Прогресс в любом виде спорта невозможен при работе без тренера. Чем моложе и неопытнее спортсмен,тем больше он нуждается в опытном и квалифицированном тренере. Единичные случаи достижения высоких показателей опытными спортсменами без тренера – лишь исключение, подтверждающее правило.
Тренер у опытного, возрастного спортсмена (в тех видах спорта, где это бытует, в конном например) – это скорее коллега, консультант, а не ментор, как у зеленого юноши. его присутствие может быть и не ежедневным, однако совершенно необходимым для максимально возможного раскрытия потенциала даже у авторитетного спортсмена. Специфика разных видов спорта неминуемо отражается и на работе тренеров в этих видах. Однако существует ряд общих подходов и положений в отношениях спортсмена и тренера.
Тренер-аналитик
Прежде всего следует отметить статистические данные о том, что чаще всего высококлассные тренеры получаются не из спортсменов высочайшей результативности, а средней (по международным, естественно, меркам) квалификации. Это можно объяснить тем, что среднему спортсмену, не наделенному от природы гениальными данными или великолепными лошадьми, нужно думать и анализировать, как достать «золотых счастливчиков», используя имеющиеся возможности. Впоследствии, если судьба выведет его на тренерские рельсы, он готов к анализу, пониманию и разрешению различных спортивных проблем. И совершенно очевидно, что не может получиться классного тренера из человека, имеющего лишь теоретическое отношение к спорту, пусть даже это и выпускник института физкультуры. Не забудем при этом, что речь идет о спорте высших достижений, а не о физкультуре. Также совершенно необходимо делать различия между конным спортом и верховой ездой (даже с участием в любительских турнирах).
Стиль руководства
Различны могут быть и стили руководства у тренеров разной квалификации. Тренер, работающий с детьми и юношами, совершенно не обязан быть в прошлом суперзвездой, однако, безусловно, должен быть грамотным, культурным, терпеливым и квалифицированным специалистом. В большом спорте масса примеров как авторитарного, так и демократического стилей руководства среди великих тренеров. Однако если брать «самую верхушку» спортивной тренерской пирамиды, то там в основном восседают экстраклассные «пластичные» диктаторы. Лишь три гениальных примера – фигурист Станислав Жук, баскетболист Александр Гомельский и волейболист Николай Карполь. Все они очень разные, но одно у них общее – это были волшебники спорта, практиковавшие жесткий, авторитарный стиль работы со спортсменами. Если кому-нибудь доводилось слышать, как «работал» со своими девчонками Н.Карполь, двадцать лет возглавлявший сборную СССР и России по женскому волейболу и часто использовавший ненормативную лексику, тот вполне может усомниться в педагогической составляющей большого спорта. Глупо было бы рекомендовать такие приемы начинающему свой тяжелый путь специалисту, но факты – вещь упрямая, а большой спорт не прогулки в парке.
Тренеров-демократов численно больше, чем других, однако в чистоте этот стиль работы не часто дает высокие международные достижения. Кроме того, немаловажна совместимость спортсмена и тренера. Специфичность и индивидуальность этого аспекта объясняет довольно частую реакцию тренеров. Думаю, что этого бояться не нужно, главное, чтобы это приносило прогрессивные результаты.
Говоря о тренере в конном спорте, следует помнить, что он готовит в одном лице двух спортсменов – конника и его лошадь. Причем последнее, на мой взгляд, более важно. Вот почему чаще приличные тренеры-конники получаются из выпускников зоотехнических и ветеринарных вузов, нежели из институтов физкультуры.
Умение видеть лошадь
Работа со спортсменом начинается с отбора лошади для него. уже по этому моменту понятно, что тренер должен разбираться и в лошадях, и в том, что не любая, даже хорошая, лошадь в данный момент подойдет конкретному всаднику. Вообще вопрос отбора и покупки лошади, в решении которого должен принимать участие тренер, – очень ответственное мероприятие, нередко заканчивающееся разочарованием через непродолжительное время. Ветеринарная или спортивная ошибка тренера, допущенная на этом этапе работы, может быть неразрешима в дальнейшем даже с привлечением всех лучших тренеров мира. И наоборот, удачно приобретенная талантливая лошадь может «засверкать» даже в руках у невеликого тренера.
Но несмотря на подобные аспекты реальности, в любом случае тренер-конник должен быть высокограмотным специалистом. И, невзирая на высокий тренерский ранг, должен постоянно повышать свою квалификацию, понимая, что спорт не стоит на месте: с методами, приводящими к победе 20-30 лет назад, сейчас мало что удастся сделать.
