Застывшие лошади мира. Памятники прекрасным дамам

История: Застывшие лошади мира. Памятники прекрасным дамам

Автор: Владислава СМИРНОВА
Номер журнала: ЗМ №3(116)2012

Равенство мужчин и женщин давно никто не оспаривает, но тем не менее конный памятник женщине до сих пор считается явлением редким и необычным. Монументальные изваяния «конных женщин» становятся достопримечательностью гораздо большей, чем статуи королей, военачальников и прочих великих мужчин.
Памятник королеве
 
Если ставят памятники королям, почему бы не поставить королевам? Очень милый королевский монумент украшает одну из площадей Амстердама. Это памятник любимой голландцами королеве Вильгельмине. Выглядит бронзовая королева вполне современно, элегантно по-дамски сидит на лошади, впрочем, это не удивительно, ведь королева – почти наша современница, она умерла лишь в 1962 году. Королева прославилась самым длительным среди голландских монархов правлением – она была у власти 50 лет, и ее правление пришлось на самые драматичные в истории ХХ века периоды – Первую и Вторую мировые войны. Памятник королеве Вильгельмине, по мнению голландцев, вполне соответствует характеру монархини – элегантный, неброский. Правда, места в Голландии маловато, и памятник из-за нехватки площади установили буквально посередине тротуара на расширяющемся кверху столбе. 
 
 
Самая большая конная дама
 
Самая большая женская конная статуя в мире стоит в российском городе Балтийске (Калининградская область). Это памятник Императрице Елизавете Петровне. Памятник совсем новый, он был создан в 2004 году скульптором Георгием Франгуляном, отлит в Москве и Казани, а затем подарен балтийскому Музею Мирового океана от имени  Славянского фонда России. Высота статуи 14 метров (без постамента 6,3 метра), вес около 12 тонн. Постамент стилизован под фортификационное сооружение. Скульптура стала центром недавно открытого историко-культурного центра «Елизаветинский форт».  Правда, назначение «Елиза­ветинского форта» пока не определено – планируют, что там будет музей, связанный с историей балтийского флота. Почему в музее флота Елизавета Петровна верхом? По замыслу архитектора, приехала встречать корабли, приплывающие в Калининград. 
 
 
Самая популярная героиня
 
Самой популярной  женской «моделью» для скульпторов оказалась французская национальная героиня Жанна Д`Арк, знаменитая Орлеанская Дева. Только на родине, во Франции, установлено не менее десятка конных изображений героини, которые иллюстрируют весь ее героический поход за спасение Франции. Позолоченная статуя Жанны работы французского скульптора Эммануэля Фремье появилась в 1874 году в Париже на улице Риволи – столица не могла не почтить национальную героиню. Вторая Жанна обитает в Париже на базилике собора Сакре-Кер. Величественная Жанна во камне, вполне реалистичная, стоит перед зданием городской мэрии в французском городе Ванкулере – ибо отсюда в 1429 году героиня ушла воевать, а точнее отправилась в город Шинон для встречи с Карлом VII. В Шиноне тоже есть памятник Жанне Д`Арк, на площади ее имени – Жанна с грозным видом скачет, топча врагов. Лидер по числу изображений Жанны Д`Арк, конечно, Орлеан – она его освободила и получила прозвище Орлеанской Девы. В Орлеане конная статуя Жанны стоит на площади дю Мартруа (это самая первая конная скульптура Жанны, установлена в 1855 году), а также несколько изображений в других местах города. Каменные Жанны стоят в Тулузе и Реймсе. Судя по количеству памятников, Жанну Д`Арк можно назвать самой почитаемой француженкой.
 
 
Пламенная революционерка Анита Гарибальди
 
Многие конные монументы, даже женские, традиционны. Монументальный конный, степенный вид. Однако совершенно необычный и даже уникальный памятник украшает один из семи главных римских холмов. Женщина верхом на неоседланной лошади, в одной руке пистолет, в другой – младенец. Это Анита Гарибальди, жена и соратница одного из знаменитых Гуров Италии Джузеппе Гарибальди. Гарибальди для итальянцев – человек-легенда, в XIX веке он яростно боролся за свободу Италии и образование единого итальянского государства, а также за свободу и независимость Уругвая и Рио-Гранде в Южной Америке. Анита яростно боролась рядом с ним – скакала  на лошади, стреляла, в общем, воевала. Прямо на войне Анита родила своего старшего сына Менноти, а через 12 дней после родов в отсутствие мужа Анита была вынуждена бежать от врагов, положив новорожденного перед собой на седло. Этот момент и отражен в памятнике.
 
 
Анита умерла неподалеку от Венеции, куда чета Гарибальди вернулась для продолжения борьбы за независимость Италии. Она была беременна четвертым ребенком, до рождения которого оставался один месяц. Джузеппе Гарибальди пережил свою подругу на 20 лет и все это время оставался ей верен. В 1932 году в Риме, на холме Яникуле, был разбит парк, посвященный гарибальдийцам, установлена статуя Аниты Гарибальди, а прямо под ней захоронен ее прах.