Конный спорт: Директор КСК : харизматический лидер

 Один из самых сложных моментов в организации работы комплекса или племенной фермы – это выбор управляющего хозяйством – директора. Каким же должен быть директор конноспортивного клуба? И обязательно ли он должен быть конником?

При поиске соискателя на эту должность, собственник конюшни  зачастую сам хорошо представляет себе, как должна строиться работа в его клубе, но найти человека с такими же взглядами или способного быстро понять требования – очень сложно.

Получается, что в окончательном выборе кандидата,  владелец больше полагается на свою интуицию и рекомендации с прежних мест работы, чем на скрупулезный анализ личностных качеств человека и их критическое анализирование, возможно даже с привлечением специалистов из кадровых агентств.

Главные вопросы

      Основных позиций, которым должен соответствовать соискатель – немного: это врожденное умение управлять людьми,  харизма, креативность, стрессоустойчивость, независимость, общительность и уверенность в себе. Но главное, без чего ни один руководитель не сможет эффективно управлять – это умение воздействовать на людей, лидерство. Лидер – душа компании, её вдохновитель, человек с хорошими организаторскими способностями, работающий на результат, на достижение общей цели. 

Образование

      Проблема, о которую «спотыкается» работодатель – это образование будущего директора. В нашей стране нет вузов, связанных с конной индустрией, где бы имелись узкопрофильные предметы или тренинги по менеджменту и практикой управления конным хозяйством.  Нанимателю зачастую приходится довольствоваться дипломами зоотехников, ветеринаров, а то и ветфельдшеров у соискателей должности, реже – «корочками» других, даже не профильных учебных заведений. Но как раз во втором случае стоит внимательней приглядеться к такому кандидату – человек, с успехом закончивший серьёзный вуз, может обладать очень глубокими знаниями и в «конной» сфере, если много лет общается с лошадьми и искренне их любит. К тому же, по мнению специалистов по подбору персонала, опыт работы в различных отраслях даёт человеку больший  кругозор  и  гибкость ума.  Стоит внимательнее отнестись к претенденту на должность, если он работал топ-менеджером, лучше всего – в отрасли конного спорта.  Крупный комплекс может выдвинуть к соискателю еще одно требование — хорошее знание иностранного языка.

Круг полномочий

     Идеальный руководитель  любого предприятия – это человек, ответственный за работу всех систем «жизнеобеспечения». Обычно в крупных компаниях директоров разделяют на  финансового, управляющего и корпоративного, выделяют несколько заместителей (по  обучению, по коммерческим вопросам, по управлению персоналом) и держат штат главных специалистов (например, главный инженер, старший методист). Управленцам наших конных хозяйств приходится только мечтать о таком – чаще всего в распоряжении руководящего работника имеется зоотехник, несколько конюхов, берейторы, тренеры и спортсмены, но всеми ими надо управлять, вникая в тонкости именно их работы. И помимо видимых задач, лежащих на поверхности и связанных со спецификой «лошадиного» бизнеса, на генерального директора возложены также решения проблем, связанных с общими направлениями деятельности КСК: проведение финансовой политики проката, аренды или продажи лошадей, решение вопросов закупки кормов, лимит расходов, оптимизация затрат и т.д. Решение этих задач не может быть успешным, если директор не обладает необходимыми знаниями общеэкономического характера, опытом ведения коммерческих переговоров, общения с фирмами-поставщиками, партнерами, средствами массовой информации, государственными и проверяющими органами, такими как ГосВетСлужба, СЭС, пожарные и другие ведомства. Умение  миновать подводные камни, построив при этом отношения с взаимодействующими структурами на основе долговременности и взаимовыгоды – необходимое качество для эффективности и получения прибыли. Директор должен уметь хорошо считать, и каждый рубль, вложенный в дело, должен работать.
    Нет таких вопросов в бизнесе, которые не касались бы директора. Реклама клуба, соревнования,  подбор на работу грамотных специалистов. А если комплекс занимается прокатом – выбор лошадей для занятий, здоровье животных,  настрой посетителей и их желание прийти еще раз и посоветовать тренировку друзьям. Конюшня требует неусыпного контроля администрации!
    Грамотный руководитель не может позволить себе  пройти мимо любых неполадок: будь то текущий кран, мусор на территории, плац с расплывшимся от дождя грунтом, пыль в манеже, порвавшееся снаряжение, новичок занимающийся без шлема – все это его забота, ведь в конном деле не бывает мелочей. Видя энтузиазм директора, все сотрудники будут лучше выполнять свою работу – тренеры не станут стоять кучкой в центре плаца вместо проведения эффективных тренировок с клиентами, конюх лишний раз скажет о случайно замеченном недомогании лошади, заведующий конной частью внимательнее пересчитает тюки с сеном и вовремя проследит за очередной поставкой, а спортсмен, видя как болеет за него вся команда, выложится на старте по максимуму. И обязательно стоит помнить – сервис, обслуживание людей (чем в основном занимаются все клубы), это особая сфера бизнеса, где очень важно помимо организации работы коллектива создать уютную, живую и тёплую атмосферу для гостей и клиентов базы. Залог удачного решения этой проблемы – личное обаяние руководителя, его харизма и умение собрать по настоящему дружную и опытную команду единомышленников.
    На вопрос, каким должен быть директор КСК, мы ответили. Впрочем, должность руководителя везде примерно одинакова. Просто, например, на заводе у директора душа болит за станки, а в КСК – за лошадей. И конечно же за людей, которые эти станки обслуживают или на этих лошадях ездят.
     Главный вопрос – должен ли директор КСК быть конником, пожалуй, оставим открытым. Пусть каждый владелец сам решает, какое качество для директора его клуба важнее – бизнес-жилка или, предположим, диплом об окончании Тимирязевки… Но в любом случае, эту должность должен занять талантливый управленец.
     Знаете, есть такое понятие «человек на своем месте». Так вот такой человек за очень короткий срок изучит вверенное ему дело досконально и, не исключено, что и верхом в скором времени поедет, хотя это от него и не требуется…       ЗМ

