Результаты Генеральной Ассамблеи FEI 2025 (4-7 ноября, Гонконг) сложно трактовать для нашей страны иначе как исторические. Да, пока, к сожалению, без флага и гимна, но наши спортсмены возвращаются в международный спорт. О том, как удалось этого добиться, мы поговорили с генеральным директором МКК «Вольт», генеральным секретарем ФКСР и членом Комиссии по международному сотрудничеству ОКР Еленой Тереховой. А заодно обсудили спорт как самый рабочий инструмент «мягкой силы», многополярность современного мира в проекции конного спорта, инициативы нового министра, место России (буквально) в международном конноспортивном сообществе и многое другое.
Елена Михайловна, это уже шестая Ваша ассамблея FEI. Каковы Ваши впечатления в целом от поездки в Гонконг?
Впечатления от Генассамблеи не просто положительные, а просто фантастические! Самое главное – мы наконец достигли результатов, к которым долго и целенаправленно шли. Ведь еще в 2022 году под руководством президента Федерации конного спорта России Марины Владимировны Сечиной была разработана стратегия возвращения спортсменов, официальных лиц и, по возможности, соревнований.
Заседание Евразийской ассоциации конного спорта (III региональной группы FEI) в рамках Генеральной ассамблеи (фото: FEI/Shortcut by Jason)
Как эта стратегия реализовывалась?
В 2022 году, когда для российских спортсменов случилась катастрофическая ситуация, никто сначала не понимал, как вообще действовать. Не было возможности перенять чей-либо опыт, потому что международные санкции такого масштаба никогда прежде не применялись. Думаю, большую роль сыграл приход на пост министра спорта Михаила Владимировича Дегтярева, который в 2024 году стал еще и президентом Олимпийского комитета России. Поменялась стратегия поведения национальных федераций относительно нейтрального статуса спортсменов. Если раньше имело место непонимание, как к этим людям относиться – и на уровне руководства, и вообще с моральной точки зрения (кто-то считал их «предателями»), то сейчас, при объединении Минспорта РФ и ОКР под руководством одного лидера, было четко обозначено, что это наши спортсмены. Под каким бы флагом они не выступали, мы знаем, что они наши. Когда позиция обозначена, стало понятно, как выстраивать свои дальнейшие шаги.
С 2023 года мы уже без проблем участвуем во всех международных конференциях и семинарах, во всех соревнованиях, где это возможно. Мы не отворачиваемся от международного сообщества, которому пришлось принять тот факт, что Россия никуда не уходит.
Ключевые события конноспортивной дипломатии 2025 года: спортивный форум FEI в Лозанне (фото: из личного архива)
Голос Федерации конного спорта России был слышен в FEI?
Да, Россия же не была лишена членства в FEI и соответствующих прав (в частности, голосования). Мы пользовались возможностью коммуницировать в рамках Международной федерации конного спорта и постепенно достигали определенных успехов. Во-первых, добились того, что после Генассамблеи в Мексике в 2023 году российские спортсмены начали выступать под нейтральным статусом. В дальнейшем мы добились возвращения образовательных программ, потом отменили взнос в размере 1000 швейцарских франков для детей (сначала для подтверждения нейтрального статуса спортсменов-детей требовался депозит на проведение дополнительной проверки).
Я считаю, что это было абсолютно неоправданно. Жаль, что спортсменам пришлось за это платить. Когда были достигнуты результаты посредством личных встреч, телефонных переговоров, «кофейных» переговоров – я так называю общение во время кофе-брейков на различных мероприятиях. В нашем случае это самая важная составляющая дипломатии. Часто люди, оппозиционно настроенные, не готовы заявить что-то публично. Но они готовы проголосовать, если с ними поговорить, объяснить, аргументировать, дать доводы, рассказать о ситуации в других федерациях.
Ключевые события конноспортивной дипломатии 2025 года: Генеральная ассамблея в Гонконге – время важных встреч (фото: из личного архива)
______________________
Главные решения Бюро FEI
-
Упрощенный нейтральный статус. Спортсменам из России и Белоруссии более не требуется проходить индивидуальную проверку для получения статуса «нейтрального атлета». Однако его можно будет мгновенно лишить в случае любых публикаций в поддержку СВО в социальных сетях.
-
Допуск к ключевым стартам. Российские и белорусские спортсмены и команды получают право участвовать во всех соревнованиях, включая квалификационные к чемпионатам мира, Европы и Олимпийским играм (исключительно в статусе нейтральных атлетов под олимпийским флагом).
