Страны: Италия: лошади из сапога // ЗМ № 6 (38) 2003

Республика Италия – Reppubblica Italiana – государство на Юге Европы, в центральной части Средиземноморья, с трех сторон омывается морями (Адриатическим, Ионическим, Тирренским, Лигурийским и Средиземным). На территории Италии, составляющей 301 тыс. кв. км вместе с Апенинским полуостровом, островами Сицилия, Сардиния и другими более мелкими, проживает более 57 млн. человек и около 1 миллиона лошадей, из которых зарегистрировано чуть меньше половины.
 

Италия – удивительная страна, и дело вовсе не в том, что весь мир благодарен итальянцам за превосходное вино и вкусную пиццу, миллионы болельщиков сходят с ума от Феррари, итальянской обуви давно нет равных, а любой ребенок знает что такое Коза Ностра. Нет другой такой узнаваемой нации, с такой яркой историей, неповторимой архитектурой и непревзойденным темпераментом. Великая нация не могла не внести свою лепту в формирование культуры мирового коннозаводства.
    Итальянцы не представляют себе жизнь без азарта, и пусть скачки не могут обогнать по популярности футбол, ипподромов в Италии великое множество, а зрителей считают на миллионы. И если законодательницей скаковых испытаний по праву считается Великобритания, то великим коннозаводчиком всех времен и народов считается итальянец Федерико Тезио, который ввел новые критерии подготовки и разведения скаковых лошадей.
   Всего, по подсчетам современных специалистов, кровь лошадей завода Федерико Тезио присутствует у 75% представителей современного чистокровного поголовья в мире.
   Итальянцы, как никакая другая нация, ценят людей, внесших вклад в конную индустрию страны. А своих победителей в различных видах конного спорта они готовы носить на руках и увековечивать в бронзе еще при жизни. Например, такой чести удостоился самый титулованный жокей современности – Фрэнки Деттори. Он уже давно покинул Италию, выступает на лучших ипподромах мира и на родине появляется редко, но каждый итальянец готов бросить все дела, дабы увидеть выступления своего земляка, которые транслируются, как правило, по всей стране.
    Кроме людей, чьи имена уже навсегда вписаны в историю страны, итальянцы очень трепетно относятся к лошадям, а уж своих рекордистов и выдающихся производителей они чтут и помнят вечно...
Фотографии лучших рысистых и скаковых лошадей Италии – не редкость на первых страницах газет, а прогуливаясь по городу легко можно увидеть надпись на заборе примерно следующего содержания: «Варенн, мы тебя любим!» И Варенн действительно достоин всеобщей любви нации. мировой рекордист, ему на протяжении многих лет нет равных не только на дорожках Италии и Европы, но и Америки.
    Итальянское спортивное  коннозаводство пусть и не выходит за рамки своей страны и не так популярнно и авторитетно, как немецкое, но это не мешает итальянцам с особой трепетностью относиться к своим исконно родным национальным породам. И тут не последнюю роль играет организация UNIRE – Национальный Союз улучшения пород лошадей.
   Основная задача этой организации регистрировать, контролировать и финансировать итальянских коннозаводчиков. Во многих странах эта миссия возложена на государственные структуры, что влечет за собой хронический  дефецит бюджета. Итальянцы очень практично подошли к решению этой проблемы. Благодаря прекрасно организованному тотализаторному бизнесу (так называемая игра вне ипподрома), который возглавляет UNIRE, оборот на скачках и бегах исчисляется в миллиардах евро, и определенный процент  отчисляется на развитие национального коннозаводства. UNIRE контролирует и координирует все финансовые потоки от ипподромов к коннозаводчикам, естественно, при условии, что последние должны выполнять все требования по регистрации и разведению пород.
   Таким образом поддерживается заведомо убыточное разведение местных пород, выделяются дотации для полукровного коннозаводства на покупку баснословно дорогих производителей, организуются конные выставки, крупнейшая из которых, «Фиера Ковали», традиционно проходит в начале ноября в Вероне.
   Также UNIRE, контролирует проведение конноспортивных соревнований и многочисленных шоу, как национальных пород, так и всемирно популярных, например, арабских. А полные отчеты о проделанной работе любой желающий может прочитать в выпускаемом этой организацией информационном бюллетене. Все эти публичные мероприятия как нельзя лучше прививают с детства любовь к лошади.  Благодаря усилиям UNIRE на ипподромах страны разыгрываются призы с солидными денежными вознаграждениями, и это далеко не последний фактор для поддержки стимула коннозаводчиков заниматься любимым делом.
    Конечно, у итальянского коннозаводства есть свои проблемы, и все не так хорошо, как кажется с первого взгляда, но чего не отнять у этой веселой нации, так это оптимизм и безграничную любовь к лошади.


На ком ездят итальянские ковбои?

