Конный спорт: Троеборье в России: вопросы без ответов

Три, а ныне два дня колоссального напряжения… Три вида: манежная езда, полевые испытания и преодоление препятствий… Отчаянные всадники, не знающие страха и развившие в себе умения в таких не похожих дисциплинах. Универсальные лошади, готовые и к конкуру, и к езде, и к скачкам по пересеченной местности… Все это троеборье – самый захватывающий, но от этого не становящийся в России более популярным вид…

Прообразом современного российского конного троеборья и европейского Three-day-event различные исторические источники называют «милитари» (the militari) – офицерские скачки, родившиеся в кавалерии европейских стран из синтеза элементов манежной езды и полевых испытаний, в ходе которых всадникам приходилось преодолевать естественные и рукотворные препятствия на пересеченной местности. Участники «милитари» состязались один или несколько дней на одних и тех же лошадях, в полной амуниции, с оружием. Таким образом, для кавалерийских частей отбирались лучшие четвероногие бойцы, победившие или хотя бы уцелевшие в жестокой скачке на выживание.
     Офицерская забава пришлась весьма кстати в России, где лошадь играла важнейшую роль в военной и мирной жизни. А универсальная лошадь ценилась вдвойне. Таким образом, троеборье стало отличной проверкой универсальности лошади. Полевые испытания проверяли выносливость, конкур – маневренность и прыжковые качества, а манежная езда стала тестом на выезженность, управляемость и уравновешенность.
    В программу современных Олимпийских игр троеборье было включено в 1928 году в Амстердаме (IХ Олимпиада).

ПОЛЕ ПОКАЖЕТ... 
    К началу 70-х конное троеборье в СССР культивировалось в ведущих  добровольных спортивных обществах «Урожай», «Спартак», «Буревестник», а также ЦСКА, центральные советы которых проводили собственные, внутренние первенства. Отсчет ежегодных чемпионатов СССР по троеборью начался в 1946 году. Безусловными лидерами среди тренерского коллектива были в то время известные ростовские тренеры Авдеев и Черкашин и, конечно, великий А.А.Жагоров. Костяк сборной Советского Союза на протяжении многих лет составляли воспитанники ростовской школы верховой езды, лучшим из которых стал олимпиец Юрий Сальников.
    Отличными лошадьми и всадниками славились конные школы Костромы, Ярославля, Москвы – перечислить всех не хватит места. Но олимпийская удача улыбнулась отечественной троеборной школе лишь однажды – в 1980 году в Москве, хотя аттестат зрелости советские троеборцы получили гораздо раньше –  в 1962 году. На чемпионате Европы по троеборью в английском Бургли наша команда в составе Г.Газюмова, Л.Баклышкина, П.Деева и С.Мурсалимова, под руководством тренера В.Куйбышева одержала убедительную победу. Лучшей в Европе в командном зачете сборная СССР становилась в 1965 и 1975 гг., и еще трижды привозила домой серебряные командные награды – в 1969, 1971 и 1973-м. Определенный успех был достигнут и в личном зачете: в 1962 году Г. Газюмов на Грани и в 1965 г. Л.Баклышкин на Рулоне были удостоены серебряных медалей чемпионата Европы, а на ЧЕ в г. Киеве А.Евдокимов на Эгере был награжден золотой медалью. Он же в 1966 году на жеребце Дубок завоевал звание чемпиона СССР по троеборью. 
    ХХII московская Олимпиада бойкотировалась 60-тью государствами мира из-за вторжения советских войск в Афганистан, поэтому специально построенная трасса в Битцах так и не увидела сильнейших всадников Германии, Англии и Франции. И все же попытки недоброжелателей принизить успех советских троеборцев А.Блинова, С.Рогожина, Ю.Сальникова и В.Волкова выглядели по меньшей мере неубедительными. 7,6-километровый маршрут кросса в Битцевском парке включал в себя 33 препятствия и, по отзывам технических делегатов FEI, не был легкой прогулкой: ни один из участников того кросса не уложился в контрольное время 13 минут 30 секунд. Победитель соревнований в личном зачете итальянец Euro Federico Roman на Rosian финишировал с двухминутным опозданием и 49 ш.о. (по трем дням 108,6 ш.о. – ЗМ). 12 очков проиграл ему лучший советский всадник Александр Блинов на Галзуне, занявший второе место, а финишировавшие 3-м, 4-м и 11-м Сальников, Волков и Рогожин привезли сборной СССР командное золото.

