Автор: Екатерина Штатнова
Номер журнала: ЗМ №6(108)2011
Если бюджет скромен, а желание заниматься конным спортом велико, то должность «работающего ученика» может стать первой ступенью в вашей спортивной карьере. На спортивных конюшнях дополнительная пара рабочих рук никогда не бывает лишней, и многие, в том числе и именитые спортсмены в Западной Европе, готовы не только принимать помощь, но и платить за нее уроками мастерства. Но не нужно обольщаться – жизнь «работающего ученика» подходит не каждому.
Ненормированный рабочий день, маленькая зарплата и бесконечный физический труд являются непременными атрибутами должности «работающий ученик», но, имея любовь к лошадям и серьезные намерения стать профессиональным спортсменом, многие молодые люди выбирают эту работу как стартовую площадку. Программы для учеников существуют во многих спортивных конюшнях Европы, но их качество и условия работы сильно различаются. Хорошие программы дают возможность ее участникам получить огромный практический опыт и изучить конный бизнес изнутри, но многие работающие ученики после года, проведенного на конюшне у мэтров, не чувствуют ничего, кроме усталости и разочарования. Избежать неприятных ситуация поможет вдумчивое изучение существующих предложений и общение с теми, кто уже побывал в роли ученика в приглянувшемся вам месте.
Дешевая рабочая сила
Как правило, в обмен на шестидневную рабочую неделю ученики получают проживание и постой для их собственной лошади, а также несколько часов тренировок и участие в семинарах и уроках. Если у ученика нет возможности привезти свою лошадь, ему может быть предложена одна из лошадей с конюшни, где он будет работать. Прежде чем начинать обдумывать возможность поступить в обучение, нужно четко осознавать, что впереди будет много ситуаций, когда хозяева будут требовать от ученика выполнять гораздо больший объем работ, чем тот, к которому изначально готов ученик. В самом худшем случае хозяева вообще не заинтересованы в обучении молодых людей, и рассматривают их исключительно как дешевую рабочую силу.
Рабочий день ученика начинается в семь часов утра, и заканчивается только вечером. Стандартный круг обязанностей включает в себя кормление и поение, чистку, выполнение несложных ветеринарных процедур, а иногда – и отбивку денников. Дополнительно ученика могут нагрузить уборкой конюшни, уходом за амуницией, заказом кормов, помощью ковалю и ветеринару.
Кофе, сэр!
В зависимости от уровня подготовки и опыта верховой езды ученикам также могут доверить отработать лошадь на корде или под седлом, размять ее перед тренировкой и отшагать после. Многие молодые люди, прошедшие стадию ученичества, вспоминают, что в круг их обязанностей входила не только работа по конюшне, но и приготовление кофе, ответы на телефонные звонки и поездки за покупками.
Не нужно забывать о том, что дело ученика – в точности выполнять предписания тренера или спортсмена. Вряд ли на своем месте долго продержится человек, который пару раз забыл вовремя напоить лошадь или поленился пошагать ее после тренировки. На учениках лежит огромная ответственность, ведь в работе со спортивным лошадьми нет мелочей.
Не каждый готов ради нескольких уроков в неделю работать от зари до зари, но для многих молодых людей ученичество стало хорошей стартовой площадкой в большой спорт, ведь редко кто может попасть на Олимпийские игры, не зная, как загрузить лошадь в трейлер, заплести гриву перед стартом или забинтовать ноги. Безусловно, можно нанять опытных людей, кто будет исполнять все эти непростые обязанности, но ничто не может заменить личного опыта и умений.
Советы подмастерью
Тем, кто решил попробовать свои силы в качестве «работающего ученика», можно дать несколько стандартных советов, которые помогут избежать разочарований.
1. Изучайте условия работы. Прежде всего, четко определитесь с тем, что вы хотите получить от своей новой должности. В любом случае, это не та работа, на которой можно обогатиться, и в этом нужно отдавать себе отчет. Начните переговоры с максимально подробного выяснения условий работы, особенно относительно количества тренировок под руководством спортсмена или тренера, к которому вы нанимаетесь. Лучше всего отдать предпочтение конюшне с большим количеством лошадей разного уровня – опытных спортивных, молодых лошадей, а также лошадей, которые готовятся на продажу. На таких конюшнях вы сможете получить гораздо более обширный опыт верховой езды.
2. Постарайтесь пообщаться с людьми, кто уже прошел через ученичество на интересующей вас конюшне. В эпоху Интернета сделать это не так сложно, как кажется на первый взгляд. Лучше собрать несколько мнений, и вывести для себя «среднее арифметическое», принимая во внимание, что разные ситуации люди могут воспринимать по-разному.
3. Не стесняйтесь задавать вопросы, если вам что-то не понятно как устраиваясь на работе, так и уже оказавшись на конюшне. Максимально подробно опишите свои пожелания будущему хозяину, и постарайтесь узнать, что он ждет от вас. Например, если вы хотите принимать участие в соревнованиях, узнайте, нужно ли будет за это платить дополнительно, и как часто возможны выезды.
4. Игнорируйте негативные эмоции и не давайте втягивать себя в местные интриги. Опыт приобретается как в позитивных, так и в негативных ситуациях. У вас будет большой объем работы и тратить время на бесконечные обсуждения различных малозначимых происшествий – не самая лучшая идея. Нужно принимать во внимание, что если вас что-то категорически не устраивает, то лучше заняться чем-то другим или менять место работы. Спортсмен и/или тренер вряд ли будет менять налаженный распорядок из-за недовольства ученика.
Программы «работающих учеников», давно и прочно занявшие свое место в конном спорте Западной Европы, пока еще не прижились в России, поэтому если вы решили попробовать свои силы, то готовиться придется заранее – выучить язык, выбрать конюшню, позаботиться о визе. «Работающие ученики» - это не только долгие часы тяжелой работы, но и уникальная возможность увидеть мир большого конного спорта изнутри и стать его частью.