Хорсе инкогнито

     Настоящего расцвета коневодство Италии достигло в XVII веке. Тогда наибольшую известность приобрели лошади неаполитанской породы, которые, в свою очередь, произошли от арабских, берберийских и испанских пород. Возможно, современные мареммано являются их потомками.
   В 1979 году была создана Национальная Ассоциация маремманских лошадей, и с появлением в 1980 году студ-бука началась систематическая регистрация и селекция мареммано. Лошадей этой породы начали разводить в Тоскане, и по сей день на них ездят «butteri» – итальянские пастухи. Кстати итальянские ковбои в качестве постушьих лошадей используют еще одну породу Толефтано, но эти лошади сохранились только в самых отдаленных уголках Италии. По внешнему виду мареммано и толефтано напоминают наших карачаевских лошадей, они выносливы, неприхотливы и довольно спокойны; голова сухая, чуть с горбинкой. Мареммано  используют в конном туризме и в любительском конном спорте. В настоящее время поголовье этих лошадей, сосредоточенно в областях Гроссето, Тоскании и Лацио.

Любимцы детей

   Первая информация об этой породе датируется 1864 годом: описание небольших, коренастеньких и достаточно однородных по типу лошадей, пасущихся на территории от Апеннин западной Эмилии до Лунигианы. Название породы произошло от места ее происхождения – города Барджи в районе Пармезанских Апеннинов.
   В 1977 году, с введением студ-бука, были определены типичные характеристики Барджиано. Табунный принцип разведения этих неприхотливых лошадок остался актуальным и на сегодняшний день, хотя их использование стало намного шире. Барджианские лошади прекрасно ходят в упряжке, им нет равных по пересечению холмистых местностей под седлом туристов, а за небольшой рост и покладистый характер их очень любят дети.

Старейшина коневодства

   Еще одна итальянская порода – мурджезе – старейшина в коневодстве, ее возраст насчитывает, по меньшей мере, 500 лет. Во времена превалирования испанской культуры на территорию страны стали ввозиться лошади восточного и арабского происхождения, которые должны были улучшить местное поголовье.
   На протяжении своей истории порода неоднократно была на грани исчезновения, и современная ее версия существует лишь с 1926 года, когда был создан Центр жеребцов-производителей в Фоджио, а также организован Институт по поддержке национального конезаводства Италии в Пуглио.
Сегодня мурджезе – легкая упряжная лошадь, она используется в драйвинге среднего уровня, а также как верховая, для конного туризма, для этого ее улучшают чистокровными верховыми или европейскими теплокровными лошадьми.
    Лошади породы мурджезе обладают, как правило, живым темпераментом, яркой внешностью и легким телосложением. Они некрупные – рост в холке редко превышает 163 см, чаще – рыжие, но встречаются и другие одноцветные масти.

Грузовая Феррари

    Сходный по типу с арденами итальянский тяжеловоз – первая в Италии порода тяжелых сельскохозяйственных лошадей. На севере Италии, в Ферраре во второй половине XIX века, в результате смешения крови неаполитанцев с арабской и хакне, получилась легкая, активная, рабочая лошадь. Затем возникла необходимость в более тяжелых и мощных лошадях для нужд сельского хозяйства и артиллерии. Тогда селекционеры стали добавлять в породу кровь грузных булонцев, першеронов и бельгийских тяжеловозов.
   В 1920-е годы, благодаря прилитию крови бретонских и норфольских лошадей, порода, наконец, обрела свой нынешний вид. В 1961 году была открыта племенная книга итальянских тяжеловозов. Допущенным к регистрации лошадям ставят тавро – лестница с пятью ступенями на фоне щита.
Итальянские тяжеловозы, или как их называют сами итальянцы агрокультурные лошади, разводятся в областях Венетто, Лацио, Эмилия Романия, Умбрия и Абруццо, а также в южной Италии.

Веяния востока

     Салерно – это крупная спортивная лошадь в типе английских полукровных, отличающаяся хорошими движениями на всех аллюрах и неплохими прыжковыми задатками. Эта порода возникла в результате удачных скрещиваний старых пород Италии с восточными и английскими лошадьми. Уже в XVIII веке в государственном конном заводе Персано разводили лошадей на неаполитанском базисе, а в конце XIX века приступили к скрещиванию с восточными жеребцами. Лучшие результаты принесло использование чистокровных и полукровных жеребцов из Англии, которое позволяло получить хороших кавалерийских лошадей. В 1972 году конный завод Персано был закрыт, но возникли достаточно значительные частные хозяйства, например Морезе, где были получены такие выдающиеся лошади как Посиллипо (золотая медаль по конкуру в личном зачете Олимпиады 1960 года), Мерано и Фиорелло, которые успешно выступали под седлом итальянца Раймондо де Инзео.

Рыжие островитяне

     Калабрезская  лошадь родственна салернской. Это лошадь среднего калибра, восходящая к неаполитанской. сегодня калабрезы находятся под сильным влиянием современных европейских спортивных пород, разводятся на острове Сицилия, в провинции Калабрия. Прочные ноги с короткой пястью и крепкими копытами обеспечивают калабрезам эластичные движения и неплохие прыжковые качества.