Риторический вопрос
    Вопрос, почему представители английской, германской, новозеландской и прочих западных троеборных школ практически монополизировали Европейский чемпионат (со времен первого чемпионата в Бадминтоне в 1953 году команда Великобритании побеждала на ЧЕ более 20 раз), чемпионат мира и Олимпийские игры может считаться риторическим. Однако специалисты сходятся во мнении, что роковую роль в развитии российского, а затем советского конного спорта сыграли две мировые и Гражданская войны. В 1941 году, накануне Великой Отечественной войны, в СССР было уже 21, 1 млн. лошадей, из которых 7 млн. в войне погибло. Итогов трех войн стоила сентенция генсека Никиты Хрущева, который в октябре 1954 года в своем докладе на Пленуме ЦК КПСС упомянул коневодство как непродуктивную отрасль. Этот ляп повлек за собой резкое сокращение поголовья лошадей, которых сегодня в России сохранилось около 1,16 млн. Вместе с рабочими саврасками под нож попал ценнейший генетический материал. Последовавшее закрытие конноспортивных школ и введение возрастного ценза для спортсменов убили главную составляющую большого троеборья – массовость. 
    Были и внутренние причины отставания наших спортсменов от ведущих зарубежных конников. Комментируя в журнале «Коневодство и Конный спорт» (№2, 1961г.) неудачное выступление советских всадников в программе конного троеборья на XVII Олимпийских играх в Риме, ответственный секретарь Федерации конного спорта СССР В.Крыжицкий сделал ряд замечаний, которые остаются актуальными и по сей день. По его мнению, проблема заключалась в отсутствии планомерной и систематической тренировки спортсменов и их лошадей, которая часто сводилась к «скоростному натаскиванию по программе предстоящих соревнований».
  Как и полвека назад, многие спортсмены имеют дефекты в управлении лошадью и посадке, да и общефизическая подготовка их по-прежнему не на высоте, а постановке учебно-спортивной работы школ и клубов до недавнего времени уделялось слишком мало внимания. Результат известен...

Бег на месте
    В далеком 1912 году неудачи Олимпийских игр повергли Национальный олимпийский комитет России в тихий шок. Немедленно были предприняты решительные меры по развитию конного спорта. Уже на следующий год на Всероссийской Олимпиаде в Киеве был организован первый чемпионат России по конному спорту, цикл отборочных соревнований в своих регионах. Введенная в обиход методика «натуральной школы верховой езды», разработанная капитаном итальянской кавалерии Фредерико Каприлли, помогла первым российским конкуристам П. и А. Родзянко, Д.Иваненко и Д. фон Эксе трижды подряд (в 1912, 1913, 1914 гг.) в  Лондоне завоевать золотой кубок короля Эдуарда VII стоимостью 12500 франков – самый почетный в то время приз в соревнованиях для офицеров по преодолению препятствий. 
     История повторяется: XXI век конники России встречают скромно, по-семейному, притом, что троеборье остается классическим олимпийским видом спорта. Карьера многих сильно зависит от доброй воли коневладельцев. Неудивительно, что практически все профессиональное российское троеборье сегодня представляет около сотни всадников, кочующих по нескольким турнирам типа CCI и CIC, максимальный уровень сложности которых приближен к CCI*** (дист. 5-6,5 км, 28-35 препятст., до 48 прыжков, скор. движ. – около 570м/мин, время проведения – 2-3 дня, что вполне соответствует европейской практике, где турниры по троеборью в 2006 г. будут проводиться в двух видах: CCI – 3-дневные и CIC – 1-дневные, в статусе подготовительных к CCI – ЗМ).

