От иконы к шкатулке

История: От иконы к шкатулке

Автор: Дарья СОКОЛОВА
Номер журнала: GM №6(173)/2017

Палехская лаковая миниатюра знакома многим: черные лакированные доски, шкатулки, подносы с тонким золотым орнаментом, поверхности которых расписаны любимыми нами с детства сказочными сюжетами: Иван Царевич и Серый Волк, Василиса Прекрасная, Тридцать Три Богатыря, Конек-Горбунок.  Изображения людей, животных, птиц изящны и утонченны и будто светятся изнутри, а задний фон поражает своей прописанностью и обилием деталей. Но много ли мы знаем о истории Палеха — о том, где и когда зародился этот удивительный народный промысел, пропитанный яркостью и поэтичностью традиционных русских фольклорных образов? Откуда в нем взялись это удивительное изящество линий и тонкая, красочная манера письма, характерные для иконописи?

Вначале была икона
 
Палехская лаковая миниатюра зародилась в поселке Палех Вязниковского уезда Владимирской губернии), в ее основе лежит древнерусская живопись и, в частности, иконопись, чьи многовековые традиции и характерные особенности она унаследовала. Палехская иконопись как самостоятельный стиль появилась около середины XVIII века, достигнув своего расцвета в XVIII – начале XIX веков. Характерными чертами, присущими палехской иконе, были мягкие плавные линии и сдержанная красочная гамма, тонкость письма  и обильное применение золота на одеждах святых и в орнаментах, строгая и лаконичная композиция с большим количеством живописных элементов. Очень многие палехские иконы написаны на золотом фоне. Создание иконы было делом многих мастеров: один грунтовал доску, другой наносил общие контуры будущей иконы; преличник писал всю композицию, исключая лики и руки, которыми занимался уже художник-личник. Имена и тексты дописывались мастером-подписывальщиком, а заканчивал работу олифщик. 
 
К середине XIX века в Палехе было несколько известных иконописных мастерских. Пригодилось мастерство палехских иконописцев и в монументальной живописи – многие палешане принимали участие в реставрации храмов Троице-Сергиевой лавры, Новодевичьего монастыря и соборов Московского Кремля — так, например, в 1882 году братья Белоусовы по приказу Императора Александра III восстановили росписи („стенопись“) Грановитой палаты по описям Симона Ушакова.
 
Чтобы не попасть на свалку истории…
 
Революция  1917 года вынудила палехских иконописцев искать новые пути творческой самореализации – новая власть не жаловала церковь и все, что с ней связано, включая иконопись. Спрос на иконы упал, а палешанам пришлось отложить библейские сюжеты и обратиться к светской и революционной тематике. Именно в те годы появилась хорошо знакомая нам сейчас палехская лаковая миниатюра. Она сохранила  характерные черты палехской иконописи: тонкий и плавный рисунок – теперь, правда, преимущественно на черном фоне – обилие золотой штриховки, четкость и удлиненность силуэта фигур и декоративность пейзажа и архитектуры. В своих образных решениях палешане по-прежнему продолжали использовать средневековые приемы стилизации и условность форм с ярко выраженным орнаментальным началом, но если раньше в центре внимания палехских живописцев были библейские мотивы и жития святых, то теперь новое время требовало новых сюжетов: вместо девы Марии и архангелов появились пряхи, пахари и революционные солдаты, а позже стали преобладать сказочные мотивы. Сюжеты заимствовались из русских народных сказок, былин и песен. Изображения теперь наносились на поверхности шкатулок, кубышек, ларцов, панно, пепельниц, брошек, игольниц и другие бытовые предметы, которые, несмотря на ярко выраженную декоративность, продолжали выполнять свою утилитарную функцию. 
 