Универсальный специалист
Если разобраться более детально, то тренер-конник – это в идеале уникальный специалист, не встречающийся ни в одном другом виде спорта. Универсальность его заключается и в собственной подготовке лошади на разных этапах, и в дальнейшей коррекции готовности лошади на протяжении всей ее спортивной жизни. Это имеет стопроцентное отношение к подготовке юношей. Молодой всадник, даже способный, не в состоянии подготовить себе лошадь самостоятельно. Можно, конечно, приобрести ему хорошую готовую лошадь, но это под силу лишь счастливым единицам. И в дальнейшем постоянно необходимо «править» ее, вовремя корректируя появляющиеся недостатки. Здесь тренер становится и берейтором, и тест-райдером, и педагогом в одном лице. Вот почему в России никогда по большому счету не поедут юноши-конники, пока их будут тренировать специалисты, не умеющие сами ничего толкового делать в седле.
Соревновательная часть подготовки лошади должна быть тщательно продумана и аргументирована тренером. В начале сезона составляется стратегический план выступлений на год, который в зависимости от обстоятельств и состояния здоровья лошади в рабочем порядке корректируется. Последнее обстоятельство нередко нарушает турнирные планы и предъявляет к тренеру-коннику еще одно требование: он должен разбираться и в ветеринарных вопросах. Непосредственно лечить лошадь должен ветврач, но обязательно по согласованию и под наблюдением тренера.
Кормление спортивной лошади тоже тренерский вопрос. Как, когда, сколько и чем – решает тренер, только он знает, какую нагрузку несет лошадь, к каким соревнованиям готовится, какой питательный и энергетический уровень должна получать. В общих чертах тренер должен ориентироваться и в фармакологических вопросах, используя преимущества применения тех или иных препаратов, не рискуя нажить проблемы с допинг-контролем.
Мастер-классы
Хорошей практикой за рубежом являются мастер-классы. Всадник со своими лошадьми на несколько недель становится в школу к авторитетному тренеру, получает необходимую подготовку, коррекцию недостатков, направление в дальнейшем развитии. Однако таким приемом может пользоваться уже многое умеющий спортсмен (хотя и молодой тоже), имеющий собственных лошадей. Начинающему же коннику необходимо получить прочный фундамент и умение говорить с профессионалом на одном языке.
Полезную работу многие годы осуществляет ВНИИ коневодства, проводящий трехмесячные курсы повышения квалификации тренеров по конному спорту. Они готовят тренеров не для большого спорта, но массовый конный спорт крайне нуждается в их выпускниках.
Если ко всему вышесказанному тренер еще и хороший педагог и организатор, то это теоретически идеальная картина тренера-конииика. Я таких специалистов видел единицы, не всегда судьба предоставляет им хорошие условия для работы.
В ответе за все…
Существует поговорка: «Победа – заслуга спортсмена, поражение – вина тренера». Наверное, правильно, хотя и несправедливо. Настоящий тренер в хорошем коллективе с правильно отлаженными отношениями отвечает за все, поскольку он обеспечивает главный продукт спортивной организации – результат. О тренере, не имеющем все возможности для работы, судить сложно: хороший он или плохой. Великолепный аналитик может быть нетребовательным организатором, отличный педагог окажется слабоват в конной подготовке, а, к примеру, во всех отношениях сильный специалист может работать у своенравного хозяина. В любом из этих случаев результата не дождешься никогда.
Национальный тренер
Особняком в тренерском ряду стоит государственный тренер по виду конного спорта. В сильных федерациях у него есть 2-3 помощника, которые выполняют функциональные и организаторские обязанности. Национальному тренеру необходимо сформировать и подготовить сборную команду для выступления на международных соревнованиях. Этому посвящены различные учебно-тренировочные сборы и соревнования. Гостренер обязан владеть и международными вопросами и, безусловно, должен быть хорошим организатором и дипломатом, поскольку интересы разных членов команды и их тренеров редко совпадают. Если прибавить к этому все качества индивидуального тренера, то станет ясно, что настоящий тренер национальной команды – это уникальное явление, достойное страны.
Для улучшения работы тренерского корпуса в России необходима серьезная госпрограмма, помогающая готовить тренеров всех уровней и постоянно повышать их квалификацию. Институты физкультуры, к сожалению, работают в отрыве от реального конного спорта, готовят слабых в практическом значении специалистов. Федерация конного спорта должна уделить этому вопросу большое внимание, что позволит дать серьезный прирост результатов в конном спорте. ЗМ