Пример здоровья

    В XVII веке в Сицилию была импортирована англо-нормандская лошадь, от которой произошла легкая верховая порода СанФрателло. Высота cанфрателло в холке составляет около 160 см,  укрупненный тип этой породы часто используется как спортивная лошадь, а при скрещивании с мареммано и чистокровной получают итальянскую верховую породу, которая прекрасно зарекомендовала себя в пробегах благодаря своим уникальным способностям к адаптации.
   Отличительной особенностью cанфрателло является хорошее здоровье и умение противостоять климатическим изменениям, характерным для гор в окрестностях Мессины, где они традиционно разводятся.

Маленькие долгожители

     Порода итальянских пони – Авелиньез – произошла от лошадей, оставленных армией Людовика VI в 1342 году. Предками авелиньез, изначально разводимого в Сарентино и Веностале, были тяжелые альпийские холоднокровные. Все лошади этой породы произошли от родившегося в 1837 году жеребца El Bedhavi XXII арабской породы, от которого так же произошли и хафлингеры.
  Особой популярностью эти пони пользуются в горных районах Италии, ведь авелиньез – типичный горный пони с уверенным шагом, послушный и прекрасно приспособленный к суровому горному климату. Рост авелиньез обычно не превышает 150 см в холке, а их интеллигентная и красивая голова указывает на арабское влияние.

Исчезающие пони

    Название пони, живущих на свободе, произошло от вулканического плато Джиаро на острове Сардиния, где были впервые замечены дикие табуны небольших лошадок с необычайно густой гривой и длинным хвостом. В настоящее время зарегестрированно 402 особи джиарских пони, чуть больше сохранились пони  ЭСПЕРИЯ, которые проживают на южной части Лацио, их 624 особи. Самая малочисленная популяция пони, которая находится на грани полного исчезновения, это пони ди Монтеруфолли, которые обитают в Тоскании. На сегоднешний день их насчитывается всего лишь 77 голов.
    Бережное отношение итальянцев к своим национальным породам отнюдь не мешает им с успехом разводить лошадей других стран. Например, немецкие хафлингеры распространены по всей територии Итталии и их количество приближается к 10000 голов. Не менее популярны и испанские породы, так, андалузов часто используют в выездке. В последнее время растет популярность и американских лошадей: пятнистые  пинто и аппалузо все чаще появляются на итальянских фермах, где их хозяева, облачившись в ковбойскую одежду, тренируются ездить вокруг бочки. Итальянское коннозаводство, как и вся культура Италии, богато традициями, дошедшими до нас из глубины веков, а уникальность и неповторимость каждой породы делают его более интересным и притягательным.

Лошади Римской Империи

   Древние римляне очень любили и ценили лошадей, о чем говорит вся древнеримская культура и исскусство. А неотъемлемой частью второго после хлеба желания жителей Рима были заезды на колесницах. Правда не всегда лошади были предметом восхищения окружающих. Например, отличающийся крайней жестокостью и самодурством римский император Гай Юлий Цезарь Германик, по прозвищу «сапожок», что более привычно для нас звучит как Калигула, умудрился настроить общественность не только против себя, но и против лошади.Гай, как часто именуют Калигулу, по преданию назначил своего коня консулом (высшая государственная должность), поправ тем самым честь и достоинство членов сената.Но из-за «одной паршивой овцы все стадо резать не стоит». Нельзя судить о древних римлянах по одному только поведению императоров. Были в Риме умы, которым и по сей день не найти равных, ведь одни такие «калигулы» не смогли бы построить Великую Римскую Империю, которая просуществовала более тысячи лет.

Наемная кавалерия

   Древние римляне были большими любителями и ценителями лошадей. Именно они изобрели «конскую сандалию» – некий кожаный башмак, который был прямым предшественником подковы, появившейся только в XVIII веке нашей эры. Вместо седел римляне использовали «эппиум» – специальный чепрак (толстая, особым образом выделанная кожа) с толстой подкладкой. Но, несмотря на то, что «одевать» и «обувать» лошадей жители Рима умели, они так и не позаботились о создании собственной кавалерии, пользуясь услугами дешевых наемников. Безусловно, содержание большого поголовья лошадей удовольствие дорогостоящее, но с другой стороны кавалерия в те времена была практически полным гарантом безопасности. В итоге Рим пал из-за жадности правителей, римские легионы отступили под натиском варваров, главной стратегией которых была стремительная кавалерийская атака.


Римско-Питерские Диоскуры

    С 146 года, после разгрома римлянами Ахейского союза, Риму подчинялась Греция, ставшая с 4 века н.э. основной частью Восточной Римской империи – Византии. Поэтому в современной Италии не могли не сохраниться упоминания о таких событиях. Например, на площади Монте-Кавалло в Риме, напротив Квирипальского дворца установлена статуя повелителя лошадей – Кастора.
    Мифологические братья Диоскуры Полидевк и Кастор были великими героями Греции: первый – искуснейшим кулачным бойцом, не знавшим себе равных, второго никто не мог превзойти в искусстве править колесницей и смирять самых неукротимых лошадей. К слову, в Санкт-Петербурге, через 10 лет после завершения строительства Конногвардейского манежа (в 1817 году) на постаментах перед портиком были установлены мраморные скульптурные группы Диоскуров, выполненные в Италии скульптором Паоло Трискони – копии с античных оригиналов в Риме.

