Слово профессионалам
В чем заключается главная задача стюарда? Как сегодня оценивается уровень стюардинга в России? Каковы положительные и отрицательные тенденции в работе стюардов сегодня? На эти вопросы ответили профессионалы в области конного спорта: тренер высшей категории, судья международной категории Валентина Мартьянова; стюард Международной федерации конного спорта (FEI) по конкуру и троеборью, судья международной категории по пробегам Ксения Большакова; менеджер по развитию ФКСР, ответственный по связям с FEI Ольга Коган; судья международной категории и председатель ветеринарного Комитета ФКСР Игорь Коган; мастера спорта международного класса Татьяна Дорофеева и Анна Громзина.
Кто есть кто?
Понятие стюардинга, задачи и обязанности стюардов четко прописаны в одноименном руководстве FEI для каждой дисциплины. «Стюардинг – это организованная служба контроля, обеспечиваемая группой обученных людей, назначенных для наблюдения за надлежащим обращением с лошадьми во время соревнований. Целью стюардинга является защита благополучия животных и гарантия возможности ведения честной спортивной борьбы для всех участников; помощь организационному комитету в успешном проведении соревнования в соответствии с правилами и регламентами FEI». Система стюардинга может включать в себя директора стюардинга, генерального стюарда, шеф-стюарда, ассистента стюарда и команду стюардинга.
В обязанности стюардов на соревнованиях входят: контроль за разминочными полями, патрулирование зон с ограниченным доступом, ветеринарная помощь и контроль за применением медикаментов, предотвращение жестокого обращения с лошадьми, взвешивание всадников (если речь идет о пробегах), составление расписания работы, размещение лошадей по прибытию, дежурство на конюшне, награждение и многие другие, более специализированные задачи.
Миссия выполнима
Как мы видим, обязанностей у стюардов много – какая же из них самая важная? «Главная задача стюарда, это профессионально исполнять свои обязанности на том участке, где он работает, то есть всегда быть готовым помочь, если есть необходимость, предупредить в случае нарушений и защитить от злоупотребления и жестокости», – утверждает Валентина Мартьянова. Кроме того, здесь очень важен вопрос информирования спортсменов и участников соревнований. Для спортсмена, в первую очередь, важно, чтобы стюард быстро доносил до всадников любую информацию об изменениях (например, о переносе начала маршрута, месте или времени выводки, расписания работы полей и т.д.). Стюарды также должны обеспечивать контроль над проведением разминки каждого участника турнира. Зачастую бывает так: идет дождь, есть выбор – идти в манеж или разминаться на открытой площадке, но стюард один и возникает проблема...
Полноценная работа стюардинга невозможна без создания хорошо подготовленной команды, что входит в обязанности шеф-стюарда. Более того, важно не только «сколотить» команду из 5-6 стюардов, но и тесно работать с оргкомитетом (лучше начать эту работу заранее, за несколько месяцев) и со всеми официальными лицами.
Путь к совершенству
«Конечно, уровень стюардинга в России в основном пока еще отличается от западного, но не всегда – все зависит от конкретного турнира», – считает Анна Громзина. Стюардов всегда не хватает, организаторы и спортсмены часто не понимают задачи этой службы, а сами стюарды не всегда обладают достаточным опытом и компетентностью. С другой стороны, уровень стюардинга в 2013 году значительно повысился. Ксения Большакова отмечает, что «за последние четыре года произошло очень много изменений в лучшую сторону. Спортсмены и стюарды стали понимать и уважать друг друга. Стюарды стали все больше выступать в роли помощников, а не «полицейских», и многие официальные лица стали понимать, что это стюарды работают для спортсменов, а не наоборот. Все это не может не радовать».
Хорошо, где нас нет?
