Рождение легенды
Гамблетониан X, или Гамблетониан Рисдика (от Абдуллы и Кент Мэр), был рожден в мае 1849 года на частной ферме в округе Оранж штата Нью-Йорк, владельцем которой являлся Джонас Сили-младший. Прадедом этого жеребца был знаменитый чистокровный Мессенджер 1780 г.р. Именно через Мессенджера его потомкам передавались качества, которые впоследствии послужили отличительными чертами для американской рысистой породы. Эта закономерность вовсе не случайна: прадед Мессенджера, Сэмпсон, отличался выдающимися рысистыми способностями, не характерными для чистокровных верховых лошадей. Рожденный в Великобритании, Мессенджер начал свою скаковую карьеру у себя на родине и показал отличные показатели резвости. В мае 1788 года, одержав несколько громких побед в скачках, он был продан в Филадельфию, США, где в течение 20 лет использовался в качестве производителя. Поначалу им крыли только чистокровных верховых кобыл, однако позже под этого жеребца стали приводить кобыл породы морган, норфолкская и иноходец наррагансет.
Во многих американских штатах в первой половине XIX века скачки были запрещены из-за их возросшей криминализации. Чего нельзя было сказать о бегах. Точнее, об их тогдашнем американском прообразе. Соревнования в упряжках на устойчивой рыси привлекали в основном небогатых фермеров, и такой вид развлечения довольно быстро стал по-настоящему массовым. Американцы известны своим умением считать деньги, поэтому заводчики быстро уловили направление спроса на лошадей для участия в таких заездах. Цель селекции была ясна: получить лошадь, обладающую устойчивой и резвой рысью, выностливостью и, желательно, способностью передавать эти качества потомкам.
В Российской Империи в первые годы ХIХ века такая лошадь уже была. Родоначальником орловской рысистой породы стал Барс I, рожденный в конном заводе графа Алексея Григорьевича Орлова-Чесменского в 1784 году от сына легендарного Сметанки Полкана I и безымянной серой кобылы из Голландии.
Барс I был первым орловским рысаком. Первым американским спустя полвека стал Гамблетониан Х (именно так звучит полная кличка жеребца согласно его индивидуальному номеру).
Дедом Гамблетониана по материнской линии был Бельфаундер – представитель норфолкской рысистой породы старого массивного типа, выведенной в Великобритании в XVIII веке. В отце Гамблетониана – Абдулле – также текла кровь Мессенджера. Абдулла появился на свет благодаря близкородсвенному скрещиванию: его отец (дед Гамблетониана) Мембрайно был рожден от Мессенджера и его дочери, а мать Амазония – от сына Мессенджера. Поскольку Абдулла не отличался правильным экстерьером и хорошим темпераментом, то был продан почти за бесценок местному рыночному торговцу рыбой.
Сокровище за 125 долларов
История великого Гамблетониана не была бы возможна без Уильяма Рисдика – помощника по хозяйству, которого нанял заводчик Джонас Сили. Именно Уильям заботился о Кент Мэр и ее жеребенке. Рисдик очень привязался к этой паре и, наблюдая за маленьким Гамблетонианом, с каждым днем все больше убеждался в том, что эту лошадь ждет великое будущее. Рисдик попросил Сили продать ему Кент Мэр с жеребенком – и за 125 долларов ему удалось получить свое «сокровище».
Гамблетониан впервые был представлен широкой публике в возрасте 6 месяцев. Его новый хозяин Уильям Рисдик решил показать жеребенка на ярмарке в Гошене, неподалеку от округа Оранж. Гамблетониан практически сразу завоевал внимание публики и вызвал своего рода сенсацию среди конников того времени. Его стали узнавать и даже дали прозвище «сынок Абдуллы Рисдика». Однако за признание общественностью боролся и другой сын Абдуллы, Абдулла Чиф, заводчиком которого был Силли К. Рой, настроенный весьма категорично насчет своего соперника. Он утверждал, что Гамблетониану никогда не стать хорошим рысаком и его удел – лошадь для праздников и шоу.
Противостояние двух братьев произошло на ипподроме Лонг-Айленда в 1852 году. Гамблетониан и Абдулла Чиф были запряжены в вагонные тележки, а в качестве наездников выступили их владельцы. Гамблетониан обошел соперника и первым пересек финишную черту, пройдя милю за 3 минуты и 3 секунды. Рой не мог принять поражение своей лошади и настоял на еще одном заезде. И вновь Гамблетониан пришел первым, показав результат 2.48½, тогда как Абдулла Чиф прошел милю за 2.55½. Именно этот рекорд сделал Гамблетониана легендой – в середине XIX века подобный результат стал настоящей сенсацией!
К одной из примечательных черт Гамблетониана следует отнести его… перестроенность! Так, его высота в холке составляла 15.1 ¼ хэндов (то есть, около 154 см), а высота крупа – 15.3 ¼ хэндов (примерно 156 см). Считается, что именно такая особенность строения задних ног обеспечивала большую амплитуду и мощный толчок задом, и эту силу Гамблетониан успойчиво передал всем своим потомкам.
Легендарный жеребец пал 27 марта 1876 года в возрасте 27 лет. И он, и его владелец, скончавшийся в 1870 году, похоронены в Честере, штат Нью-Йорк. Спустя 17 лет на месте захоронения была воздвигнута гранитная стелла, средства на которую собрали через добровольные пожертвовани поклонников таланта великого рысака. Сегодня памятник жеребцу можно увидеть на улице Гамблетониан-авеню, также названной в честь легенды. Кроме того, Гамблетониан является талисманом средней школы Chester Academy, его силуэт встречается на эмблемах учебного заведения. Спортивные команды школы носят название «Честер Гамблетонианз», а сами жители городка очень гордятся своей историей – по всему Честеру можно встретить силуэты, фигуры и изображения лошади.
