Драйвинг, или упряжная езда, – это один из семи видов конного спорта, включенных в программы национальных и международных соревнований под эгидой Международной федерации конного спорта (FEI).
Он очень похож на троеборье, только препятствия преодолеваются драйверами на экипажах, в которые лошади запрягаются одиночно, парно, четвериками или тандемами. Этот вид спорта находится в числе самых красивых и выигрышных. Он поражает зрителей аристократичностью, нарядностью экипажей, драйверов, подтянутостью лошадей. О том, как проводятся соревнования, по каким правилам, мы расскажем в следующем номере, а сейчас обратимся немного к истории и постараемся проследить развитие упряжной езды в мире, и в России в частности.
Лошадь сопровождает человека на всем его историческом пути. В древности, как и в настоящее время, она могла быть и «предметом первой необходимости», и символом престижа. Что касается экипажей, то историю их развития в числе прочего описывает в своей «Книге о лошади» князь Урусов. Так, телеги, например, существовали еще за 2 тыс. лет до н. э. В те времена кузов крепился непосредственно к осям, и потому такие приспособления не могли быть слишком удобны. В крытых четырехколесных повозках, запряженных четвериками, ездили древние персы. Они использовали экипажи как в мирных, так и в военных целях. Упряжь и повозки пышно украшались.
В 680 году до н.э. в программу Олимпийских игр входили бега колесниц. Но четырехколесные повозки были и в Греции уже в начале V века до н.э. В Древнем Риме такие повозки тоже были распространены, использовались они, в основном, для обыкновенных переездов и перевозки клади. Одновременно с ними во времена Империи в Риме существовали двухколесные триумфальные колесницы, на которых полководцы-победители торжественно въезжали в город. Запряжены они, как правило, были четверкой серых лошадей, правда, Нерон, возвращаясь из Олимпии, ехал в колеснице, в которую были впряжены десять лошадей веером. Такие же или похожие колесницы использовались для состязаний и религиозных празднеств.
В средние века, эпоху рыцарей, езда в экипажах считалась изнеженностью и казалась рыцарям унизительной, да и состояние дорог было плохим, так что представители обоих полов предпочитали ездить верхом. Поэтому упряжная езда была мало развита, хотя и не вышла совсем из употребления, но экипажами пользовались, в основном, лица королевской крови и представители знатных семей.
В середине XVI века кузов повозки стали прикреплять к стойке при помощи кожаных ремней, а не ставить его непосредственно на оси, как это делалось раньше. И, тем не менее, такое важное улучшение получило вначале весьма малое распространение. В начале XVII века в Германии появилась первая двухместная карета со стеклянными окнами, изготовленная ко дню бракосочетания инфанты Марии Испанской с королем Фердинандом III. Несколько ранее подобная карета была вывезена из Италии во Францию маршалом Бассомпьером. В Швеции первая такая карета появилась еще в конце XVI века.
С этого времени экипажная езда стала стремительно распространяться. В Париже появился человек, по имени Николай Соваж, сдававший внаем лошадей и экипажи. Его конюшню украшало изображение святого Фиакра, поэтому-то, как принято считать, все парижские извозчики называются «фиакрами».
Что же касается России, то она испокон веков была конной державой. Как русский крестьянин, так и военный, и светский человек не мог представить свою жизнь без лошади. Она была другом охотника, пахаря, светского денди, военного. Крестьяне, естественно, пользовались телегами в хозяйстве. Невозможно представить себе народных гуляний без русских троек, украшенных лентами и колокольчиками. В то же время ездили и на дрожках, а царские особы – на нарядных каретах, запряженных парой, четверкой или шестеркой лошадей (цугом, веером и попарно).
Именно в России была выведена первая в мире порода рысистых лошадей – орловский рысак. В 50-х годах XIX в. в России орловские рысаки становятся очень популярными. Наших орловцев активно вывозят за границу, и начинает развиваться рысистый спорт как в России, так и в Европе. Орловские рысаки получают высокие оценки на Всемирных конских выставках, побеждают на международных состязаниях, и российское коннозаводство становится по преимуществу рысистым. Кстати, в настоящее время орловские рысаки также очень ценятся за рубежом. Создаются целые отделения орловцев на лучших конных заводах мира.
