Мастер-класс от Ксенофонта

История: Мастер-класс от Ксенофонта

Автор: Егор МЕЛЕНТЬЕВ
Номер журнала: GM №3(170)/2017

Надо признать, за последние 2,5 тысячи лет человечество сильно преуспело в развитии искусства верховой езды и накопило немало полезных знаний о лошадях. Взять хотя бы изобретение такого важного аксессуара, как седло со стременами. Однако основы работы с лошадью и управления ею остались практически неизменными со времен античности. Именно в те времена и было написано первое в истории методическое пособие по верховой езде.
Как Ксенофонт стал философом
 
Однажды в одном из переулков Афин великий Сократ повстречал скромного и смышленого молодого человека. Между ними завязался разговор, и Сократ невзначай спросил его, где можно купить определенную снедь? Получив ответ, он продолжал: «А где можно человеку стать прекрасным и добрым?» Юноша не знал, что сказать, и философ ответил: «Тогда ступай за мною и узнаешь». Так произошло знакомство Ксенофонта с Сократом, после которого он стал учеником и последователем великого античного философа. Именно Ксенофонт сохранил для будущих поколений большинство мыслей своего учителя, записав их в своих «Воспоминаниях о Сократе» и «Апологии Сократа». 
 
Как и большинство античных мыслителей, Ксенофонт в своих трудах не ограничивался одной областью знаний и написал более 40 сочинений на совершенно разные темы: исторические трактаты «Анабасис Кира», «Греческая история», «Киропедия», философские «Пир», «Гиерон», цикл произведений о Сократе и его учении, «Домострой», признанный первым в истории научным трудом по экономике, ряд эссе: «Об охоте», «О тирании», «О доходах», «Лакедемонская полития», «Доходы города Афин». Все эти произведения занимают свое законное место в сокровищнице античной литературы. 
 
Однако есть среди этих драгоценностей одна, которая сияет особенным блеском для всех любителей лошадей: «О коннице». Именно под таким лаконичным названием из-под пера – точнее, из-под стилоса – Ксенофонта вышел первый самоучитель по верховой езде и уходу за лошадьми. В более широком смысле – это вообще первое в истории специализированное произведение о лошадях. И несмотря на то, что в строгом смысле слова это не было научным трудом, все же трактат «О коннице», несомненно, дает право Ксенофонту считаться первым в мире иппологом.
 
 
Стратег, главнокомандующий и литератор
 
404 год до н. э. Между Афинами и Спартой победой последней завершается длительная Пелопонесская война. Афинская держава лишается былого могущества. В это же время в соседней Персии после 19-летнего правления умирает царь Дарий II и на престол восходит его старший сын Артаксеркс II. Брат новоиспеченного царя Кир Младший не оставляет своих претензий на трон и спустя три года отправляется в военный поход против законного наследника и погибает в битве при Кунаксе. 20-тысячное войско становится обезглавленным и не способным к дальнейшим сражениям. Кроме того, оно больше чем на половину состоит из греческих наемников, которым теперь нужно как-то выбираться из самого сердца Персидской империи, с берегов Евфрата, к ближайшему эллинскому городу – Трапезунту – на берегу Черного моря. 
 
Ксенофонту на тот момент чуть больше 30 лет. В качестве частного лица он присоединился к походу Кира Младшего, а когда греческому войску пришлось отступать, стал одним из стратегов, руководивших этой операцией. С самого начала Ксенофонт проявил себя как талантливый военачальник, сумевший вывести бóльшую часть своих соотечественников из чужой и враждебной страны. Впоследствии он прославился и как выдающийся писатель, подробно рассказав об этом походе в своем сочинении «Анабасис Кира».
 
После череды военных походов у Ксенофонта, наконец, появляется возможность несколько лет спокойно заниматься написанием книг в тихом местечке Скиллунд, недалеко от города Элиды. Этот-то период вплоть до 370 г. до н.э. и стал золотым временем для Ксенофонта: тогда он и создал все свои основные произведения, в числе которых был и трактат «О коннице».
 
 
Самоучитель для всадников 
 
Лошадей Ксенофонт любил и прекрасно в них разбирался, возможно, даже более, чем того требовала его служба в рядах греческой кавалерии. Историки считают, что увлечение лошадьми у Ксенофонта началось с раннего детства. Позже у него была редкая по тем временам возможность иметь несколько собственных лошадей. Ксенофонт не раз отмечал важнейшую роль, которую конница сыграла для спасения эллинского войска при отступлении из Персии. Кстати, в «Анабасисе» нашлось место и для сентиментальных воспоминаний, когда писатель рассказывает, как, вернувшись в Грецию и стремясь раздобыть хоть какие-нибудь деньги на пропитание, он с болью в сердце вынужден продать свою последнюю лошадь. 
 
