Автор: Анна ИЛЬЯСОВА
Номер журнала: ЗМ №2(138)2014
Год назад компания Rolex поразила весь мир конного спорта, уступив место новому титульному спонсору FEI – часовому дому Longines. Сначала конная общественность ахнула от удивления – как можно вот так взять и бросить сферу, в которую бренд был вовлечен ни много, ни мало, полвека! Многие были разочарованы, другие искали причины и предпосылки, третьи умничали – «все давно к тому шло»… но позже выяснилось, что Rolex вовсе не собирается уходить из этой сферы, а контракт FEI с Longines – очередной политический ход руководства Федерации
С чего все начиналось? Как часовики пришли в конный спорт и почему именно Rolex долгие десятилетия считался эталоном совершенства? Корни этой истории уходят глубоко в прошлое, но Rolex всегда был и остается общепризнанным символом успеха и роскоши. Возможно, выбор в пользу конного спорта был делом случая, а возможно, дело в схожих принципах, ведь успех Rolex – не в дорогостоящем оформлении, а в новейших технологиях, используемых в моделях часов этого бренда, что роднит политику фирмы с конным миром.
Только лучшее
Неразрывная связь компании Rolex с миром спорта и выдающихся свершений восходит к моменту основания часовой марки. Создавая свое часовое предприятие, немец Ганс Вильсдорф находился под впечатлением от радикальных перемен, происходивших в европейском обществе в начале ХХ столетия. В то время, когда наручные часы считались хрупким украшением, он решил создать прочные, точные и надежные часы, приспособленные к новому образу жизни – активному, как никогда прежде. Именно в конце XIX века спорт высших свершений набирает невероятную популярность, – в 1896 году Пьер де Кубертен восстанавливает античные традиции Олимпийских игр, где меряются силами спортсмены со всех стран, а конные состязания стали самым зрелищным украшением этих соревнований.
Вдохновленный спортивными амбициями Ганс Вильсдорф стремится в своем часовом деле статуса лучшего из лучших. Именно для этого в 1910 году наручные часы марки Rolex получили – впервые в своей категории – сертификат хронометра от Бюро контроля точности хода часов, расположенного в швейцарском городе Бьенн. Этого было мало – ведь прогресс не стоял на месте. В 1926 году компания Rolex разработала модель Oyster – первые в мире наручные часы, ставшие водонепроницаемыми благодаря корпусу, снабженному оригинальной запатентованной системой привинчиваемых безеля, крышки и заводной головки. Для демонстрации серьезности своего изобретения год спустя Ганс Вильсдорф вручил часы Oyster не кому-либо, а спортсменке-пловчихе Мерседес Гляйтце, которой предстояло пересечь Ла-Манш вплавь. После десятичасового пребывания в воде часы продолжали прекрасно работать. Так, молодая англичанка помогла засвидетельствовать исключительные характеристики часов Oyster и стала первой спортсменкой в ряду сподвижников компании Rolex.
Под руководством Ганса Вильсдорфа компания Rolex продолжила испытывать свои изделия в различных условиях, рассматривая мир спорта как испытательный полигон для подтверждения качества часов Oyster и неоднократно демонстрируя их надежность в самых экстремальных условиях: на земле, в воздухе, в глубинах океана и на вершинах самых высоких гор. Благодаря своим многочисленным достижениям компания Rolex стала для всего мира образцом хронометрической точности, прочности и надежности.
Вначале была… Пэт
Rolex продолжала свой неустанный поиск совершенства. И, вполне естественно, что вскоре компания обратила внимание на конный спорт. Первым шагом в этот неповторимый особый мир начинается для бренда со знакомства с Патрисией «Пэт» Смит. В 1956 году эта конкуристка стала обладательницей бронзовой медали Олимпиады в Стокгольме, а в 1957 году она становится сподвижницей Rolex в мире конного спорта. Пэт стала первым лицом Rolex в конном спорте, могла ли она догадываться, какого масштаба достигнет участие компании в ее любимом деле? Ведь спустя всего несколько лет все спортсмены мира будут мечтать попасть в ряды представителей этой компании, а главной целью на рейтинговых турнирах станут «очки Rolex»…
Еще вначале 2013 года можно было смело сказать, что Rolex поддерживает самые престижные в мире конного спорта мероприятия и лучших всадников планеты. Сегодня это выражение тоже актуально, но звучит с иным оттенком: Rolex сражается за право поддерживать турниры и верных бренду спортсменов. В рядах команды Rolex сегодня состоят Родриго Пессоа, Кевин Стаут, Стив Герда, Эрик Ламаз, Изабель Верт, Зара Филиппс и Мередит Майклс-Бербаум. Но в мире, где все карты были отданы в руки прямым конкурентам – часовому дому Longines, продолжать держать планку вовсе нелегко. Ганс Вильсдорф дал жизнь бренду в борьбе с вызовами внешнего мира, мог бы он предполагать, что компании предстоит такой вызов? Но, следуя политике Rolex, бренд пытается преодолеть и эту сложность.
