Автор: Юлия Серкова
Номер журнала: GM№2(159)/2016
На 180 градусов
Будущий мастер акварельной живописи родился в Риге в 1882 году в семье Ван Виссена, лесничего немецкого происхождения. По долгу службы отца все время переводили из одного уезда в другой, так что к восьми годам мальчик успел побывать в Петербурге, Туле, Владимире и Костроме.
В детстве Артур страдал тяжелой формой аутизма: внешний мир так мало интересовал ребенка, что до семи лет он не произнес ни слова, да и уединенная жизнь в лесных хозяйствах мало способствовала общению. Все изменилось в один миг, когда маленького Фонвизина впервые привели в знаменитый цирк Чинизелли. Сегодня он известен под названием Большой Санкт-Петербургский государственный цирк, премьера же конного выступления в деревянном цирке Гаэтано Чинизелли состоялась более ста лет назад, в 1867 году.
Ни в сказке сказать, ни пером описать
Зрительный зал был роскошно оформлен бархатом, золотом и зеркалами, а цирковые представления поражали воображение. Например, в одном из номеров манеж преображался в огромный бассейн, где плавали олени, лошади со всадниками и слоны, а вода била фонтанами в нескольких местах арены. Сам Чинизелли в молодые годы считался одним из лучших конных акробатов. В год приезда в Петербург ему исполнилось 54 года – к этому времени он стал заниматься в основном дрессурой лошадей. Цирковая конюшня вмещала полторы сотни лошадей, была отделана мрамором, имела асфальтовые полы, покрытые коврами, и благоухала духами. Ее украшали фонтаны, зеркала и аквариумы с золотыми рыбками! Рядом с лошадьми всегда стояли конюхи, одетые в униформу; на подносах они держали свежую морковь, которую можно было купить и угостить ею лошадь. Корреспондент «Петербургской газеты» писал: «Этому роскошному помещению, устроенному для четвероногих артистов, позавидует немало и петербургских двуногих обывателей».
Але-оп!
Неудивительно, что цирк настолько поразил юного Фонвизина, что он начал не только говорить, но и рисовать. Прекрасные феи и бесстрашные валькирии, так легко игравшие огненными факелами на спинах мчащихся по манежу лошадей, навсегда завладели его воображением. Именно тогда мальчик ясно осознал, что его путь определяет искусство. Тема цирка присутствовала на протяжении всей его жизни, но писал художник исключительно наездниц, сидящих или стоящих на лошадях.
Путь к себе
Фонвизин поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, но через некоторое время был отчислен за незаконно проведенную выставку. Он уехал в Мюнхен, а затем вернулся в деревню к родителям и после много путешествовал по России, преподавал и все это время писал, писал… Самое интересное, к акварели он пришел только в пятьдесят лет, и именно она подарила ему славу (ранние работы художника исполнены в основном гуашью и маслом). Артур Владимирович использовал свою собственную технику – отказался от белил (что часто делали мастера старой школы), не мочил бумагу и не пользовался карандашом. В его арсенале было огромное количество кистей – и акварельных, и живописных: беличьих, барсучьих, медвежьих, колонковых. Он много писал с натуры – натюрморты, пейзажи, виды городов и бесчисленные портреты своих любимых натурщиц – актрис и балерин, в том числе Майи Плисецкой. Работал Фонвизин и иллюстратором книг – благодаря ему обрели краски произведения А.С. Пушкина, В.А. Жуковского, Э. Гофмана.
Вечная память
Фонвизин поздно начал говорить, поздно пришел к акварели, встретил жену в сорок семь и стал отцом в пятьдесят пять лет, а собственным домом обзавелся только в семьдесят. Удивительно, но у художника до восьмидесяти лет не было своей мастерской! Он рисовал на небольшом столике, освещенном лишь светом из окна...
Артур Владимирович умер 19 августа 1973 года в Москве; его картины хранятся в лучших коллекциях и музеях нашей страны – Третьяковской галерее, Русском музее, Музее изобразительных искусств имени Пушкина. Парадоксально, но факт: Артур Фонвизин всю жизнь стремился отгородиться от мира, убежать от реальности, но оставил в истории искусства и сердцах людей вечный след. GM