Кони-путешественники

   В Греции около III в. до н. э. были изваяны четыре громадных бронзовых коня, покрытых внушительным слоем золота. Потом их переправили в Рим, где они стояли на одной из триумфальных арок (возможно, это случилось в I в. при Нероне, который вывез из Греции огромное количество скульптуры). Затем кони обосновались в Константинополе (вероятно, по приказу Константина Великого, обобравшего чуть ли не все города Римской империи, ради украшения основанной им новой столицы) и заняли место на воротах ипподрома. В Венецию многострадальные лошади-путешественники попали в 1204 году из разгромленного Константинополя. В XIV веке их копии установили на крыше преддверия собора Святого Марка, а подлинники обосновались внутри собора.
   Во время I Мировой войны дорогие скульптуры с помощью канатов бережно сняли с крыши собора и, укутав в неприметные полотнища, всю войну прятали внутри здания, надеясь на защиту Святого Марка. По окончании боевых действий величественные кони вернулись на крышу преддверия собора, где и по сей день с высоты взирают на многочисленных туристов четырьмя парами умных глаз.

Первый камзол

   Когда по противоположной от трибун стороне дорожки движутся яркие разноцветные точки, не составляет труда определить фамилию фаворита или аутсайдера, достаточно знать цвета конюшни или владельца, представитель которой в данный момент участвует в заезде или скачке. Сейчас никому не приходит в голову задуматься, кто придумал разноцветные камзолы для жокеев и наездников, ведь эта картина давно привычна глазу. Оказывается, в Древнем Риме участники состязаний на лошадях выступали в ливреях разных цветов. Мозаика, которую вы видите на фотографии, с изображением лошади и человека в шлеме – древнеримского возницы – принадлежит к коллекции мозаик, где римские возницы предстают каждый в своих цветах (этот одет в зеленоватую ливрею), поэтому вопрос о пионерстве в изобретении цветовой градации не возникает.

Спасибо императору.

   Марк Анний Катилий Север, вошедший в историю под именем Марка Аврелия, родился в Риме 26 апреля 121 г.; а в 139 г. был усыновлен императором Антонием Пием. В 178 г. Марк Аврелий вместе со своим сыном Коммодом возглавил поход против германцев, и ему удалось достичь больших успехов, но к сожелению, грандиозным планам не дано было сбыться, началась чума в римских войсках. 17 марта 180 г. Марк Аврелий заразился смертельной болезнью и скончался на Дунае в Виндобоне (современная Вена). На Капитолийской площади в Риме стоит памятник Марку Аврелию – единственная сохранившаяся античная бронзовая конная статуя. Статуя уцелела только потому, что ее считали изображением императора Константина Великого, который покровительствовал христианам и был всегда глубоко почитаем ими.

Пол-лошади

   В Байи, в Археологическом музее флегранских полей находится найденная в мизенском храме конная статуя Домициана, переделанная в статую Нервы – на доспехах можно прочитать, что до Нервы на лошади был Домициан. Домициан – римский император из династии Флавиев, из-за ущемления прав сената вызвал против себя оппозицию аристократии и был убит в результате дворцового переворота. После смерти Домициан был проклят, что повлекло за собой уничтожение всех следов, служащих увековечиванию личности. Благодаря тщательной переработке статуя стала изображать его преемника – Нерву. От воздвигнутой статуи лошади сохранились только голова, передние ноги и левое заднее копыто, но это единственная дошедшая до нас большая композиция (всадник и лошадь) того времени, изображающая вздыбленную лошадь.

Под опекой государства

    Разнообразные схемы финансирования, предоставляемого Национальным Союзом улучшения пород лошадей (UNIRE) и, составляющего в последнее время около 7 миллионов евро ежегодно, направлены на поощрение приобретения ценного племенного материала за рубежом и отправки кобыл к ведущим производителям Европы. Кроме того, UNIRE обеспечивает формирование призовых сумм на скаковых и рысистых ипподромах страны (сам Союз финансируется благодаря отчислениям от развитого тотализатора, оборот которого составляет около 2,5 миллиарда евро).


