Лошадь – всему голова
Без хороших лошадей в драйвинге делать нечего, ведь выдержать программу троеборья, состоящего из дрессажа, марафона и паркура, могут лишь сильные и хорошо обученные животные. Заезжать молодняк для драйвинга начинают обычно с трех лет
Официальных ограничений на использование тех или иных пород не существует, но надо помнить, что для успешного выступления лошадь должна быть выносливой, гибкой, собранной, маневренной, с устойчивой психикой. Сегодня популярностью продолжают пользоваться тяжелые полукровные породы: ганноверская, ольденбургская, фризская, - но с ними уже давно успешно конкурируют лошади арабизированного типа. В России, конечно, соревнования по драйвингу невозможно представить без наших звезд - орловских рысаков. Но если выбор пал на буденовскую, донскую или англо-кабардинскую породу – это тоже подходящий вариант.
Если лошадь готовится не для одиночной упряжки, то одна из главных задач в период заездки – приучить ее к товарищам. Будущих напарников выбирают по росту и масти: разномастная упряжка снизит шансы на успех, заработав дополнительные штрафные очки за внешний вид. Если в парах или четвериках никак не получается подобрать животных в масть, можно поставить одну светло-серую лошадь: для судей они будут одинаковыми. Отобранных животных селят в соседние денники. Затем начинаются совместные занятия, во время которых лошадей приучают не бояться упряжи, стоять в ней, двигаться, работают с ними на корде. Каждую лошадь в отдельности берут в работу на вожжах.
Очень важный этап – совместная работа под седлом, где лошадей приучают к согласованным аллюрам: будущие пары должны двигаться голова в голову, нога в ногу; если одно из животных будет недорабатывать или перерабатывать, результат не замедлит сказаться. Для развития гибкости много работают на вольту. Спустя полгода, а то и больше, лошадей начинают вместе запрягать. Чтобы добиться лучшего результата, лошадь уже в процессе заездки ставят на то место в запряжке, на котором она будет работать впоследствии. Впрочем, если существует нехватка животных, то их могут заезжать под «универсалов». С 5 лет лошадей допускают к соревнованиям в парах и четвериках. С 6 лет – в классе одиночек.
А подан ли экипаж?
Экипажи для соревнований бывают двух видов. Первый – для дрессажа и паркура – изготавливается «под старину», богато отделывается и украшается фонарями. Такой экипаж снабжается парадной упряжью, за состоянием которой необходимо тщательно следить и обязательно проверять перед соревнованиями. В первый день успех во многом зависит от того, насколько выгодно будет смотреться весь выезд в целом. Помимо красивого экипажа очень важен внешний вид драйвера и грума (грумов). Поэтому перед выездом нужно проверить все необходимое: головной убор, перчатки, фартук и хлыст. Грумам следует заранее отрепетировать перед зеркалом соответствующее моменту выражение лица, ведь от него не в последнюю очередь будет зависеть общая оценка. Детальные требования к лошадям и экипажам прописываются в положении о турнире.
Второй вид экипажей приспособлен специально для марафона. Хотя внешне он выглядит очень просто, в техническом отношении куда сложнее дрессажного: легкие, высокопрочные сплавы, специальная конструкция поворотного круга, обеспечивающая быстрый разворот дышла на 150°, тщательно сбалансированные колеса, способные выдерживать колоссальные нагрузки, износостойкая резина, дисковые тормоза – все это технологическое великолепие требует постоянного обслуживания. Зато если все готово: и лошади, и люди, и экипажи, – можно выезжать за победой. ЗМ