Одним из самых известных палехских живописцев стал Иван Иванович Голиков. Родившийся в Москве в семье потомственного иконописца, он прошел обучение иконописному делу в мастерской братьев Сафроновых в Палехе, работал в иконописных мастерских, занимался реставрацией живописи и росписью церквей и монастырей. Октябрьская революция, сломав все каноны, заставила молодого живописца искать путь преображения старого искусства в новые формы. Несколько лет проработав театральным художником в Кинешмне, Иваново-Вознесенске и Костроме, он в итоге попал в мастерскую художника А.А. Глазунова, где создал целую серию росписей на папье-маше, в которых четко прослеживалось влияние трех иконописных школ – палехской, строгановской и ярославской. В 1924 году была создана «Артель древней живописи», которая производила расписные шкатулки из папье-маше. Вошли в нее главным образом бывшие иконописцы. В том же году работы членов Артели были представлены на XIV Международной художественной выставке в Венеции, где вызвали широкий интерес общественности. Потом последовал успех на выставках в Париже, Милане, Вене и Берлине. Так, хотя и в довольно неожиданном виде, была спасена традиция палехской иконописи.
 
За свою жизнь И.И. Голиков создал более 1000 лаковых миниатюр самой разной тематики, однако все они были объединены яркой образностью и невероятной поэтичностью: глядя на его работы, ты не просто видишь картинку, но и слышишь шелест листвы в лесу, песни девушек в хороводах, звон колокольчика на тройке… 
 
Стоит отметить, что палехские художники не только занимались производством лаковой миниатюры, но и успешно работали в области театрально-декорационного искусства. Так, И.И. Голиков в 1934 году в своей яркой образной манере проиллюстрировал «Слову о Полку Игореве» – и эти иллюстрации до сих пор считаются одними из лучших к данному литературному памятнику, а его «коллега по цеху», И.П. Вакуров в 1936 году разработал эскизы декораций к постановке «Снегурочки» Московского художественного театра
 
Красные кони Палеха
 
Помимо характерных фигур людей и зданий (палат) в палехской миниатюре присутствовал тщательно прописанный ландшафт и всевозможные бытовые детали: мебель, одежда, оружие, конская сбруя. Встречались и животные – дикие в сценах охоты и лошади в составе троек и батальных сценах. Русская тройка, всегда занимавшая важное место в традиционном народном искусстве, быстро стала едва ли не самым распространенным мотивом и в палехской лаковой миниатюре. Стоит отметить, что для живописцев, стоявших у истоков этого народного промысла, тройка была не только традиционным мотивом, но и частью быта, хорошо знакомой и любимой с самого детства: редкая свадьба или народные гуляния обходились  без нарядной, украшенной праздничными лентами и бубенцами тройки. Вспоминали о тройках с ямщиками и тогда, когда нужно было отправиться на подряды в другие города. Так что нет ничего удивительного в том, что изображения традиционных русских запряжек стали мелькать на шкатулках, подносах, панно, самоварах и прочих предметах быта, превратившись в один из самых ярких и узнаваемых палехских образов.
 
Изображение коня в Палехе ведет свое начало от древнерусской живописи XV века, и поэтому, чтобы лучше понять палехскую живопись, стоит опять обратиться к истории иконописи. Образ коня на иконе мог нести самый разный смысл в зависимости от сюжета: скачущие лошади были аллегорией неустанного бега времени, конь, статично изображенный рядом со святым, или под седлом, символизировал покорность и верность. Глубокий смысл нес и цвет: лошади на древнерусских иконах чаще всего имеют белый, красный и черный (либо темно-синий) цвета. Белый цвет в иконописи символизировал Божественный свет, проникающий по эту сторону бытия, а белый конь служил своеобразным напоминанием о Божьей силе, побеждающей зло; красный цвет был символом тепла, жизни и Воскресения и напоминал верующим о Небесном огне. Черный же конь (или темно-синий, чтобы избежать ассоциации с преисподней) означал божественность и сокровенность.
 
Современные мастера палехской лаковой миниатюры продолжают все так же  создавать уникальные штучные произведения, сохраняя характерные особенности старинных технологий обработки традиционных материалов и не ограничивая Палех малыми формами: мы можем видеть знакомые мотивы и на больших декоративных панно, настенных росписях и театральных декорациях.