Понятие «социальной лицензии» возникла далеко не сегодня. Ей как минимум лет 25. Изначально речь шла о крупных добывающих компаниях и крупных корпорациях, которые строили шахты и заводы в малонаселенных местах или в экономически депрессивных районах. Все это подавалось под соусом экономического развития и повышения уровня жизни местного населения, которое получало рабочие места, дороги и налаженную инфраструктуру. Однако, это была всего лишь одна сторона медали. С другой же, население «в одном пакете» частенько получало чудовищную экологию, повышение уровня преступности и разрушение привычного уклада жизни. Не всем же нравится ходить в бар или тренажерный зал. Некоторые, как мы знаем, любят носиться верхом по полям, купаться в озере или удить рыбу в реке. Поэтому довольно быстро противостояние больших корпораций и местного населения стало достаточно ощутимым с обеих сторон. Дела обстояли примерно так, как в фильме «Эрин Брокович» с Джулией Робертс. Ну, или если нравятся варианты «лайт», – «Любовь с уведомлением» с Хью Грантом и Сандрой Буллок.
Рождение понятия
Стало очевидно, что корпорациям нужно договариваться с местным населением. Эффективность подкупа и шантажа местных властей общеизвестны, но не всегда срабатывают на 100 процентов, тем более в эпоху соцмедиа, когда каждый сам себе блогер. Так вот, неформальное разрешение или соглашение или признание деятельности некоей корпорации местным сообществом и носит название «социальной лицензии».
Тут же набежало много умников, которые стали это понятие раскладывать по полочкам, пробовать на вкус, проводить эксперименты и строчить научные труды. Кто-то считает, что социальная лицензия касается только местного сообщества или общества в целом, кто-то – что акционеров она тоже касается, да и вообще всех сотрудников отдельно взятой корпорации или предприятия. В электронной финансовой энциклопедии написано, что «социальная лицензия на деятельность – это не юридически обязательное требование, а, скорее, социальный контракт, который компания или отрасль должны заключить и поддерживать в течение определенного времени. Она строится на доверии, прозрачности и ответственном поведении. Чтобы получить и сохранить социальную лицензию, компании должны восприниматься как ответственные корпоративные граждане, которые ставят во главу угла благополучие своих сотрудников, общества и окружающей среды». А отдельные адепты этого понятия вообще считают, что социальная лицензия – один из инструментов устойчивого развития. Аплодисменты.
Так что же ты, наконец?
Однако, социальную лицензию невозможно измерить или вообще дать точное определение. В суд с ней не пойдешь, к адвокату не явишься. Сертификат в рамочке – тоже не вариант. Да и к тому же нет единых критериев ее определения.
Тем не менее, о ней много рассуждают. Тема оказалась весьма жизнестойкой, и вот, наконец, она докатилась и до конного спорта. Нет-нет, не пугайтесь! Лошадей пока не заставляют выбирать себе всадников тайным и всеобщим голосованием или заседать в комитетах по этике, но нашлись люди, которые смогли увязать социальную лицензию и конный спорт. Удалось это, в частности, нашей уважаемой Международной федерации конного спорта (FEI). Причем, тема социальной лицензии для конного спорта органично выросла из другой – о благополучии лошадей.
Но тут есть одна загвоздка. Материалы о благополучии лошадей всегда довольно конкретны – есть преступники и преступления, даже находятся оборотни на коне. К ним оказались причислены Шарлотта Дюжарден, Мартин Фукс, Эрик Ламаз и многие другие известные спортсмены. Свободная пресса свободно публикует эти вопиющие факты, которыми чаще всего ее снабжают, как принято говорить, инсайдеры. Нет сомнений, что жестокости нет места не только в спорте, но желательно нигде. Все эти случаи требуют анализа и подробного разбора, но ни в коем случае не огульного шельмования.
А вот социальная лицензия, как вы уже поняли, – понятие довольно расплывчатое. Поэтому и документы довольно расплывчаты в стиле «мы против всего плохого и за все хорошее».