Не стоит считать, что именно Россия блещет неорганизованностью – хватает глупостей и за границей. Так, Татьяна Дорофеева рассказывает о случае, происшедшем на этапе кубка мира в Гетеборге. «Соревнования завершились, отъезд назначили на 12 часов ночи, чтобы спокойно доехать до парома. Загружаем машину, носим вещи, конь стоит на развязках. Передаю последнюю сумку водителю, разворачиваюсь за конем (он в десяти метрах) – путь преграждает стюард-охранник – время 00:05, конюшня закрыта. Лошадь забрать не дают… Не буду рассказывать о всех мытарствах и идиотизме сложившейся ситуации, но минут через 40 лошадь удалось забрать, после того как вызвали шеф-стюарда и он дал добро на вывод лошади из конюшни. Хоровод все 40 минут стоял на развязках в коридоре, а снаружи маялся коновод с конкурной лошадью, которая была на допинг-контроле, и их, в свою очередь, не пускали в конюшню. Слава Богу, на паром успели».
Работа над ошибками
Главным минусом стюардов на данный момент остается пресловутая некомпетентность. Не всегда они достаточно быстро информируют участников об изменениях на турнире (изменениях в стартовом протоколе, переносе времени начала старта и т.п.). При возникновении проблемной ситуации стюард иногда не может правильно применить свои знания и из-за этого часто сам бывает беззащитен от хамства. Однако случаются «перекосы» и в другую сторону: хуже всего, когда стюард считает себя кем-то вроде полицейского, чья задача – во что бы то ни стало наказать всадника в случае нарушения правил.
«Иногда всадники воспринимают стюарда как врага, а не как человека, который просто выполняет свою работу. Хотелось бы напомнить, что делает он это во благо лошади и конного спорта в целом», – утверждает Ольга Коган. Встречаются в мире конного спорта и такие стюарды, которые четко исполняют инструкции, стоят там, где поставили, ровно столько часов, сколько им сказали, в общем, выступают в качестве «мебели». Таким обычно важен последний день соревнования, когда предположительно ожидается гонорар.
Всегда спешит на помощь
Если спортсмен не знает, где что-то находится или возникает какая-то проблема, обращается он, в первую очередь, к стюарду. «Можно сказать, что стюард работает хорошо, если он помогает всадникам, судьям и организаторам и предотвращает нарушения. Хороший стюард всегда действует доброжелательно, дипломатично, но твердо. Стюард должен быть профессионалом, ведь профессионал всегда видит заранее, что складывается ситуация, которая может привести к нарушению правил, и его задача – предотвратить возникновение такой ситуации. Поговорить со всадником, коноводом, обратить внимание шеф-стюарда или организаторов, что определенные условия на конюшне или на разминочном поле могут привести к конфликту или нарушениям правил», – поясняет Игорь Коган.
Конечно, безупречного стюарда найти крайне трудно – у каждого есть свои плюсы и минусы: кто-то совершенно бесполезен на разминке, зато отлично справляется на конюшне. Идеальные стюарды должны быть разными, с разными характерами. Задача шеф-стюарда разглядеть сильные стороны членов команды и определить область работы для каждого индивидуально. «Идеальный стюард обязан хорошо ориентироваться в правилах и регламентах, но, главное, должен знать, понимать и любить лошадей, – рассказывает Игорь Коган. – Разберем небольшой пример: всадник или коновод пытаются завести лошадь в мойку. Лошадь сопротивляется, нервничает, ее поведение становится опасным для коновода, окружающих и других лошадей. Коновод или всадник начинают наказывать лошадь. В такой ситуации один стюард напишет рапорт или покажет всаднику желтую карточку (причем формально он будет прав), а другой – успокоит всадника и лошадь и сам поможет завести ее в мойку». Как вы думаете, кого из этих двоих стоит назвать хорошим стюардом?
С любовью к профессии
Стюард должен помнить, что он член команды, обеспечивающей успех турнира. От ее работы зависит, пройдут ли соревнования на высоком уровне, станут ли они праздником для зрителей, участников и, не в последнюю очередь, для спонсоров. Человек, занимающий эту должность, должен быть компетентным, позитивно настроенным и понимающим участников соревнований, умеющим взаимодействовать с коллегами и способным смело отстаивать принципы «честной игры» и «красивого спорта». Описывать идеального стюарда можно долго – главное, как и в любой профессии, это бескрайнее желание развиваться и с любовью выполнять свою работу.