-
Возвращение соревнований в Белоруссию. Белоруссии разрешено проводить международные соревнования на своей территории, в том числе квалификационные.
-
Реинтеграция официальных лиц. Судьи и другие официальные лица, подтвердившие свою квалификацию, вновь допускаются к работе на всех международных турнирах.
______________________
Ключевые события конноспортивной дипломатии 2025 года: Генеральная ассамблея в Гонконге – время важных встреч (фото: из личного архива)
Возвращаясь в Гонконг – что Вам запомнилось больше всего после минувшей Ассамблеи?
Во-первых, я поражена азиатским гостеприимством. Организация была прекрасная. С момента выхода из самолета в аэропорту встречали волонтеры. Это такой китайский стиль: тебя сразу встречают и сопровождают, не оставляя ни на секунду. Это продолжалось на протяжении всего времени.
Хотелось бы также отметить, что на этой Генассамблее особенно чувствовалось, что мир стал не биполярным, а полицентричным. Заметно снижается влияние европейских стран. Азиатская сторона, совместно с арабской группой, набирают силу. Мир стал полицентричным, и мы видим это во всей большой политике. На Генассамблее это проявилось достаточно ярко.
Получается, мировая политика концентрируется в таких проявлениях, как конный спорт?
Мы говорим о так называемой «мягкой силе» в области науки, образования и спорта. И именно у спорта самая четко выстроенная структура: есть МОК, международные федерации, национальные федерации, национальные олимпийские комитеты. Старый тезис, что спорт вне политики, давно устарел. Мы прекрасно видим, что спорт – это ни что иное как часть политики. На протяжении двух лет мы активно пытались убедить международную федерацию, что наши спортсмены имеют право участвовать в соревнованиях и не должны отвечать за действия правительства.
Как вообще в течение этих тех лет происходила коммуникация с международной федерацией?
Восприятие нашей страны менялось, и это было очень хорошо видно. В 2021 году, когда Ассамблея проходила в Антверпене, Марина Владимировна сидела в составе Бюро FEI на сцене, мы были в первом ряду. И президент, и генеральный секретарь искали поддержки, понимали, какой силой является Россия. Мы, конечно, проводили договоренности и лоббировали свои интересы. Тогда принимались важные для нас решения, в том числе, например, об участии трех всадников в олимпийских командах.
В 2022 году, когда я приехала в ЮАР, в огромном зале наше место было в самом конце. Россию тогда воспринимали так… Постепенно нас вернули с «галерки»: в этом году я опять была на первом ряду (хоть и не в центре). Отношение к твоей делегации прекрасно чувствуется на уровне ощущений.
Ключевые события конноспортивной дипломатии 2025 года: Генеральная ассамблея в Гонконге – время важных встреч (фото: из личного архива)
Как Вы использовали возможность диалога с руководством FEI?
Во время спортивного форума FEI, который проходил в Лозанне в марте этого года, я в очередной раз подошла к генеральному секретарю Сабрине Ибанез со своим единственным вопросом: как вернуть российских всадников и официальных лиц на международную арену? Спросила, как мне вынести это на Бюро и что нужно сделать, чтобы получить большинство. Она дала хорошие рекомендации. Тогда же мне удалось убедить их не брать деньги с детей за проверки. Аргументы были услышаны.
Через некоторое время к нам обратился Олимпийский комитет России с просьбой помочь в организации встречи Михаила Дегтярева с Ингмаром де Восом. Он ведь является не просто президентом FEI – он президент ассоциации всех летних олимпийских видов спорта и член исполкома МОК. Так вот, зная, что у нас выстроен с ним хороший контакт, генеральный секретарь ОКР Виктор Березов попросил помочь. Визит Дегтярева в Лозанну состоялся. Его задача – восстановить членство России в МОК, и он активно работает над этим. Мы смогли организовать ему неформальную встречу с Де Восом, на которой была составлена дорожная карта реализации проекта по возвращению.
Тогда же возникла идея написать письмо руководству FEI с просьбой включить в повестку Генассамблеи FEI на общее голосование два вопроса: упрощение принятия нейтрального статуса для россиян и возвращение наших спортсменов, официальных лиц и команд под нейтральным флагом или флагом FEI на международные соревнования (просить возможность выступать под национальным флагом было бессмысленно). Эти два вопроса внесли в повестку, и началась активная работа с другими национальными федерациями.
