздо сложнее, и подготовка тут имеет огромное значение».
Впрочем, в оттачивании навыков верховой езды на съемках традиционно нуждались и актеры. К тому же фильм исторический и, соответственно, верхом в кадре появляются почти все персонажи. Самым опытным всадником среди актеров оказался Игорь Петренко, его роль, к слову, потребовала провести в седле очень много времени.
«Все наши четвероногие друзья были профессорами в киношном деле. Во всяком случае те, что достались нам, актерам. Лично мне выбора не предлагали, просто указали на «моего» и сказали: отличный конь! – вспоминает Игорь Петренко. – Я сел и убедился, что так оно и есть, – он просто замечательный! Но, вообще, на протяжении съемок я работал не с одним животным постоянно, а аж с тремя. И вот один конь в ряде сцен был настолько вялым, настолько трудно посылаемым в галоп, тяжелым на эмоциональные движения, что мне вместо стека пришлось аккуратно использовать ножны меча. Это помогало дать ему легкую острастку. Хороший вариант оказался! Меч железный, достаточно длинный, и, держа руку на поясе, при этом удобно легонько бить по крупу… С другой стороны, в этой лошади я всегда мог быть уверен, когда спешивался: что бы ни происходило вокруг, она продолжала стоять на месте. В то время как кто-то из ее резвых и нервных товарищей мог ускакать».
К слову, режиссер настоял, чтобы каскадеры и исполнители главных ролей бились именно на железных мечах, хотя это и более травмоопасно. Проблем не возникло. Однако и профессионалам свойственны страхи. Жайдарбек поделился своими: «Для меня было сложно поставить лошадь на „свечу“ и опрокинуть на себя. На лошади я делал многое: прыгал, скакал, пролезал под животом, но опрокидывать ее на себя первое время было страшновато. Дело в том, что нельзя падать раньше лошади, нужно, чтобы вы падали вместе, и только за полметра до земли ты понимаешь, куда она упадет: на тебя или сбоку от тебя. И только тогда принимаешь решение выкрутиться в другую сторону».
За рубежом подготовка каскадеров к одному фильму, как правило, занимает два месяца, чтобы после длительных репетиций уже можно было начать съемки. В России, к сожалению, этим пренебрегают, но Андрей Кравчук дал каскадерам достаточно времени на подготовку, именно поэтому все получилось.
«Я очень переживал за сцену с огненными колесами, – вспоминает Жайдарбек Кунгужинов. – Там очень много массовки: все бегут, падают, горят, кричат, лошади вокруг мечутся… Но сняли без проблем! Легче, чем некоторые элементарные вещи. Например, лошади у меня пару дней отказывались делать „свечу“. Просто переставали работать! Хотя это элементарно, мы это даже трюком не считаем».
Мы знаем, что спортсмены часто наделяют своих партнеров человеческими качествами, заботятся о них, как о собственных детях, и готовы ради любимой лошади сделать все, что угодно. Каскадеры также не понаслышке знают, как важно наладить контакт с животными.
«Есть ленивые, есть хитрые, есть злые и добрые – они, как люди, – продолжает Жайдарбек. – У меня есть лошадь, которая каждый раз „подсекается“ со злобой, как истинный каскадер. Некоторые подсекаются один раз и больше не хотят. Кто-то может притвориться, что хромает, хотя на свободе будет бегать абсолютно „ровно“. У каждого каскадера есть свой, подходящий именно ему партнер. Агрессивную лошадь я даю более спокойному человеку, ленивую – импульсивному, – должен сохраняться баланс, они должны работать синхронно. Ведь невозможно бороться с трехстами килограммами, если ты с ними не договорился. Если ты не уверен, что твоя лошадь будет лежать, то, скорее всего, она этого не сделает. Мы впервые снимали сцену, где лошади лежали в грязи, и я точно знал, кто из них пойдет на это. Им не нравилось, но они терпели. Далеко не все будут так подчиняться».
На съемках «Викинга», к счастью, ни одно животное не пострадало, но у любого каскадера, к сожалению, найдутся истории, которые заканчивались не самым благополучным образом. «Номады» выстраивают работу крайне аккуратно и расстаются со своими лошадьми только по причине их возраста. Однако порой невозможно предвидеть всего: «На съемках фильма „Монгол“ у нас была сложная работа в горах. На высоте 3 тыс. м над уровнем моря, в условиях разреженного воздуха, у одного из коней не выдержало сердце. Шел после работы на конюшню и просто упал – настоящий боец. Я впервые в жизни видел, чтобы взрослый мужчина-каскадер плакал. Бывают моменты, когда мы теряем своих партнеров, – это очень-очень грустные истории».
Работа на съемках с лошадьми никого не оставляет равнодушными. Режиссер «Викинга» Андрей Кравчук здесь не составил исключения: «Раньше я, как и многие, считал лошадей просто средством передвижения на четырех ногах. Но эта лента показала мне, как я ошибался. У каждой лошади свой характер, что-то она любит, что-то – нет, она может быть трудягой или симулянткой… Тут они чем-то напоминают актеров-людей. Ты видишь, когда она сердится, а когда она в игривом настроении. Это умное, сильное и красивое животное. И потрясающее ощущение: когда их много, ты просто чувствуешь, как земля дрожит под ногами».