Франсуа Боше и его «верховой гений»

История: Франсуа Боше и его «верховой гений»

Автор: Елена ЗОБОВА
Номер журнала: GM №6(173)/2017

«Учитель из учителей» Франсуа Боше (1799 – 1873) определял свою драгоценную методу следующим образом: «Имея лошадь выезженною, сбалансированною и легкоуздою, сосредоточьте ее силы между ногами всадника – и будете играть ею по своему желанию». Эта метода, ясная и простая, безусловно, оставила свой глубокий след в деле верховой езды.
«Как ездок высшей школы Боше не имеет себе равного, но изобрел высшую школу не Боше, – писал Джеймс Филлис в своей книге „Основы выездки и езды“. – Искусство это выработали несколько поколений наездников, но Боше создал новую самостоятельную методу». Отрицательные стороны системы Боше давно и всесторонне описаны в иппологической литературе: его критикуют за излишнее подавление лошади всадником. Эта система во многом расходится с современными основами выездки, выработанными FEI. И тем не менее нельзя не согласиться, что Франсуа Боше занимает совершенно особое место в истории выездки.
 
Современники восхищались его искусством владения лошадью, которое он демонстрировал во время выступлений в цирке на Елисейских полях в Париже. Всем запомнился такой случай: Боше держал пари, что за шесть недель выездит 4-летнего жеребца чистокровной верховой породы Жерико, отличавшегося неукротимым и злым нравом. И действительно, в условленный день Боше выехал на арену цирка верхом на Жерико. Беспрекословно повинуясь всаднику, жеребец ходил рысью и галопом, делал принимания, менку ног на галопе, пируэты, эффектно осаживал перед трибуной герцога Орлеанского. Признанный мастер отдавал дань моде своего времени – движениям лошади на месте, предельно укороченным аллюрам – и даже пошел дальше: изобрел рысь и галоп назад, менку ног на галопе в один темп на месте – упражение, дошедшее до наших дней. Победа человеческого разума  над животной силой была очевидна.
 
В основе – смягчение и сгибание
 
Боше резюмировал свои идеи в книге «Метода берейторского искусства, основанная на новых началах», вышедшей в 1847 году: «Воспитание лошади заключается в приобретении полного господства над ее силами; располагать ее силами можно только сведя к нулю ее сопротивления, происходящие от физических недостатков». По мнению Боше, физические недостатки создают напряжение в мышечной системе лошади, а наиболее слабое звено в цепи этого напряжения – челюсть, и потому выездку лошади Боше начинал со смягчения и сгибания челюсти, затем шеи, затем поясницы. Исходя из этих принципов строилась система упражнений: сгибания челюсти в руках, боковые сгибания шеи, когда лошадь находится под седлом и стоит на месте, прямые сгибания шеи, повороты на передних ногах, осаживание. Однажды, преподавая в Руане, Боше купил там пару нормандских пони. И хотя они были достаточно смирные, тем не менее, в начале обучения оказывали сильное пассивное сопротивление действию железа. Сидя на одном из них, Боше попробовал натянуть поводья примерно с такой же силой, с какой животное сопротивлялось им, и, таким образом, он нашел средство преодолеть это сокращение мускулов шеи и челюсти – через несколько минут животное уступило, «собралось» и стало послушно поводу. Таким образом, принцип, служащий основанием новой школы, был найден: «сбор делает лошадь слабоуздой, и так как все лошади должны уметь собираться, то, следовательно, будут и слабоузды, через что движения массы производятся легко».
 
Для того, чтобы лучше понять и оценить наследие этого мастера выездки, необходимо вспомнить высказывание Джеймса Филлиса: «Я принял от Боше то, что я называю „его три золотых ключа“, а именно: 1) сгибания только при поднятой шее и голове, 2) его приемы замыкать лошадь (между шенкелями и поводьями) и 3) его сбор, который я усовершенствовал». Отсюда видно, что Филлис буквально методы Боше никогда не применял, а подходил к ней весьма творчески. «До него ни один из наездников не достигал тех результатов, которые получил он, – писал Филлис. – Он преодолел множество затруднений и расчистил путь от множества препятствий, он создал новые манежные упражнения и выполнял их с изумительной тонкостью… Главное достоинство методы Боше заключается в том, что в основе ее лежит идея сохранения лошади путем постановки ее в равновесие, равномерного распределения тяжести тела лошади на ее конечности, разумной гимнастики и сгибаний».
 