Все началось с колесниц

     Организованные конные соревнования бытовали в Италии со времен Древнего Рима, когда в эпоху цезарей одним из самых популярных, зрелищных и опасных развлечений были состязания колесниц. По мнению величайшего итальянского коннозаводчика Федерико Тезио, лошадей принимавших участие в этих соревнованиях, уже можно в определенном смысле называть скаковыми, поскольку от них в первую очередь требовался предельно резвый галоп. Между прочим, именно из императорского Рима первые лошади восточного происхождения попали на Туманный Альбион, где они, безусловно, оставили свой след в местном поголовье.
     Характерная особенность географического положения Италии – как бы на полпути между мусульманским Востоком и Британскими островами – стала причиной того, что в XVI веке эта страна была чем-то вроде перевалочного и фильтрационного пункта на пути восточных и, в первую очередь, арабских лошадей в Англию, сыграв, таким образом, немаловажную роль в создании чистокровной верховой породы.
    Так, в 1533 году Бальдасаре Кастильоне, посол герцогства Мантуи при дворе Генриха VIII, посоветовал своему суверену Фредерику II направить в дар английскому королю восточных лошадей. Посол был знатоком конного дела, увлекался скачками и даже посылал на родину письменные инструкции своему жокею. Другое итальянское герцогство – Савойское, расположенное на границе с Францией, и, считавшееся в те годы родиной лучших скаковых лошадей на Апеннинах, также отметилось своим подарком, прислав Генриху несколько кобыл арабских кровей.
   Связи с Италией играли большую роль и в дальнейшем – в 1575 году граф Лестер, фаворит и конюший королевы Елизаветы, пригласил в Англию из Неаполя синьора Просперо д'Осма, который считался одним из признанных авторитетов в области коннозаводства. Д'Осма некоторое время руководил племенным делом в королевском заводе, а по окончании своей миссии оставил заметки, описывавшие проделанную им работу и примененные при этом методы.
       В средние века скачки в Италии пользовались большой популярностью. В Риме о проходивших там некогда «варварийских» или «берберских» скачках напоминает историческое название главной улицы – виа дель Корсо (буквально «Путь дорожки»), ведущей по историческому центру города от Пьяцца Венеция до Пьяцца дель Пополо и имеющей длину 1,6 километра.

Пример, достойный подражания

   Современной организации чистокровного коннозаводства Италии, пожалуй, можно позавидовать – в этой стране действует четкая отлаженная система. Все владельцы племенных кобыл объединены в единую организацию – Итальянскую национальную ассоциацию заводчиков чистокровных лошадей (ANAC), основанную в 1920-х годах. Официальный статус ассоциация получила в 1981 году, когда после соответствующего изменения структуры была признана государством. В настоящее время в ANAC состоит более 400 членов. Деятельность ассоциации развивается по трем основным направлениям: установление и поддержание контактов с другими организационными структурами, издательское дело (под эгидой ANAC выпускается журнал «Чистокровная верховая лошадь в Италии») и проведение аукционов.
     Большинство из трехтысячного поголовья маток находится в центральных провинциях Варезе, Новара, Парма, Сиена, Перуджа, Рома и Латина (впрочем, разведением чистокровных лошадей занимаются и в других местностях, включая Сардинию и Сицилию). Жеребцов-производителей в Италии около 200, и цены на случку с ними в среднем колеблются от нескольких сотен до нескольких тысяч евро. По официально опубликованным сведениям самым дорогим производителем Италии в 2003 году был восьмилетний Мутамам (Даршаан–Петал Гел, полусестра известного Мтото, дважды выигравшего Эклипс), победитель Канадиан Интернэшнл и призер Бридерс Кап Турф, до этого простоявший один сезон в Национальном заводе Великобритании. Мутамам используется в ведущем конном заводе Италии Беснате, основанном недалеко от Милана в 1899 году. «Компанию» ему составляют: внук Сэдлер'с Уэллса Баратеа Гест (4000 евро), чемпион спринтеров Италии Импревидибиле (2000 евро), двукратный чемпион майлеров Мориджи (3000 евро) и сын Алледжеда Шанту, победитель английского Сент-Леджера 1996 года.
     Своим девизом владельцы Беснате выбрали «Мы предоставляем вам свободу... выбрать нас!», но помимо этого завода есть другие хозяйства, где стоят высококлассные, по современным европейским меркам, жеребцы. Среди них итальянский дербист и победитель Премио делла Репубблика Централ Парк (от Ин Зе Уингза), известный спринтер Колледж Чэпел (от Шарпо), выигравший в Европе 5 групповых скачек, победитель Белмонта Данциг Коннекшн (от Данцига), английский дербист 1992 года Др. Дивьес (от Ахонуры), чемпион производителей Италии 2001 года Руа Данциг и другие.
    Активная политика UNIRE привела в последнее время к значительному повышению среднего класса чистокровного поголовья, выступающего на итальянских ипподромах. В 2002 году ,впервые за много, лет рожденные и тренированные в Италии лошади выиграли большинство разыгранных в стране групповых скачек – 13 из 25, причем им досталось три из пяти призов 1-й группы для лошадей трех лет и старше. Дербистом в том году стал Ракти, происходящий от случки выводной из Англии кобылы с английским же производителем Полиш Преседентом (в этом сезоне он, будучи продан японскому владельцу, не без успеха скакал в Великобритании, где занял второе место в Принс Оф Уэльс Стэйкс за Найефом).
   Широкую известность приобрели также двухлетний Ла Ви деи Колори (2-е место во французском Гран-Критериуме), Санстрак (Премио Рома), Алтиери, который «побил» в призе Мессидор будущего победителя Бридерс Кап Майл Доумдрайвера и Слэпшот,  уступивший лишь ноздрю чемпиону спринтеров Континенту в призе Лоншанского Аббатства.
   Главной же итальянской звездой последних лет, равной которой по классу не появлялось как минимум со времен победителя Триумфальной Арки Тони Бина, стал Фэлбрав. Рожденный в Ирландии от Фэйри Кинга и Гифт Оф Зе Найт он был выращен в заводе итальянского коннозаводчика Лючано Салиса и поступил в тренинг к старейшине тренерского цеха Милана Лючано д'Аурии. Трехлеткой Фэлбрав занял второе место в Дерби, уступив английскому гастролеру Моршди, а в следующем году одержал две победы в скачках 1-й группы – Премио Президенте делла Репубблика и Гран Премио ди Милано. Под занавес сезона он выиграл престижнейший Кубок Японии, после чего жеребцом заинтересовался сам Теруя Йошида, владелец ведущего конного завода Японии Шадаи. Он приобрел часть прав собственности на Фэлбрава и перевел его в английскую конюшню известного тренера Луки Кумани – к слову сказать, уроженца Италии. В нынешнем сезоне пятилетний жеребец выиграл во Франции приз Испаан, в Англии – Эклипс и Интернэшнл Стэйкс, где оба раза оставил в побитом поле знаменитого Найефа, и уступил всего шею Хай Чэперрелу в ирландской Чемпион Стэйкс. По завершении карьеры Фэлбрав отправится в Японию, где будет использоваться производителем в Шадаи.