Последователи
Гамблетониан начал свою карьеру производителя еще в возрасте 2 лет, когда Рисдик покрыл им четырех кобыл. Со временем слава о жеребце разошлась по всей Америке, и владелец решил использовать Гамблетониана в качестве производителя – переставил его на конюшню в Честере, а за одну случку брал порядка 500 долларов! Гамблетониан служил производителем более 24 лет, что, собственно, и стало главной причиной вообще появления новой породы. Рисдик тоже был вознагражден за свою пронецательность – на случках с этим жеребцом он заработал целое состояние. Историки породы установили, что Гамблетониан произвел на свет 1335 сыновей и дочерей!
Потомки знаменитого производителя отличались выдающейся резвостью и обходились своим хозяевам в довольно крупную сумму. Так, один из сыновей Гамблетониана, Декстер, в 1860-х годах «сделал» милю за 2.17¼, после чего был выкуплен Робертом Э. Боннером за 25 тыс. долларов! После этого Боннер ни разу не выставил Декстера на бега – высокие моральные принципы не позволяли ему получать истинное удовольствие от денежных ставок и зрелищ на ипподромах.
Вклад Гамблетониана в Американскую стандартбредную породу трудно переоценить: 40 из его сыновей и дочерей показывали резвость от 2.17¼ (Декстер) до 2.30 (Леди Августа); около сотни сыновей Гамблетониана произвели более 600 рысаков с рекордом от 2.8¾ до 2.30 и порядка 50 его дочерей были матерями рысаков с резвостью от 2.12¼ до 2.20.
К самым знаменитым и резвым потомкам Гамблетониана можно отнести Александер'с Абдуллу, Абердина, Диктатора, Эверетта, Элекшионира, Джорджа Вилкса, Хэппи Медиума, Гарольда, Мессенджера Дюрока и Волонтира; каждый из них показал не только отличные результаты при жизни, но и дал продолжение породе – практически во всех лучших рысаках Америки течет кровь перечисленных жеребцов; каждый считается родоначальником отдельной линии.
Первый из них, Александер'с Абдулла, стал отцом знаменитой Голдсмис Мейд (2.14), Альмонта, Бельмонта, Нутвуда (2.18¾) и Веджвуда (2.19). Джордж Вилкс в свое время прославился как «Король американского рысистого ипподрома» и был признан самым эффективным производителем после Гамблетониана и Элекшионира. Гарольд произвел самую быструю лошадь своего времени, Маудс, чей рекорд составил 2.8¾.
Главный приз
В 1923 году в советской России впервые был разыгран главный трофей для орловских рысаков – приз Барса, получивший неофициальное название «орловское Дерби». И снова напрашивается весьма очевидная историческая параллель – спустя три года на противоположном полушарии состоялся приз Гамблетониан Стейкс – главное событие в ипподромной карьере любого американского рысака.
Учрежден он был еще в 1924 году. Идея создания Приза принадлежала известному промоутеру того времени из Чикаго Гарри О. Рино. Именно он собрал комитет учредителей, в который на тот момент входили порядка десяти самых известных коннозаводчиков и чиновников штата. Сам Рино вместе со своим зятем, владевшим собственной фермой, вошли в первоначальный исполнительный комитет, названный The Hambletonian Society.
В апреле 1924 года в главном конном издании США The Horse Review появился первый рекламный разворот Приза Гамблетониана, призовой фонд которого составлял 50 тыс. долларов. Один из колумнистов издания Джозеф И. Марке написал несколько положительных рецензий о предстоящем событии – к слову, он также стал частью команды учредителей приза.
Три ипподрома: Атланта в Джорджии, Каламазу в Мичигане и Сиракузы в Нью-Йорке – подали заявку на проведение первого Приза Гамблетониана в истории. В результате решением комитета был выбран ипподром Сиракузы – руководство в Нью-Йорке предложило добавить еще 8 тыс. долларов к призовому фонду, чем и вызвало благосклонность учредителей. К 1926 году призовой фонд был увеличен до 73 тыс. долларов США, тем самым превратив Приз Гамблетониана в самое элитное состязание рысаков к западу от Атлантики. Такой статус это событие сохранило и по сей день.
А что сегодня?
Сообщество The Hambletonian Society успешно функционирует до сих пор и служит примером удачной некоммерческой спортивной организации. Свою миссию сообщество преподносит как «развитие Американской стандартбредной породы путем грамотной административной поддержки и популяризации рысистых бегов». The Hamletonian Society успешно курирует 137 престижных заездов по всей Америке, в числе которых Приз Гамблетониана для 3-летних рысаков, заезд для кобыл Гамблетониан Окс, а также серия элитных заездов The Breeders Crown, куда входят также и бега иноходцев.
Денежные обороты, связанные с организацией рысистых бегов в США, превышают 17 млн долларов ежегодно. The Breeders Crown, насчитывающая 298 заездов за свою историю, принесла более 150,854,032 долларов прибыли! The Hambletonian Society успешно популяризует рысистые бега в США путем продвижения спорта в СМИ и привлечения крупных спонсоров – таких, как Cadillac, Continental Airlines или MBNA America Bank. Все это позволяет устраивать зрелищные шоу с внушительными призовыми суммами и чтить память великого Гамблетониана, положившему начало американскому рысаку.