Страница из презентации 2023 года Комиссии по конной этике и благополучию: «Почему сейчас? Растущая обеспокоенность по поводу использования лошадей в спорте»
«Стадия принятия»
На бумаге все гладко. Нужно соблюдать высокие стандарты, нести светлый образ спорта в массы на стадионах и прессе, рассказывать о положительных примерах и внедрять передовые практики. Но вот что такое «социальная лицензия» применительно к конному спорту по-прежнему неясно. Только если вас устроит туманное определение «принятие общественностью» или что-то в этом роде. И каким же образом получать эту самую социальную лицензию, когда конный спорт в большинстве стран, и это тоже подчеркивается во всех программных документах, плоть от плоти культуры каждой конкретной страны? Почитайте про соревнования аргентинских гаучо, и волосы встанут дыбом. Причем, непонятно, для кого их забавы опасней, для лошадей или всадников.
Нет никаких сомнений, что в Федерации работают неглупые люди, и они отлично понимают разницу между благополучием, жестокостью, культурой и конным спортом. Так зачем же они сами втягиваются и нас втягивают?
Давайте посмотрим по сторонам!
Движение за права животных становится все более и более массовым. Причем, в общие ряды встают и веганы, и противники продажи животных в зоомагазинах, и милосердные люди, протестующие против жестокого обращения с Божьими тварями, и Бог весть, кто еще. В англоязычной Wiki таких организаций перечис-лено без малого сотня. А существуют еще и организации, направленные на защиту конкретных животных – собак, кошек, лошадей и мышей, наконец.
Марш за права животных в Лондоне. 2023 год
Все эти организации имеют влиятельных сторонников и довольно неплохое финансирование. В прошлом году за счет пожертвований они насобирали 800 миллионов долларов; а организация PETA (People for the Ethical Treatment of Animals) объявила в 2023 году о доходе без малого 80 миллионов долларов. На этом фоне международная организация по защите благополучия лошадей WorldHorseWelfare, которая базируется в Великобритании, выглядит весьма скромно – в прошлом году она отчиталась о прибыли «всего лишь» в 16,5 миллионов фунтов.
Под благими лозунгами о защите прав животных порой творятся страшные вещи. В США в 2022 году со стороны тех, кого по-русски называют зоошизой, в переводе – защитники-экстремалы прав животных, было зафиксировано 95 актов вандализма в отношении животноводческой собственности, 70 украденных животных, 10 поджогов, 9 нападений и угроз и прочее.
А при чем же здесь конный спорт, спросите вы? А вот причем. После вот только что прошедшей Олимпиады в Париже упомянутая выше PETA настрочила петицию с призывом исключить конный спорт из олимпийских видов, и подписали ее уже более 80 тысяч человек.
Доклад Комиссии по конной этике и благополучию на Генеральной ассамблее FEI в 2022 году (фото: FEI)
Попытка подстелить соломку…
Возможно, разговоры о «социальной лицензии» – это попытка FEI таким образом встроиться в текущую повестку, защитить себя и конноспортивное сообщество хотя бы таким способом. С волками, как говорится, жить… Возможно, они надеются, продемонстрировав добрую волю и продекларировав «правильную» позицию, каким-то образом избежать, скажем так, слишком пристального внимания к себе экстремальных зоозащитных организаций? А то, как бы те не заставили посадить лошадей верхом на всадников.
Достаточно ли таких попыток? Из истории мы знаем, что монолитное и организованное меньшинство вполне способно сокрушить не только неподготовленное большинство, но и здравый смысл. На стороне Федерации пока только сама Федерация, в то время как PETA и им подобные пытаются собрать широкую общественную базу. Возможно, разговоры про «социальную лицензию» повлекут за собой конкретные шаги по формированию международной армии защитников со стороны тех адекватных людей, кто, не обязательно будучи спортсменом, любит и ценит лошадей и изысканное искусство верховой езды.