Вита КОЗЛОВА,
владелец БМКК «Прадар»

ЗМ: Что для вас означает понятие «конноспортивный клуб»? Каким вы видите КСК?
В.К.: В нашем понимании конный клуб – это не просто место для содержания лошадей, а некая философия, в которой лошадь – объект первостепенной важности. Такой подход является нашим ноу-хау и отличительной чертой клуба – у нас вы тренируетесь не рядом с лидерами сборной, а вместе с ними. 
ЗМ: Каким должен быть, по-вашему, директор КСК? В чем заключается его харизма?
В.К.: Такой, как в Большом Международном Конном Клубе «Прадар». 
Образование - профессиональный управляющий, кандидат социологических наук, душа команды, любимец членов клуба, «звезда» телеэкрана, финалист реалити-шоу  («Остров искушений», прим. З.М.: Харизма – это понятие, которое не поддается конкретизации: она либо есть, либо ее нет. Стоит только найти ей четкое словесное определение, она превратится в обыкновенное положительное качество. 
ЗМ: Что для вас важнее: престиж клуба или финансовый успех?
В.К.: Вопрос в том, какая  идея заложена в основу проекта. С моей точки зрения, между этими понятиями  можно ставить знак равенства. Если финансовое положение КСК нестабильно, это непременно скажется на его востребованности, а следовательно – престиже.

Инесса Потураева,
владелец КСК «НОВЫЙ ВЕК»

ЗМ: Что для вас означает понятие «конноспортивный клуб»? Каким вы видите КСК?
И.П.: Конноспортивный клуб должен способствовать развитию конного спорта, иметь возможность обеспечить спортсменов и лошадей максимально комфортными условиями при подготовке к соревнованиям самого высокого уровня. Кроме того, КСК должен быть домом для всех: и для лошадей, и для владельцев, и для спортсменов.
ЗМ: Каким должен быть, по-вашему, директор КСК? В чем заключается его харизма?
И.П.: В первую очередь он должен быть хорошим администратором и эстетом. Уметь сплачивать вокруг себя единомышленников, находить контакт со спортсменами, знать досконально специфику конного спорта и коневодства в целом. Но самое главное, он должен быть влюбленным в конный спорт и лошадей так, чтобы его любовь передавалась окружающим.
ЗМ: Что для вас важнее: престиж клуба или финансовый успех?
И.П.: Престиж клуба, естесственно, прежде всего. Но престиж клуба напрямую зависит от финансового успеха. Эти понятия для конноспортивного клуба должны быть не разделимы!

НиколаЙ ГОГОЛЬ, 
владелец КСК «Отрада»

ЗМ: Что для вас означает понятие «конноспортивный клуб»? Каким вы видите КСК?
Н.Г.: Клуб – это, прежде всего, объединение людей по определенному признаку или статусу. В данном случае КСК «Отрада» объединяет любителей разных лошадей: и скаковых, и хобби-класса, и спортивных. И члены клуба соревнуются в своих достижениях.
ЗМ: Каким должен быть, по-вашему, директор КСК? В чем заключается его харизма?
Н.Г.: Директор обязан уметь соблюдать интересы клиентов, сотрудников и инвесторов. Он должен понимать их проблемы и максимально удовлетворять их ожидания и запросы. В этом и заключается умение управления. При этом директор не должен забывать об экономической и технической составляющей работы.
ЗМ: Что для вас важнее: престиж клуба или финансовый успех?
Н.Г.: Клуб делается не для того, чтобы зарабатывать на нем деньги. Вообще, говорить о финансовом успехе клуба можно уже тогда, когда он перестает быть дотационным. Тогда приходит уважение и можно считать, что клуб занял свою ступеньку на иерархической лестнице престижа.