Турниры
До 2013 года компания Rolex занимала неизменный пост генерального спонсора Международной федерации конного спорта. Все официальные чемпионаты проходили под цветами Rolex, самая сложная система на выходе была неизменно зелено-желтой, результат участников отсчитывал хронометр Rolex, а тройка победителей получала часы с эксклюзивной гравировкой в подарок. С 2002 года Rolex выступала также в качестве спонсора и Всемирных конных игр. Долгие годы мировой конкурный рейтинг именовался «Рейтингом Rolex», за очки в котором боролись лучшие всадники мира. По инициативе компании с 2001 года проводится финал Top-10 Rolex IJRC, помимо этих престижных турниров, Rolex поддерживала все чемпионаты Европы.
Верность ценностям
Rolex стала настоящим символом элитарности конного спорта, но в 2013 году компания получила настоящий «удар в спину»: следуя своим политическим интересам, Международная Федерация конного спорта отказалась продлевать сотрудничество с брендом. Это потрясло руководство компании, ведь именно Rolex более полувека поддерживала конный спорт, прилагая максимум усилий для его развития и популяризации.
Однако, как часы Rolex продолжают свой точный ход, несмотря на испытания внешней среды, так и представители компании решили продолжать следовать избранному курсу, несмотря ни на какие политические игры.
В официальном заявлении представители компании Rolex выразили свое открытое разочарование решением FEI прекратить партнерство и избрать для себя другого часового спонсора. Однако, вопреки противодействию со стороны официальных структур, Rolex продолжила выступать в качестве одной из основных сил, задействованных в столь специализированной области, как конный спорт.
Многие турниры и организации, также разочарованные решением FEI, заявили о своей лояльности Rolex. Федерация конного спорта США заключила контракт с часовым домом, а один из самых престижных конных турниров в мире – CHIO в Аахене – поступился статусом этапа Кубка Наций, не желая пускать на площадку нового спонсора – Longines. Аналогичная ситуация сложилась и с ежегодными крупнейшими троеборными турнирами Rolex Kentucky Three Day Event, в отношении которого она выступает как спонсор, а также с Rolex Badminton Horse Trials и Burghley Horse Trials, где бренд по-прежнему удерживает статус официального хронометриста. Еще одним вызовом официальным стартам стало объединение турниров Rolex Grand Slam: 3 турнира «5 звезд»: Spruce Meadows Masters, CHIO Aachen и Concours Hippique International de Genиve, которые «оттягивают» своими головокружительными призовыми фондами сильнейших всадников мира, отказывающихся от официальных стартов, рейтинговых турниров ради участия в серии Rolex. Настоящим же «камнем преткновения» двух часовых спонсоров стали Всемирные конные игры 2014, которые хоть и являются официальным чемпионатом под эгидой FEI, но сумели сохранить лояльность Rolex, и именно этот бренд будет осуществлять хронометраж в Нормандии.
Прославленный настоящими чемпионами мир конного спорта неустанно стремится к высочайшему мастерству и совершенству. Несмотря на политику FEI, Rolex остается верным партнером конного спорта, ценности которого он разделяет, и способствует распространению конного спорта во всем мире. Конечно, это не просто альтруизм, ведь большинство потенциальных клиентов Rolex приходят из элитных видов спорта: гольф, теннис и конный спорт, и внезапно потерять такую нишу рынка – большой удар по политике компании. Но пока Rolex удерживает свое влияние в этой сфере, а вот выдержит ли новое сотрудничество FEI 50-летнее испытание на прочность, покажет время… а на часах какого бренда это время отмерять – личный выбор каждого. ЗМ