Но, несмотря на то, что орловцы – одни из лучших в упряжной езде, экипажи в России с наступлением XX века уходят в прошлое, и такого вида спорта, который сейчас мы называем «драйвинг», тогда еще не появляется. «Для этого есть несколько причин, – говорит заведующий кафедрой коневодства МСХА им. Тимирязева Вадим Алексеевич Парфенов. – Во-первых, это не олимпийский вид спорта, а в советское время налегали на такие виды, за счет которых можно продвинуться на международной спортивной арене; во-вторых, он очень дорогой: экипажи, упряжь, лошади, организация соревнований – все это стоит больших денег и очень многим недоступно. Ну и наконец, этот вид спорта очень аристократичен, то есть с политической точки зрения он, конечно, был непригоден для советских условий. В то время даже бега считались чем-то таким, для богатеев, а не для рабочего класса».
И тем не менее, хоть и на 20 лет позже, чем в Европе, в России упряжная езда как вид спорта все-таки появилась. Сергей Минский и Татьяна Шведова одни из первых дали начальный импульс: увлекли ряд спортсменов этим видом спорта. И в 1998 году в Москве была организована НП Ассоциация «Драйвинг», президентом которой стал Виктор Рышков, занимавший тогда аналогичную должность в Федерации конного спорта Москвы. В сентябре 1999 года в Тверской области, на базе фермерского хозяйства «Станица», прошли первые соревнования по драйвингу. А чуть позже С.Минский и Т.Шведова стали первыми и единственными пока российскими драйверами, поехавшими на турнир за границу. Правда, тогда в Польше нашей паре так и не удалось дойти до финиша. А молодая российская Ассоциация в силу объективных причин не сумела выполнить свои функции и прекратила свое существование около 5 лет назад.
С 1999 года соревнования стали проводиться в Ново-Переделкино, на базе местной конной школы «Орлята учатся летать», по инициативе тогдашнего руководителя КСК «Драйвер» Андрея Летунова, который вовлек Николая Гиржова, директора вышеупомянутой конной школы. В том же году был создан Благотворительный Фонд «Развитие драйвинга России», сейчас он носит название Благотворительный Фонд «Развитие упряжной спортивной езды» (БФ «РУСЕ»). На его базе в Ново-Переделкино и проводятся до сих пор соревнования.
Современное состояние российского и зарубежного драйвинга сильно разнится. У нас соревнования проводятся 1-2 раза в год, в то время как в Европе этот вид спорта очень популярен и соревнования проходят очень часто.
Экипажи российские спортсмены, как правило, привозят из-за границы (Германии, Голландии, Польши). С финансированием у российского драйвинга тоже проблемы... Но, несмотря на трудности, количество команд с каждым годом увеличивается. Например, в Кубке России по драйвингу, прошедшему в июне прошлого года, приняли участие 19 команд из разных областей России.
Впрочем, как известно, спрос рождает предложение: в Москве открылся первый и единственный в России САЛОН КАРЕТ, который занимается возрождением каретных традиций. Интерес к экипажам у владельца салона Сергея Пупынина возник неслучайно: его прапрадед, тоже Сергей Пупынин, в 1866 году открыл мастерскую по изготовлению конных повозок. Мануфактура работала до 1914 года. Первая мировая война, уклад жизни послереволюционной России прервали семейную традицию.
Сегодня САЛОН КАРЕТ вновь приглашает вернуться в мир элегантности и роскоши. Кареты и экипажи на любые случаи жизни удовлетворят даже самый взыскательный вкус – экипажи для отдыха на природе, кареты для свадеб и торжественных выездов, сани и мини-кареты. Экипажи спорт-класса современного дизайна в стиле «хай-тек» предусмотрены для драйвинга и тренинга упряжных лошадей. Эта удобная и легкая повозка, хорошо зарекомендовавшая себя в Европе, найдет свое применение среди Российских драйверов.