Тексты Ксенофонта на фоне большинства трудов его современников выделяются прямолинейностью, конкретикой, но в то же время не лишены характерной поэтичности античной прозы. В таком же духе написано и «О коннице». Это, по сути, весьма лаконичное практическое наставление для воинов-эллинов, современников автора, выбравших службу в кавалерии. Всадники тогда считались практически отдельным сословием, состоявшим сплошь из аристократии. В отличие от искусства управления колесницами, доведенного, в общем-то, до совершенства, верховая езда еще долгое время повсеместно оставалась чуть ли не тайным знанием, недоступным для большинства смертных. Во многом это происходило из-за того, что основы верховой езды и управления лошадьми не были должным образом сформулированы и систематизированы. Трактат «О коннице» стал, таким образом, неким «продуктом эпохи». Нужен был лишь подходящий компетентный автор, способный обобщить знания о верховой езде и доступным языком изложить их «потребителю». 
 
 
«О коннице» вне времени и пространства
 
Впоследствии оказалось, что Ксенофонту удалось выполнить эту задачу для многих поколений всадников на несколько веков вперед – базовые аспекты этой книги сохраняют свою актуальность до сих пор. Например, это касается принципа поощрения лошади за правильно исполненную команду всадника, способов прогнозирования роста взрослой лошади по длине пясти жеребенка, механизма воздействия на рот лошади посредством трензельного железа и повода и многое другое. 
 
Стоит ли говорить, насколько востребованным оказался этот трактат в процессе мирового развития искусства верховой езды. Из века в век появлялись новые взгляды, идеи по отношению к работе с лошадьми и способам их применения, в середине первого тысячелетия н.э. появились стремена (что заставило в корне пересмотреть возможности сотрудничества человека и лошади), усложнялись конструкции мундштуков и шпор, стали появляться национальные школы верховой езды, зародился конный спорт… А в основе лежали все те же советы Ксенофонта, которые он в начале IV века до н.э. записал для того, чтобы греческая конница стала более подготовленной.
 
Говоря об этом произведении, нельзя не упомянуть и о его закономерном продолжении, трактате «Гиппарх». Под этим красивым древнегреческим термином понимается «начальник конницы». Книга рассказывает о системе управления, организации и иерархии в греческой кавалерии, военных хитростях в деле применения конницы на полях сражений и прочих сугубо военных аспектах. 
 
Как и все прочие труды Ксенофонта, трактат «О коннице» был переведен на многие языки мира. К слову, само название произведение в разных языках звучит по-разному, поскольку греческая форма «Περὶ ἱππικῆς» позволяет определенную свободу в трактовке. Так, в частности, в английском книга называется On Horsemanship, по-немецки – Über die Reitkunst, по-французски – De l'équitation. В русском языке тоже нет единогласия в названии произведения, многие переводят его как «О верховой езде» или «Об искусстве верховой езды». Мы будем ориентироваться на классический перевод 1880 года, выполненный Григорием Андреевичем Янчевецким. Профессиональный филолог, выпускник Императорского университета Святого Владимира (Киев), он перевел все сочинения Ксенофонта, уместив всю антологию в пяти томах. Среди прочих произведений оказался и трактат «О коннице». Переводчик не являлся профессиональным конником, поэтому некоторые термины могут показаться непривычными для искушенных знатоков лошадей, однако смысл текста нисколько не пострадал, а текст в переводе обрел благозвучность и распевность, свойственные античной поэзии.
 
Полный текст этого сочинения невелик – состоит из 12 глав и умещается на нескольких десятках страниц. GM предлагает вам 20 наиболее интересных практических советов и комментариев от древнегреческого ипполога. Некоторые из них до сегодняшнего дня сохраняют истинность и актуальность. Кое-что, конечно, следует пересмотреть с учетом приобретенных за 2,5 тысячи лет знаний. В любом случае выбор трактовки всегда остается за читателем. 
 
 
20 актуальных советов от классика античности
 
1. Если жеребенок на ходу сгибает колени гибко, то можно надеяться, что он и на бегу будет держать их хорошо, потому что с течением времени все лошади делаются в коленях гибче. А гибкость справедливо ценится, потому что с течением времени такая лошадь меньше спотыкается и меньше подбивает.
 
2. Широко раскрытые ноздри лучше сжатых: они дают лучшую возможность дышать и выказывают большую смелость, потому что, например, когда лошадь сердится на другую лошадь или бесится во время езды, у нее сейчас раздуваются ноздри.
 
3. Считаю нужным сказать и о том, что дает возможность меньше ошибиться в росте лошади. Если тотчас по рождении голени высокие, то это будет конь высокого роста, потому что у всех четвероногих с течением времени голени не особенно увеличиваются, но соразмерно с ними разрастается все тело.
 
4. Конюх должен гладить жеребенка по тем местам, где ему особенно приятно; это – места, обросшие волосами, и там, где он сам не может помочь себе, если его что-либо беспокоит. Конюху нужно еще внушить, чтобы водил жеребенка в толпе и приучал к разным видам и разному шуму. А если жеребенок боится, то отучать нужно лаской, а не сердито.
 
5. При покупке военного коня нужно испробовать его во всем, что применяется на войне, это – перепрыгивать рвы, перескакивать невысокие стены, всходить на вершины, спускаться с вершин, ездить по крутизнам вверх, вниз и в сторону. Все это выкажет и выносливый дух, и здоровое тело. 
 