В поисках выхода
    Российский этап троеборного Кубка мира теперь тоже проводится по особому регламенту. Из главного вида программы – полевых испытаний – изъяты стипль-чез и «дороги», чтобы сократить финансовые затраты на проведение соревнований. Также, обсуждается предложение о проведении в рамках соревнований отдельных зачетов для спортсменов в возрасте до 25 лет для того, чтобы сгладить для них переход от двухзвездных к трехзвездным турнирам. Для популяризации троеборья Россия включена в программу ФЕИ по развитию обучающих и тренировочных программ. В результате, в 2002 и 2004 годах препятствия трассы полевых испытаний на базах «Планерная» и «Битца» в Москве были полностью перестроены курс-дизайнерами Каролем Роммелем и Роландом Александером в соответствии с международными стандартами при финансовой поддержке Фонда Развития ФЕИ. Это повысило зрелищность и позволило организаторам привлечь дополнительных спонсоров и учреждать солидные денежные призы.  Нечто подобное происходит и у наших соседей в Болгарии, Беларуси и Украине. Всерьез обсуждается вопрос об организации в соответствии с современными международными требованиями специальной серии соревнований для троеборцев из стран Восточной Европы, что даст возможность последним получать квалификации для участия в международных соревнованиях, при этом избегая дорогостоящих переездов (средний бюджет небольшой команды-участницы на одном турнире составляет от 3 тыс. долларов США). Эти новшества также должны понравится российским троеборцам, поскольку лошади и всадники при тех же финансовых затратах смогут принять большее количество стартов. И наконец исполком МОК принял решение изменить регламент олимпийских соревнований по конному троеборью за счет сокращения программы кроссовых полевых испытаний (они будут проводиться в один, а не в четыре этапа, что позволит сократить общее время соревнований – ЗМ). 
    Таким образом внешне делается все возможное для того, чтобы перспективы развития конного троеборья в России стали более привлекательными, а сами российские спортсмены преодолели последствия хронического застоя 90-х годов XX века и спада результатов выступлений на международной арене. Но... ожидаемого взрыва энтузиазма пока не последовало. В 2005 году Россия была представлена на чемпионате Европы по троеборью всего одним всадником, который не финишировал в кроссе, хотя программа турнира также была значительно упрощена: за ее рамками остались малые «дороги» и стипль-чез. Хит-парад европейских турниров практически ангажировали полтора десятка всадников экстра-класса из Великобритании, Германии, Австралии и Новой Зеландии и недавно влившиеся в элиту всадники Швеции и Финляндии. Граждан России, участвующей в проведении серии турниров Кубка мира по троеборью, с 2003 года среди них нет.
    «Мы вошли в стадию возрождения и пока на ней же и топчемся, – не скрывает скепсиса зам. главного судьи ЧР по троеборью, технический делегат ФКСР Екатерина Воронова. – Проблема в том, что сегодня мы не можем полностью воспользоваться достижениями и традициями советской школы троеборья, которая давала высокие результаты. Нет тренерских кадров, которые бы целенаправленно готовили троеборцев-спортсменов для спорта высших достижений, нет реальных условий для подготовки спортсменов этого уровня. Не секрет, что ведущие спортсмены базируются в Москве и МО. Основные базы – «Планерная» и «Битца», где одновременно находится на постое порядка 200 лошадей. Подготовка спортивных пар для серьезного спорта в зимнее время там не возможна: манеж может быть одновременно занят  спортсменами-профи и прокатом любителей. Да, летом есть все условия для напрыгивания лошадей по маршрутам, но в сложившейся ситуации мы не можем требовать от наших спортсменов соответствующих результатов в манежной езде, на подготовку которой упор делается именно зимой. Реальный период, когда нужно готовить лошадь в закрытом помещении, у нас «выпадает». Соответственно, зимних сборов для сборной команды России быть тоже не может – проводить негде».
    С мнением г-жи Вороновой согласятся и сами троеборцы, считающие, что причина застоя в их виде спорта кроется в  организационных просчетах прежнего состава ФКСР, в частности, в отсутствии системы из достаточного количества разноуровневых турниров. При новой сокращенной схеме соревнований троеборная лошадь без проблем может участвовать в них два раза в месяц, было бы где. Но в Центральной России на открытом грунте проводится всего  4-5 полномасштабных турниров (включая Чемпионат ЦФО по конному троеборью – ЗМ), два из которых международные, требующие высокой квалификации всадников и лошадей. Получается, что возможностей принять первый старт у начинающих пар совсем немного. В отличие от той же Германии, где сертифицированные троеборные трассы за сравнительно небольшие деньги доступны для тренировок всем желающим, в периферийной России таких баз попросту нет. Исключением из правил остается турнир на ипподроме ВНИИКа под Рязанью, ежегодно собирающий на старт 80-100 спортивных пар, которые реально претендуют на повышение квалификации или место в сборной (едва ли кто из троеборцев Центрального федерального округа поедет в Сибирь, где планируется проведение еще семи турниров – З.М.)