В Италии 17 скаковых ипподромов, 21 – рысистый и 4 – объединенных. Крупнейшие скаковые ипподромы: Сан-Сиро в Миланеи Капанелле в Риме. Большинство ипподромов расположено в таких крупнейших городах Италии, как Милан, Турин (где ипподром носит имя Федерико Тезио), Рим, Флоренция и Неаполь. Кстати, 17 рысистых ипподромов по своему географическому расположению тяготеют к восточному, адриатическому побережью страны, а скаковые – к западному, тирренскому.

Великий Деттори

    В конце 2000 года Ланфранко Деттори был награжден почетным знаком ордена «Члена Королевской Империи» (MBE). К настоящему моменту Фрэнки, рост которого равен 160 см, а скаковой вес 52 килограммам, выиграл в Англии и во всей Европе практически все, что возможно, за исключением, пожалуй, одного лишь постоянно ускользающего от него и от «Годолфина» Эпсомского Дерби.
   Ланфранко Деттори  родился 15 декабря 1970 года в Милане. Свою первую победу Фрэнки одержал в возрасте 16 лет на Туринском ипподроме в ноябре 1986 года, а будущим летом праздновал успех уже в Британии. В 1989 году он стал чемпионом среди учеников и первым тинейджером после Лестера Пиггота, которому удалось одержать более 100 побед в сезоне, и с этого момента его карьера долго шла только по восходящей. С 1994 года Деттори находится на контракте первого жокея у шейха Мохаммеда аль Мактума и корпорации «Годолфин», и в том же сезоне он впервые выиграл чемпионский титул, одержав 223 победы. Фрэнки повторил успех и на будущий год, а в 1996-м вошел в историю, выиграв все семь скачек престижного сентябрьского митинга в Аскоте. С тех пор он стабильно входит в десятку лучших жокеев Великобритании, выступая при этом на «годолфиновских» лошадях по всему свету. Исключением стал только 2000 год, когда Деттори чуть не погиб в авиакатастрофе.

Основоположник скакового тренинга

   Что можно рассказать о человеке, которому мир обязан разработкой и введением методов треннинга скаковых лошадей? Не все ли этим сказано? Именно Федерико Тезио или «Чародей из Дормелло», как часто его называют, первым придумал тренировать скаковых лошадей в высокогорье, так как там разреженный воздух, и именно этот человек написал гениальную книгу по скаковому тренингу – настольное издание каждого человека, так или иначе причастного к скачкам...
   Завод Дормелло на берегу озера Маджоре был основан в 1898 году, и уже в 1904-м лошадь, рожденная у Тезио, стала третьим призером итальянского Дерби, а еще спустя семь лет он праздновал первую победу в этой скачке с Гвидо Рени. Всего с 1911 по 1966 год его конюшня 24 раза выигрывала Дерби, заняв также 14 вторых и 8 третьих мест – достижение, по сей день никем не превзойденное и не повторенное. С 1932 года Федерико и Лидия Тезио вступили в партнерство с другой семьей итальянских заводчиков – Марио и Кларис Инчиза, после чего их лошади начинают выступать под именем Тезио-Инчиза. В этих цветах скакал и Неарко, проданный после победы в Гран-при де Пари в 1938 году за рекордную по тем временам сумму – 60 тысяч фунтов.
   Скаковая карьера этого жеребца была безупречной – он одержал 14 побед в 14 стартах, стал итальянским дербистом и обыграл во Франции победителя Эпсомского Дерби Буа Русселя и Силласа, выигравшего приз Жокей-Клуба. Роль, которую сыграл Неарко в заводе, настолько известна, что достаточно будет ограничиться одной цифрой – 37% победителей английских классических скачек с 1944 по 1996 год были его прямыми потомками, и этот процент пока снижаться не собирается (в сезоне 2003 года только «1000 Гиней» достались представительнице другой крови, а все остальные четыре скачки на счету «неарковцев»).
   Много лет спустя, оглядываясь на прожитые годы и достигнутые успехи, Тезио писал: «Моей целью было вывести и воспитать лошадь, которая смогла бы пронести самый тяжелый вес по любой дистанции в кратчайшее время». Наверно, Рибо был наиболее близок к идеалу «суперлошади» Тезио, но он уже не застал блистательных успехов сына Тенерани на скаковой дорожке, скончавшись весной 1954 года.