6. Если лошадь хороша на ноги, тихая, достаточно быстрая, готова и может вынести труд и вполне повинуется, такая лошадь, естественно, доставляет своему всаднику менее хлопот и более спасения в делах с неприятелем; а те лошади, которые по своей лени требуют большего понуждения, а по своей горячности – большего ухаживанья, утомляют руки всадника и лишают бодрости в опасности.
 
7. Когда лошадь полюбована, куплена и приведена домой, то стойло ее должно быть в таком месте, где чаще всего может видеть хозяин, и должно быть так устроено, чтобы корм лошади не мог быть выкраден из яслей так же точно, как пища хозяина из его кладовой.
 
8. Заботясь о пище и телесных упражнениях лошади, чтобы она имела здоровое тело, нужно заботиться также о ногах. Стойло мокрое, как и гладкое, вредит даже хорошим от природы копытам. В первом случае надо делать стойло покатым, во втором – высыпать камнями величиной с копыто.
 
9. Каждый день конюх должен выносить навоз и солому и сносить в одно место. Это и для него легче, и полезно для лошади. Конюх должен уметь накладывать намордник и когда ведет для чистки и когда даст поваляться.
 
10. Чистку лошади нужно начинать с головы и с гривы, потому что пока сверху не чисто, напрасно чистить снизу. Все тело можно чистить разными инструментами, сперва против шерсти, затем по шерсти, но до спины нельзя касаться никаким инструментом, а тереть и разглаживать руками по шерсти. Но голову нужно чистить только водой, потому что она вся из костей, и если ее чистить железной или деревянной скребницей, можно причинить боль. 
 
11. Если чистить, стоя в том же направлении, как лошадь, то лошадь может ударить в лицо коленом или копытом; если же стоять перед лошадью, в стороне от голеней, опираясь на плечевую лопатку, то это не грозит никакой опасностью, и, кроме того, можно хорошо осмотреть копыто и раковинную расщелину (ласточку). 
 
12. Для того чтобы конюх правильно набрасывал узду, во-первых, он должен подходить с левой стороны лошади; затем уздечку нужно закинуть на голову, на загривок, и челку держать правой рукой, а удила подносить левой. Если лошадь приняла, тогда, конечно, накладывается подшейник; если же она не раскрывает рта, то удила держать перед зубами, а большой палец левой руки вложить в челюсти, и тогда лошадь по большей части раскрывает рот.
 
13. Никогда нельзя обращаться с лошадью под влиянием гнева. Это первое и главное правило обращения. В гневе всегда есть безрассудочность, так что нередко делается то, о чем после приходится жалеть.
 
14. Если лошадь, подозрительна к чему-либо и не хочет идти, то нужно доказать ей отсутствие опасности, особенно если лошадь горячая, или же самому дотронуться до мнимой опасности и спокойно подводить лошадь; а заставлять идти ударами, значит, усиливать страх, потому что лошадь думает в таком случае, что причиной ударов является предмет ее боязни.
 
15. При сидении на голой спине или на чепраке, мы не одобряем сиденье как на скамейке; нужно сидеть прямо, как будто стоишь, расставив ноги. В таком случае ляжки лучше обхватывают лошадь, и является больше силы для бросанья дротика или для иного удара с лошади.
16Когда лошади будет дан знак трогаться, нужно начинать шагом, как более спокойным способом. Повод держать нужно, если конь несет голову вниз, повыше, а если вверх – пониже. Так красивее.
 
17. Когда лошадь вовсе не умеет прыгать, нужно оставить лошадь в поводу и предварительно самому перейти известный ров, и затем тянуть лошадь за повод, чтобы перепрыгнула, а если она не хочет, то кто-нибудь должен ударить ее как можно сильнее кнутом или палкой. Тогда она перепрыгнет не только это пространство, но гораздо далее. Больше не надо бить; после, если только она увидит кого-либо сзади, тотчас прыгнет.
 
18. При неожиданном порыве лошади, нужно податься вперед: тогда лошадь не так осядет и не так может скинуть, а при быстрой остановке – податься назад, чтобы не свалиться. Перепрыгивая ров или взбираясь на крутизну, не худо держаться за гриву, чтобы лошадь не отягощалась одновременно местностью и уздой; а при спуске вниз нужно и самому подаваться назад и лошадь подхватывать уздой, чтобы не полететь вниз головой всаднику или лошади.
 
19. Если же приучить лошадь идти с слабой уздой, шею держать вверх и голову изогнуть, то лошадь будет делать, что ей самой приятно и чем она гордится. Это доказывается тем, что когда отпущенный конь бежит к другим коням, особенно, к кобылам, он с гордостью вытягивает шею, выгибает голову, гибкие голени несет легко и хвост поднимает вверх.
 
20. Поднявшийся на дыбы конь представляет нечто столь прекрасное, удивительное и восхитительное, что приковывает к себе взоры всех, и молодых и старых, и всякий готов бесконечно смотреть, когда он выказывает свою прелесть.