    Вероятно, все вышеперечисленное стало причиной неудачи юношеской сборной России по конному троеборью, которая впервые за последние несколько лет завоевала право выступать на юношеском чемпионате Европы, но так туда и не попала. По крайней мере, иного публичного объяснения случившегося пока так и не последовало, как не последовало и организационных выводов в отношении виновных в провале. 
    Понятно, что командно-плановая система советского спорта сегодня совершенно устарела, а прежние рычаги воздействия на хозяев частных команд и коневладельцев ФКСР неэффективны. Нужны другие, финансовые: за рубежом лошадь, попавшую в сборную команду страны, выкупает государство. В России по разным причинам в последние годы распались несколько великолепных пар: Анна Кравченко и Гордая (чемпион России 2003 г.- ЗМ), Лариса Борисова и Сюзенли (после завоевания лицензии на три звезды – ЗМ), Павел Сергеев и Полюс (после двух побед в CCI*** – ЗМ) и, наконец, после победы на этапе Кубка мира в Москве в 2005 году Валерий Мартышев и Гоу Эхед. 
      «Мне кажется, что в таких ситуациях на владельцев должна влиять Федерация конного спорта, и это влияние нужно как-то регулировать законодательно, – считает МСМК по троеборью, чемпион России 1995 и 2002 годов Лариса Борисова. – Чтобы подготовить лошадь такого уровня «с нуля», требуются годы, и многие специалисты просто уходят, теряют терпение и надежду, а с людьми уходит и опыт. В Германии для членов сборной команды страны созданы льготы: им оплачивают часть затрат на турнирные выезды. А у нас пока это очень дорогое удовольствие: представляете, сколько стоит привезти лошадь на соревнования из Сибири за 3-5 тысяч км? А ведь почти 25% российских троеборцев как раз из этого региона. Многие остаются в европейской части на весь сезон, живут в коневозах, ищут конюшни, где дешевле постой, а не там, где можно хорошо тренироваться и готовиться к соревнованиям». 
      Что же в сухом остатке? Для развития троеборья необходимо в течение ближайших двух-трех лет обеспечить материальную базу и кадровый состав тренеров и судей. Нам представляется, что частичным решением «зимней» проблемы могло бы стать участие ФКСР в реализации президентской программы строительства 300 легкоатлетических физкультурно-оздоровительных комплексов. Огромный купол из негорючей синтетики с целым комплексом спортивных площадок возводится буквально на пустом месте всего за три месяца. Недавно такой универсальный спортзал получили курсанты Академии гражданской защиты МЧС. По размерам он вполне соответствует тренировочному конноспортивному манежу, а смонтировать зал можно в любом регионе России. Пока же, ввиду малочисленности спортивных площадок и недостатка информации о соревнованиях, троеборье не имеет необходимого развития и финансовой поддержки. 
      «Причин того, что в современной России конное троеборье недостаточно раскручено, много. Одна из главных – устоявшееся мнение, что этот вид конного спорта самый травмоопасный, – продолжает Лариса Борисова. – Были времена, когда наши трассы оставляли желать лучшего, но сейчас организаторы стремятся привести их в соответствие принятым за рубежом стандартам, для чего приглашаются кросс-дизайнеры и судьи из Европы. Новые правила проведения соревнований, по моему мнению, очень удобны: убран из программы стипль-чез и «дороги», сократились дистанции кроссов, реконструированы наиболее травмоопасные связки полевых препятствий. Соответственно, снижены нагрузки на лошадь и всадника. Сейчас большинство травм лошади получают из-за безграмотной подготовки и эксплуатации, если лошадь правильно подготовлена, риск получения травмы не выше, чем в других видах конных состязаний. К сожалению, для большинства коневладельцев эти доводы – пустой звук»...
      «...Поэтому помимо спортбаз для развития профессионального конного спорта необходимо создать достаточное информационное поле», – добавляем мы, журналисты, от себя лично. Дело – за обеспечением трансляций наиболее зрелищных полевых испытаний по телевидению и насыщением печатных и электронных СМИ информацией по конному спорту в целом. Эти меры, безусловно, поднимут конное троеборье на новый уровень и помогут привлечь спонсоров к этому увлекательнейшему виду спорта. ЗМ


Лучшие результаты троеборцев в олимпийской истории СССР:

Хельсинки 1952 г. – В. Куйбышев на ч/к Перекопе – 10-е место из 59 участников. 
Стокгольм 1956г. – Лев Баклышкин (до сих пор судит на соревнованиях) на ч/к Гимнасте – 4-е место из 57 участников. 
Рим 1960 г. – С. Мурсалимов, на трк. Сотрапе – 5-е место, Л. Баклышкин на Базисе – 7-е место из 59 участников.
Токио, 1964 г. – Г. Газюмов на ч/к Грани – 10-е место из 48, 5-е командное место.
Мехико, 1968 г. – Г. Газюмов на ч/кв Фугасе – 10-е место, А. Евдокимов на трк. Фате (от Фиделио ) – 
21-е место из 49 участников.
Мюнхен, 1972 г. – С. Мухин на ч/к Рейсфедере – 12-е место из 73 участников и 7-е командное место из 20 стран. 
Монреаль, 1976 г. – Ю. Сальников на ч/к Румпеле – 8-е место из 49 участников, 5-е командное место из 13 стран.

Следующие олимпийские соревнования, где участвовали российские спортсмены - Барселона, 1992 г. - В. Танас на ч/к Дарниге занял 51-е место из 82 участников.