Звезда турфа

    Бытует мнение, что из Италии выходит примерно по одной суперклассной лошади в десятилетие. Такой звездой турфа в 60-е годы был Молведо, в 70-е – Сэрлэд, в 80-е – Тони Бин. Прошлая декада оказалась не такой урожайной, зато в начале нынешней на ипподромах Европы появился Фэлбрав, одержавший несколько безоговорочных побед над лучшими лошадьми ирландских финансовых магнатов и арабских шейхов. Однако главной гордостью итальянских скачек навсегда остался великий Рибо, названный в одной из публикаций о нем «шедевром Федерико Тезио».
   В своем первом скаковом сезоне 1954 года Рибо, победив в Гран Критериум, был признан чемпионом Италии среди двухлеток. В четырехлетнем возрасте, сын итальянского дербиста Тенерани, достиг поистине легендарного статуса, выиграв все семь своих стартов, включая Гран Премио ди Милано, приз Короля Георга VI и Королевы Елизаветы и Триумфальную Арку.
   Рибо закончил выступления  непобежденным, одержав 16 побед в 16 стартах. Его заводская карьера также сложилась более чем успешно – он стал выдающимся производителем, основателем собственной линии и отцом многочисленного классного потомства.
В нашей стране представителей его линии почти не было, но в «Восходе» небезуспешно продуцировал Уитстед, выигравший три ранговые скачки и занявший третье место в Гран-при де Пари.

Итальянец из Питера

      Итальянцы, прибывшие в Россию в поисках сокровищ, известны каждому школьнику. В России и ближнем зарубежье сложно найти человека не видевшего этот прекрасный фильм. А вот после революции было с точностью да наоборот. Питерский наездник Александр Финн, покинув родину и, прихватив с собой мешочек алмазов, с группой орловских лошадей прибыл в Италию.
    Именно наш соотечественник, по кличке «Грязная свинья», получивший ее за свое любимое ругательство, стал первым профессиональным наездником Италии. Александр Финн  познакомил итальянских коллег с профессиональным тренингом рысистых лошадей и хронометром. Впоследствии питерский мастер подготовил многих знаменитых итальянских наездников.

Уникальная лошадь

     Имя Джампаоло Минуччи известно не только в Италии, но и во всем мире. Своей популярностью этот наездник обязан лучшему сыну Вайкики Бич и Ямаз, рожденному в 1995 году в заводе Жана Пьера Дюбуа и Джузеппе Виана великолепному Варенну.
    Безусловно, Варенн – уникальная лошадь. За свою беговую карьеру он всего один раз не попал в число призеров, но тогда он выступал под управлением другого наездника. В 2001 году этот крупный костистый жеребец установил новый мировой рекорд в призу – 1.51,1 – на американском ипподроме Медоулендс.
    На счету Варенна и Джампаоло победы в самых престижных призах мира, в том числе в призе Америки, а общий выигрыш этой лошади за всю беговую карьеру составляет около 4 миллионов евро.

Италия – родина конкура. Не верите?

      В конце XIX века в классической выездке конкурной лошади, с точки зрения управления лошадью, бушевали бури: сторонники хорошо известных и проверенных методов выступали единым фронтом против оппозиции, стремившейся выработать более естественный стиль верховой езды. Коренной переворот в практике и теории выездки удалось осуществить офицеру итальянской армии Федерико Каприлли, которого по праву считают основателем современной школы конкура.
     После обучения в военном училище и получив славу великолепного кавалериста, Федерико начал применять новые методы обучения в военном училище в Пинероло. Группы будущих офицеров теперь тренировались не в манеже, а в окрестностях городка, делая акцент на полевую езду. Успехи нового метода говорили сами за себя, и вскоре аналогичная система была введена во всех кавалерийстских училищах Италии. Федерико Каприлли был исключительно практиком, после его загадочной смерти в 1907 году во время верховой прогулки, осталась только небольшая статья.
В начале века в Италии конкур и троеборье переживали настоящий расцвет, благодаря системе подготовки офицеров в военных училищах. До середины прошлого века конный спорт был практически полностью армейским спортом, и в соревнованиях участвовали только кадровые военные.
    Для обучения лошади в итальянских военных училищах повсеместно использовались искуственные банкеты и стенки, наряду с теми естественными препятствиями, которые встречались в сельской местности. Итальянцами также были изобретены кавалетти, которые позволяли выработать ритм, баланс, равновесие на прыжках у лошади и всадника. Не удивительно, что в начале XX века итальянские спортсмены добивались значительных успехов именно в конкуре и троеборье.