Лидерами России на настоящий момент является команда «Каро»: Игорь Лаптев – драйвер, Андрей Любимов – грум. Спортсмены стали чемпионами России в 2004 году. На Европейской арене уже третий год подряд обладателем Кубка мира по драйвингу является Микаэль Фроинд (Michael Freund), Германия, который в 2004 году был награжден FEI призом как лучший драйвер. А наши спортсмены продолжают жаловаться на предвзятое судейство. Президент БФ «РУСЕ» считает, что «в России нет и ростков судейства». По его мнению, в идеале судьей должен быть бывший драйвер, участвовавший в соревнованиях. Поскольку в России этот вид спорта появился недавно, следует делать смешанные судейские составы, куда бы входили опытные зарубежные судьи (Германия, Франция, Польша), конники из других сфер конного спорта, в частности троеборцы как близкие драйверам по духу (например, Елена Варнавская, Лариса Борисова, Ольга Соловьева, Михаил Евдокимов и др.).
В настоящее время за границей никто из наших драйверов не выступает. Чтобы выйти на зарубежный уровень, надо, во-первых, наладить систему судейства, чтобы судьи могли не только оценивать выступления, но и обучать спортсменов, во-вторых, посылать спортсменов за рубеж на обучение либо приглашать опытных драйверов сюда из таких стран, как Германия, Франция, Польша. Кроме того, необходимо активно популяризировать упряжную езду, чтобы привлекать новые силы, новые таланты, новых спонсоров.
Стоит заметить, кстати, что упряжная езда имеет очень большое прикладное значение. В перерывах между соревнованиями драйверы зарабатывают деньги обслуживанием свадеб, съемками в фильмах, клипах, рекламе. В Европе очень развит упряжной туризм: европейцы семьями выезжают на пикники. У нас об этом пока и речи нет. Хотя В.А.Парфенов считает, что для популяризации драйвинга в России надо обязательно развивать не только спортивную езду в экипажах, но и упряжной туризм. Люди бы узнали о нем, увидели, как это красиво, приятно.
Кроме того, драйвинг – это такой вид спорта, который не отличается особой травматичностью, хотя и является довольно экстремальным. Поэтому им начинают заниматься многие конники, получившие какие-нибудь травмы, не позволяющие им в полной мере продолжать выступать, например, на соревнованиях по конкуру; здесь практически нет каких-либо возрастных или половых ограничений – в соревнованиях могут участвовать женщины, пожилые люди (Принц Филипп, например, до сих пор участвует в соревнованиях по драйвингу). На это тоже стоит обращать внимание людей, привлекая их в этот вид спорта.
В настоящее время МОКом рассматривается вопрос о включении драйвинга в программу Олимпийских игр. Есть мнение, что драйвинг станет олимпийским видом спорта даже раньше, чем многие другие, не менее популярные сейчас виды спорта.
В следующем номере «Золотого Мустанга» мы подробнее коснемся правил и судейства соревнований по драйвингу, а также размеров и устройства площадок (манежей) для драйвинга, установки, конфигурации и времени прохождения препятствий.
Породы лошадей, используемые в драйвинге
Считается, что упряжная лошадь должна быть выносливой, гибкой, собранной, маневренной, нарядной, обладать устойчивой психикой. Из отечественных пород, безусловно, одними из самых приспособленных для упряжной езды являются орловские рысаки, но также весьма перспективны для драйвинга лошади буденновской, донской, терской, англо-кабардинской и русской рысистой пород. За рубежом используются тяжелые полукровные породы: гунтеры, ольденбурги, ганноверы, изредка фризы, англо-венгеры. Арабские лошади, а также лошади арабизированного типа прекрасно подходят для выступлений как в классе «лошади», так и «пони» (их предпочитают венгерские драйверы), а принц Филипп выступал на упряжке кливлендских гнедых.
Любовь с первого взгляда
Мотогонщик Рудольф Губер однажды в Польше бесповоротно влюбился в лошадей и в драйвинг и оставил ради них мотогонки. Спутниками его по этому виду спорта стали орловские рысаки, поразившие Рудольфа своей грацией, выносливостью и нарядностью. Кони эти принесли Губеру множество побед. Он три раза побеждал на чемпионате Нижней Саксонии, стал призером на Чемпионате Германии в 2000 году.