Лучшим способом расширить мои международные связи перед Генеральной ассамблеей стало прохождение обучения на курсе FEI для генеральных секретарей и национальных администраторов. Там мне удалось встретиться и пообщаться с представителями 17 национальных федераций. Еще десятки обращений мы направили в виде писем. Был важен каждый голос! Кроме того, руководству FEI мы дали понять, что не сидим на месте.
Огромную благодарность, конечно, нужно выразить Ольге Коган (ведущий специалист по международным связям ФКСР – прим. ред.). Она уже давно занимается коммуникацией с представителями FEI, со многими знакома лично. Ее вклад в достижение наших сегодняшних успехов невозможно переоценить!
(фото: Кристина Джоанна Ерусланова)
Какая реакция на эти обращения была в разных странах?
К коллегам по нашей евразийской группе мы не обращались – они и так нас поддерживали. Нужны были другие группы. Руководители региональных групп спрашивали в первую очередь, какие страны уже поменяли свою позицию относительно России и просили прислать подтверждения – это работает как цепная реакция.
Я лично общалась с председателями всех групп, кроме европейской (это бесполезно – было понятно заранее, какой будет ответ). У меня была уверенность в поддержке азиатской группы под руководством Хуан Джека (Тайпей), следом нас безоговорочно поддержала VII арабская группа. Потом были африканская и латиноамериканская группы.
Когда группа принимает решение, все страны – ее члены, как правило, поддерживают. Так принято – очень редко кто-то меняет решение. Так вот, когда руководство FEI поняло, что мы не останавливаем работу с национальными федерациями ни на минуту, Ингмар де Вос предложил перенести наши вопросы на рассмотрение Бюро FEI, заседание которое было до Ассамблеи. Он полностью согласился с моей позицией об упрощении нейтрального статуса.
Еще одна важнейшая задача для нас сейчас – получение командной лицензии на Олимпийские игры 2028 года. И вопрос с командными соревнованиями был самым непростым. Де Вос говорил так: «Давайте смотреть правде в глаза, на чемпионате мира 2026 года вероятность получения лицензии на Олимпиаду для ваших сборных чрезвычайно мала». Зато удалось добиться договоренности, что с 1 января 2026 года у наших спортсменов есть возможность получить личные квалификации, чтобы принять участие в special event и для получения лицензии на 2028 год.
Будет ли возможность проводить на территории России или Беларуси командные special events, как это было в 2019 году?
Я уверена без всяких иллюзий, что пока не будет завершена спецоперация, на территории России мы не сможем проводить международные соревнования. Но в рамках этих договоренностей, и в том числе нашей совместной работы с Белорусской федерацией, мы договорились с Ингмаром де Восом так: «Вы не разрешаете нам выступать под национальным флагом, тогда дайте нам международные соревнования на территории Белоруссии». Он согласился с этим.
Важным аргументом в общении с президентом FEI стало то, что он понимал – на общем голосовании в рамках Генассамблеи нас, возможно, поддержит большинство стран.
(фото: Кристина Джоанна Ерусланова)
Какие чувства Вы испытываете, когда у Вас получается успешно отстаивать интересы наших спортсменов?
Конечно, я чувствую себя намного увереннее, чем три года назад, когда только-только начала работать на посту генерального секретаря нашей федерации. Приобретен большой опыт, есть результаты работы. В 2022 году я была растеряна, у меня не было такого опыта... Впрочем, все тогда были растеряны. За это время занималась в том числе самообразованием в спортивной международной дипломатии, изучала кейсы и продолжаю это делать. Я осознаю, вижу, что стратегический план, который мы наметили под руководством Марины Владимировны, реализуется.
Вам нравится эта роль, которую Вы сейчас выполняете?
Я чувствую себя очень полезной, востребованной, на своем месте. Вижу результаты своего труда, они положительные на данный момент. Вообще, созданы прецеденты для многих федераций – они ссылаются на наши решения и это то, что было сделано нашими руками.
Расскажите, каким будет следующий год для нашей конноспортивной дипломатии?
Думаю, наши задачи только увеличиваются. Но мне хотелось бы, чтобы наши спортсмены совместно с тренерским штабом за этот год получили квалификации для участия в крупных международных турнирах, чтобы команды поехали. А мы будем стараться работать над вопросом возвращения международных соревнований на территорию Российской Федерации.
Цели есть, и они очень амбициозные, задачи очень тяжелые. Ну что ж, пожелаем нам всем удачи!