Олимпийские братья

      Вторая золотая эпоха итальянского конкура связана с именами двух братьев Д’Инцео – Пьеро и Раймондо. Старший брат, Пьеро, участвовал в восьми Олимпиадах: был обладателем бронзовой медали в индивидуальном и серебряной медали в командном зачете в 1956 году (на лошади Уругвай), серебряной медали в личном и бронзовой в командном зачете в 1960 году (на лошади Рок).
     Его младший брат – Раймондо, был в олимпийской сборной Италии 7 раз. В 1956 году он опередил брата на одну ступень пьедестала почета и стал серебряным призером Олимпиады в личном зачете (на лошади Мерано). Через 4 года на Олимпиаде в Риме, Раймондо смог завоевать самый почетный спортивный трофей – золотую медаль в личном зачете. В тех соревнованиях Раймондо стал единственным участником, кому удалось преодолеть весь маршрут без ошибок.
   Братья Д’Инцео родились в семье с сильными конными традициями. По настоянию отца, кадрового военного, мальчики начали учиться верховой езде в 9 лет. В 1942 году Пьеро поступил в Итальянскую военную академию, а еще 4 года спустя, он впервые попал в состав сборной Италии по конкуру. Раймондо избрал для себя другой путь: до начала службы в кавалерии он два года учился на инженера и впервые появился на конкурной арене в составе сборной в 1947 году. Оба брата были разносторонними конниками. На своей первой Олимпиаде 1948 года в Лондоне Раймондо выступал сразу в двух дисциплинах: конкуре и троеборье.
      В 1952 году в Хельсинки пришел черед Пьеро попробовать свои силы в троеборье (6 место). К слову, кроме выступлений в конкуре и троеборье Пьеро Д’Инцео также играл в поло, скакал стипль-чезы, и был очень неплохим моряком.
     На Олимпиаде в Сиднее 2000 года вклад братьев в конный спорт был отмечен необычным способом. Австралийский город Ливерпуль, где во время Игр жили 120 итальянских спортсменов и официальных лиц, присвоил нескольким улицам в новом районе имена братьев Д’Инцео.

Кумиры современности

     А теперь от истории обратимся к нашему времени. Одним из ведущих конкуристов Италии является Роберто Ариолди – пятикратный чемпион Италии. Причем Роберто удавалось сохранять за собой этот титул четыре года подряд. Этот конкурист интересен тем, что сам для себя разводит и покупает лошадей.
      Другой, не менее известный итальянский всадник – Джерри Смит. На турнирах, уровня Олимпийских игр, чемпионатов мира и Европы, Джерри, к сожалению, не блистал, зато на других крупных турнирах по всему миру он почти не опускается ниже третьего места.
     Несмотря на отсутствие в итальянском спорте звезд первой величины (Джани Говони занимает 36 место в рейтинге конкуристов, Пиа Лаус-Шнайдер – 52-е в рейтинге спортсменов по выездке), конный спорт в Италии необычайно популярен, количество международных соревнований выросло с 22 в 1994 году до 61 в 2000 году.
     В последние несколько лет на итальянской земле проходило множество крупных конноспортивных турниров, включая Всемирные конные игры. Ежегодно в этой стране проводятся этап Кубка Наций (Рим) и этап Кубка Мира (Верона), а в 2005 в небольшом городке Сан-Патриджано пройдет чемпионат Европы по конкуру. Пожалуй, за всю свою историю чемпионаты не проводились в столь необычном месте.
   Конноспортивный комплекс Сан-Патриджано находится на территории крупнейшего в Европе центра по реабилитации людей, страдающих наркотической зависимостью, основанного в 1978 году недалеко от Римини. Основатель центра, Винченцо Муччиоли, также занимался разведением лошадей, будучи уверенным в том, что общение с лошадьми и верховая езда являются прекрасным терапевтическим средством. Поэтому, с самого основания, развитию конного центра уделялось особое внимание.

     Вот и закончилось наше небольшое путешествие по Италии – стране с двумя действующими вулканами – Этной и Везувием... стране, где в одном городе поместились 400 мостов... стране, где находится францисканская церковь Санта Гроче, расписанная великим Джотто ди Бондоне, которую называют Пантеоном Флоренции, и где похоронены Микеланджело Буонарроти, Николо Маккиавелли и Джоаккино Россини.
    Уже в начале знакомства с Италией выводы стали напрашиваться сами собой. При грамотной организации конной индустрии, когда поддерживаются слабейшие и контролируются сильнейшие, в целом, коннозаводство страны идет вперед. Когда национальные производители обеспечивают потребности конников  необходимыми и качественными товарами, когда обилие престижных турниров и соревнований позволяет составлять свой план выступлений без долгого пребывания в других странах, появляется стимул и желание работать с лошадьми у себя на Родине и появляется гордость за свое национальное коннозаводство.

 

Дополнительные материалы по теме:

Сардиния - остров конных карнавалов // ЗМ №2 (115) 2012

Сардиния. Конная феерия Сардинии // ЗМ № 6 (38) 2003