Разжалованный чемпион
Лето 1948 года. До первых послевоенных Олимпийских игр в Лондоне остается меньше месяца. Сборная Швеции по выездке стоит перед серьезной проблемой. Сильнейший спортсмен страны Гейнелль Перссон – сержант шведских вооруженных сил. Всего лишь сержант. В то время как по уставу FEI принимать участие в олимпийских конноспортивных стартах могут только военнослужащие, имеющие офицерские звания. Руководство сборной решается в прямом смысле на военную хитрость – 20 июля, за три недели до соревнований, специальным приказом Перссон повышается в звании до лейтенанта. Обладая хорошей подготовкой и талантом, а главное – офицерскими погонами, Гейнелль Перссон на лошади по кличке Кнауст предсказуемо выигрывает личное золото. Дальше началось самое интересное – спустя две недели после торжественной церемонии награждения выходит новый приказ о понижении Перссона обратно в сержанты. Этот факт просачивается в прессу, а затем и доходит до руководства FEI. После чего с согласия МОК Международная федерация конного спорта дисквалифицирует спортсмена, и его результаты аннулируются.
Этот скандал послужил стимулом к революционным переменам в политике FEI – уже к следующей Олимпиаде устав стал гораздо демократичнее, допустив к участию в соревнованиях не только унтер-офицеров и солдат, но и вообще гражданских лиц, включая – неслыханно! – даже женщин (правда, только в выездке). Поэтому Игры 1952 года в Хельсинки стали первыми в истории, где всадники выступали уже не только в военной форме. Вместе с этим международное конноспортивное сообщество столкнулось с неожиданной проблемой – а как, собственно, должны выглядеть на соревнованиях гражданские спортсмены? Ведь в этом прежде сугубо милитаристическом виде спорта не было прецедентов, чтобы участники стартовали не в мундирах. Лишь к 1968 году удалось привести конноспортивную моду к относительному единообразию, а впоследствии и прописать в уставе.
Итак, сегодня одежда конника состоит из четырех основных элементов: сапоги, бриджи, редингот/фрак, шлем/цилиндр. Если с обувью для конного спорта более-менее все понятно, то остальные предметы гардероба в течение многих десятилетий претерпевали серьезные метаморфозы.
Я милого узнаю по походке
До появления эластичных синтетических материалов в текстильной промышленности создать брюки для верховой езды обтягивающими было отнюдь не простым делом. В XVIII-XIX веках парадные рейтузы кавалеристов высокого ранга изготавливались из кожи оленя или лося (отсюда, кстати, название «лосины»). Они были очень узкими и неудобными, тем более надевать их приходилось мокрыми. Высыхали они уже на теле, создавая нужную «прилегаемость». Поэтому, вопреки распространенному мнению и современному конноспортивному тренду, брюки у кавалеристов XIX века – особенно в их походном исполнении – были свободными. Ни на одном изображении формы кавалерии разных стран этого периода вы не найдете обтягивающих рейтуз.
Настоящий подарок кавалеристам всего мира сделал в конце XIX столетия французский генерал и военный министр, маркиз Гастон Огюст де Галифе. Он сильно страдал от боевого ранения, которое искалечило и деформировало его бедро. Для того чтобы скрыть столь явный дефект своей внешности, он и придумал эти странные «ушастые» штаны. Они пришлись по душе военным – внизу узкие, легко наматывать портянки и заправлять в сапоги, а сверху – свободные, не сковывают движения. Но главное – они придавали такой мужественный и щеголеватый вид, что буквально за 20 лет галифе стали неотъемлемой частью кавалерийской формы от России до США. Впоследствии в советской армии такие брюки проживут дольше всего, перекочевав в форму всех сухопутных войск, и даже авиации.
На конноспортивных турнирах первой половины ХХ века, когда выступали только военнослужащие, галифе или просто свободные брюки являлись частью формы полка (а даже не страны), в котором служил тот или иной всадник. Это выглядело вполне естественно. Наиболее экстравагантно такой элемент одежды стал смотреться на гражданских лицах, особенно на женщинах. Но при отсутствии других моделей дамам приходилось шить такие же широкие штаны, только белого цвета. Со временем они сужались до тех пор, пока не приняли вид современных бриджей. Это произошло в 1970-х годах с массовым появлением относительно дешевых и практичных синтетических материалов, нейлона и эластана, для пошива спортивной одежды.
На фото олимпийского пьедестала почета в индивидуальных соревнованиях по выездке в Хельсинки вторую ступень занимает спортсменка именно в таких нелепых и даже смешных штанах. Однако если вспомнить, что это за человек, то становится совершенно не до смеха. Датчанка Лиз Хартел стала не только первой в истории женщиной-призером Олимпиады в конном спорте, но и настоящей иконой паралимпийского движения. Тогда, в 1952 году, для людей с ограниченными возможностями не проводилось своей отдельной олимпиады, поэтому всадница решилась стартовать в компании со всеми остальными спортсменами.
