Отпусти и забудь?

Конный спорт: Отпусти и забудь?

Автор: Анна ВЕСЕЛКОВА
Номер журнала: GM №6(215)2022
Фото: иллюстрация Валерия БЕЛЯЕВА

Мы продолжаем исследовать семейную психологию. Интернет пестрит полезными советами и статьями на тему, как реагировать взрослым, если подросток захотел бросить хобби или спорт, но в сети не найти ответа, когда ситуация прямо противоположная. Как поступить родителям, если ребенок вынужден отказаться от любимого занятия? Что делать, когда приходит пора повесить краги на гвоздь?

Психология безопасности
 
Существует множество причин, по которым родители приходят к мысли о прекращении подростком занятий конным спортом: это может быть внезапное изменение в финансовом положении, пере­езд, поступление в институт и другие обстоятельства. Важно то, что, вероятнее всего, это решение станет для ребенка фактором стресса. Но насколько быстро и уверенно он с ним справится, будет зависеть именно от родителей.
 
Если событие не происходит внезапно, лучше подготовить подростка заранее, чтобы у него было время свыкнуться с мыслью, что в какой-то момент придется отказаться от верховой езды. В любом случае, озвучить решение необходимо честно и открыто, родителям важно объяснить свое мнение по этому вопросу, заняв четкую и уверенную позицию. Главное для мамы и папы – не впадать в детские реакции, не поддаваться провокациям и эмоциям.
 
Потеря любимого хобби – это полноценная утрата, сопоставимая с потерей работы, друзей и даже смертью любимого человека. Отрицание, гнев, торг, депрессия и принятие – именно так, согласно исследованиям американского психолога Элизабет Кюблер-Росс, выглядят классические стадии принятия неизбежного. У подростка такое проживание проходит достаточно ярко и бурно, поэтому родителям важно поддерживать ребенка на всех этих этапах.
 
Путь к принятию
 
Подросток сначала отрицает само существование проблемы: это случайность, так сложились обстоятельства, дальше будет лучше, родители передумают и так далее. На этом этапе взрослые должны бескомпромиссно заявить о своем решении, дать ребенку понять, что обратного пути не будет.
 
Затем приходит черед гнева: у одних он направляется на себя («я неудачник, горе-спортсмен»), у других – вовне («виноваты родители, тренер, система, обстоятельства»). Здесь нужно обязательно выслушать подростка, дать высказаться, проговорить и прожить эмоции. Необходимо реагировать терпеливо, не принимать оскорбления и истерику на свой счет, объяснить ребенку, что плакать и злиться – это нормально. Можно даже выделить специальное время на гнев, писать письма, выражая злость в словах. Разным людям помогают различные техники, но всегда следует помнить о том, что жизненно важно проговаривать свои чувства, а не замалчивать и избегать «неприятных» эмоций. На данном этапе можно посоветоваться с психологом, вспомнить какие-то свои сложные ситуации и рассказать подростку, как справились с ними вы. Часто загнанные в тупик подростки пытаются торговаться, но если родители заняли принципиальную позицию, то ни гнев, ни торг не приводят к успеху, и ребенок вплывает в океан депрессии. Именно в таком состоянии некоторые дети решаются на крайности, и здесь взрослым важно отследить, чтобы такое состояние не привело к опасным зависимостям: курению, алкоголю, наркотикам. Другие же погружаются в пучину жалости к себе и иногда надолго застревают в этом состоянии.
 
Большая проблема состоит и в том, что если доверительные отношения не были выстроены раньше, то в кризисный момент наладить их еще сложнее. На данном этапе родителям нужно быть как никогда терпеливыми и внимательными к ребенку, искать вместе то, на что можно опереться: другие хобби, друзья, хорошие отношения с родственниками или переключить внимание. Нужно создавать стабильность в семье и в быту, продолжать ритуалы, проявлять заботу в маленьких деталях, например, вместе завтракать, бегать, ходить в кино и прочее. Также можно снизить общую нагрузку на ребенка – оставить необходимые и социальные занятия, но не перегружать, поскольку на переживание действительно уходит много сил.
 
Искать варианты решения нужно не в острый момент – потерю сначала требуется прожить. Можно сделать своеобразную «коробочку воспоминаний» – сложить туда медали, грамоты и фото, поплакать, а потом убрать в шкаф. Наконец, перестрадав, переболев и расставшись с лошадьми, подростки смиряются с произошедшим, принимают его как опыт и ищут возможности жить в новых условиях. И да, со временем это обязательно получается!