Проверка теории практикой
 
Для апробации его системы подготовки лошади и всадника Боше было разрешено применить свой метод в нескольких частях французской кавалерии. В старину для выездки лошади требовалось два или три года, Боше же обещал, что любой рекрут, занимающийся по его системе, уже через 45 дней станет хорошим всадником и сможет сам начинать выездку лошади и в течение 60 дней (занятия, каждое по 30 минут, проходили два раза в день) подготовить ее к прыжкам и выполнению пиаффе. Но, к сожалению, обещания мастера выездки не оправдались. Мало того, в армии обратили внимание на окровавленные сапоги «бошеристов», которые злоупотребляли шпорами. Многие кавалеристы слишком рьяно понимали принцип применения шпор, о котором Боше  говорил: «Да, именно шпорами я умерю жар чересчур пылкой лошади и прекращу ее наиболее яростные порывы». Это упущение сильно вредило распространению его системы, давало повод ко многим заблуждениям. Сам же Боше, руководимый фантастическим чутьем, прекрасно на практике применял свои доктрины, внося в них поправки в процессе работы. В его руках лошадь, сохраняя требуемое равновесие, не теряла стремления двигаться вперед, то есть импульса. Но вот ученики Боше, даже лучшие из них, не умели этого делать…
 
«Чем более действенны приемы, тем больше они требуют чутья и меры в применении. – писал барон де Во. – Во всяком случае, труден не метод Боше, но само искусство». Все это ни в коем случае не уменьшало практической ценности системы Боше, тем более он сам упоминал: «Я обращаюсь только к людям, посвятившим себя искусству верховой езды и имеющим при уверенной посадке большую привычку к лошади; понимающим все, что касается ее механизма». Во всяком случае, новый принцип Боше «руки помимо ног, ноги помимо рук», относящийся к равновесию, облегчил посадку с точки зрения обыкновенной верховой езды.
 
Свое кредо Франсуа Боше сформулировал следующим образом: «Удивляйтесь! Человек сделал больше, чем сама природа. Лошадь стала олицетворением всадника!» Это означало, что в партнерских отношениях всадника и лошади Боше до минимума сводил роль лошади и доводил до максимума роль всадника. Достоверно известно, что Боше не ценил хороших лошадей и любил заниматься с порочными, злонравными, дурноезжими, полагая, что искусство берейтора как раз и состоит в их исправлении.
 
Два великих учителя
 
«Я горжусь тем, что обязан Боше моими познаниями, – писал Джеймс Филлис. – Карон, мой учитель, был учеником Боше. Я глубоко и всесторонне изучал методы Боше, и без этого я не достиг бы в езде той ступени, на которой стою…» Однако при этом Филлис замечал: «Было бы неблагодарностью с моей стороны, упоминая о Боше, не упомянуть в то же время о его противнике Викторе Франколи, от которого я получил много превосходных указаний. Смелостью и энергией посыла в езде Франколи походил на д’Ора». Филлис признавал, что влияние взглядов графа д’Ора на формирование его наезднического искусства было очень велико. У графа д’Ора Филлис перенял принцип «Вперед, всегда вперед и еще раз вперед!» и всегда его придерживался. После Великой французской революции прекратил свое существование знаменитый Версальский манеж, а оба знаменитых учителя верховой езды – Боше и граф д’Ор – продолжали оспаривать друг у друга первенство. Их разъединяло соперничество таланта и положения. Служа различным идеям, они считали себя учителями, представителями каждый своей школы и оставались всегда далеки друг от друга, были врагами. Но как бы то ни было, положение, занимаемое графом д’Ором, его репутация задевали Боше, который чувствовал, что с таким соперником нужно считаться. Естественно, у него возникло желание увидеть графа, а может быть, и тайная надежда заставить его принять свои доктрины, ведь до этого они не были знакомы и никогда не видели друг друга. Увы, единственное свидание, которое из самых добрых побуждений устроил ученик Боше в манеже на улице Дюфо, которым заведовал граф д’Ор, потерпело фиаско и окончательно разъединило обеих знаменитостей!
 
«Боше был очень гордый человек, обидчивый и сумрачный, – писал барон де Во. – Испытывая большие затруднения в распространении своих идей, он считал себя нелюбимым. Его утверждения, несколько резкие и горделивые, встречали много возражений. Но многие становились в ряды его противников инстинктивно: никто не мог указать действительно слабых пунктов в его системе».
 
Человек искусства
 
Когда в 1847 году главным преподавателем Сомюрской кавалерийской школы был назначен граф д’Ор, Франсуа Боше не оставалось ничего другого, как навсегда покинуть родную Францию. Из Парижа Боше переехал в Вену, потом гастролировал по другим европейским городам. Выездкой лошадей Боше занимался до старости и в возрасте 65 лет перенес тяжелую травму: при падении с лошади получил перелом обеих ног. Даже будучи на смертном одре, в последний момент Боше дал очень ценное указание своему любимому ученику генералу Л’Отту, относительно движения руки; этот факт доказывает, что он был в полном смысле слова человек искусства.
 
Франсуа Боше удалось ускорить процесс выездки лошади во много раз и доказать всем знатокам, что возможностей у человека подчинить своей воле животное гораздо больше, чем думали до него. «Я всегда верил в интеллект лошади и на нем основывал свою методу и все принципы, изложенные в этой работе, – писал Боше. – Благодаря такому подходу, подчиняя животное, я всегда требовал от него только то, что оно может понять».
 
В заключение хочется привести актуальную и сегодня цитату барона де Во, активно прак­тиковавшего теорию Боше: «Верховая езда будущего, езда, без сомнения, рациональная, будет в состоянии добавить к его сочинениям только, что духовная сторона лошади есть все; прежде всего следует озаботиться сделать лошадь спокойной и внимательной, обращаться к ее интеллекту, чтобы она понимала наши требования».