В 1940 году в возрасте 19 лет Лиз Хартел перенесла полиомиелит, после чего навсегда осталась частично парализованной. Завоевав серебряную медаль и объехав многих сильных и здоровых мужчин, эта женщина неожиданно столкнулась с трудной задачей – во время церемонии награждения ей нужно было взойти на ступень пьедестала с цифрой «2» на глазах у тысяч зрителей. Ей это удалось благодаря помощи победителя турнира, шведского спортсмена Генри Сент-Сира. Этот момент стал, пожалуй, самым эмоциональным за всю историю современных Игр.
Фрак и редингот
Двубортный приталенный пиджак. Вот чем по своей сути является редингот – главная составляющая конкурного гардероба. Редингот – прямой наследник военного мундира. Для того чтобы сделать его «гражданским», не пришлось долго думать и изобретать «велосипед». Достаточно было убрать погоны и другие знаки отличия, карманы, ремни и пару пуговиц. Поэтому-то первые рединготы для конного спорта появились сразу уже почти в том виде, какими мы знаем их сегодня. Эволюционировал только цвет, благодаря чему современный конкур пестрит разнообразной палитрой красок – от нежно лиловой до ярко-оранжевой.
Гораздо интереснее история появления фрака в конном спорте. Начнем с того, что этот классический мужской элемент одежды, абсолютно несвойственен для женщин. Причем, к середине прошлого века он уже считался безнадежно устаревшим. Если вы не шпрехшталмейстер, дирижер, пианист или жених на свадьбе, то вряд ли вы бы надели фрак и в начале ХХI века, и в середине ХХ. Как же он попал в выездку? Наиболее правдоподобной выглядит версия, что в спорт он пришел, можно сказать, от первоисточника – из классической высшей школы верховой езды. Четыре сохранившиеся до настоящего времени школы трепетно берегут не только традиционные методы работы с лошадьми, но и парадную форму берейторов. На современную выездку в большей степени повлияла Венская высшая школа. Известна масса примеров того, как мастера, покинувшие ее стены, работали со спортсменами, тренируя их для соревнований по выездке. На фоне мощнейшего авторитета этого учреждения гражданские спортсмены фактически единодушно приняли за основу своей формы именно фрак по образцу Венской высшей школы.
Уже вслед за появлением фрака к нему присоединились такие классические, велико-светские спутники, как белые перчатки и цилиндр. Кстати, в конкуре перчатки никогда не являлись обязательным атрибутом экипировки всадника.
Появление шлема, несомненно, связано с вопросами безопасности, однако возможным оно стало лишь после демилитаризации конного спорта. Военная офицерская форма кавалеристов не подразумевает наличие каскию Поэтому вплоть до 1952 года абсолютно все спортсмены выступали в своих форменных фуражках – которые, абсолютно не помогали при падениях – а то и вовсе «с непокрытой головой». Аналогичное безответственное отношение к собственной безопасности долгое время демонстрировали и троеборцы, до тех пор пока в уставе FEI не было прописано обязательное наличие защитного шлема, а позднее – и жилета.
Все как один
Последние 40 лет внешний облик всадников, выступающих на турнирах высшего достоинства, практически не менялся, если не считать появления шлемов в выездке, которое вызвало бурные обсуждения в среде мировой конноспортивной общественности в 2011-2012 годах. Современная одежда если и отличается визуально, то лишь в небольших деталях. И, к сожалению, на конноспортивных аренах за редким исключением практически не осталось военнослужащих. Причем нужно заметить, что конный спорт – единственная возможность увидеть на Олимпиаде спортсмена в военной форме. В уставе FEI четко прописано: «Военные, полицейские и др. на всех международных соревнованиях могут выступать как в гражданской одежде, так и в своей униформе. Ношение специальной формы разрешено не только служащим вооруженных сил и полиции, но также сотрудникам или учащимся государственных, военных учреждений, национальных конных заводов, школ, вузов. Эта одежда должна также соответствовать и требованиям ношения защитных шлемов».
Вся недолгая история
развития одежды для спортсменов-конников была связана с поисками альтернатив элементам военной формы. Сегодня «гражданские» почти полностью вытеснили из конного спорта людей в униформе, а жесткий регламент FEI сделал всадников неотличимыми друг от друга. Зрителям становится скучно. Хотя в последние годы активно поднимается вопрос о том, чтобы дать возможность спортсменам как-то разнообразить свой имидж. Правда, до сих пор эти обсуждения ни к чему не привели, находя скорее больше противников, чем сторонников. А вы что думаете по этому поводу?